СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Попов А.И. Статья в формате PDF 159 KB Глобальные изменения, происходящие на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей ействительности, непрерывно расширяющиеся информационное прострaнcтво способствует повышению активности человека в осознании личностно значимых и мировых процессов. Сегодня остро стоит проблема профессиональной адаптации и социализации человека в быстроменяющейся современной действительности.

Интенсификация жизненного и профессионального прострaнcтва человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является со­циально значимой. Учебное заведение в современных условиях должно обеспе­чить условия для более адекватного осознания молодым человеком путей сво­его личностного и профессионального развития, способов повышения собст­венной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и раз­вития способности к деятельности в экстремальных условиях.

Олимпиадное движение в высшей школе можно рассматривать как сопро­вождение процесса творческого саморазвития, которое выступает как взаимо­действие члeна олимпиадной микрогруппы и руководителя с целью помощи субъекту развития в решении проблем по повышению конкурентоспособности за счет преобразования ориентационного поля его развития, в качестве которо­го выступает чувство социально-интеллектуальной защищенности, компетент­ности, опыт взаимодействия с партнерами по олимпиадной микрогруппе, что позволяет интегрировать познавательные и социальные потребности личности для поиска будущим специалистом смысла профессиональной деятельности и содействует его полноценному личностному и профессиональному развитию через становление творческой компетентности.

В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной дея­тельности к саморазвивающейся научно - исследовательской.

Специфика сопровождения через систему олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в обра­зовательном процессе посредством усиления позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Конкретный человек с его индивиду­альными особенностями оказывается в центре внимания всех проводимых ме­роприятий, после чего идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.

Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающего­ся, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий по­тенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной актив­ности, и ориентированная на формирование творческой компетентности лично­сти как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечивает про­стрaнcтво свободного творческого поиска уникального разрешения профес­сиональных творческих проблем.

Проектирование олимпиадной среды вуза должно сопровождаться:

  • ориентацией студента на рост профессиональных ценностей и убеждений;
  • обеспечение психологической поддержки творческой деятельности;
  • сопровождение индивидуального творческого профессионального развития студента;
  • единство индивидуального и комaндного творчества в олимпиадном движении.

Определяющими компонентами данной среды будут:

  • социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности члeнов микрогруппы;
  • внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;
  • информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.

Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассмат­ривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творче­ской деятельностью личностно-значимых индивидуумов, приобретение навы­ков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества. Успешность развития творческой компетентности специалиста будет зависеть, в том числе от сбалансированного сочетания этих трех видов деятельности.

Активизация интегрированной деятельности на основе сотрудничества и конкуренции именно в юношеском возрасте необходима в силу психофизиче­ских и социальных изменений, происходящих в этот период. Раздвигая рамки социального жизненного опыта молодых специалистов, помогая им увидеть творческую сторону производственной деятельности, олимпиадное движение становится средством самопознания, самовыражения и саморазвития.

В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противо­речия между организованностью социального института и перманентной неор­ганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основ­ных подходов к образованию:

  1. Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной лич­ности.
  2. Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
  3. Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
  4. Предоставление возможности обучающимся выpaбатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
  5. Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.

Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть лич­ностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует куль­тивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.

Основными этапами развития специалиста инженерного профиля в систе­ме олимпиадного движения является:

  • формирование профессиональной направленности как самостоятельное и мотивированное отношение к выбору профессии;
  • формирование профессионального самоопределения как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии;
  • формирование пpaктической востребованности как интеграция социального заказа и личностной направленности;
  • формирование творческой профессиональной компетентности как совокупность индивидуальных качеств личности;
  • формирование готовности к дальнейшему саморазвитию;
  • становление и воспитание качеств личности, базирующихся на общечеловеческих ценностях.

Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает сле­дующие аспекты:

  1. подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализации через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;
  2. созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;
  3. результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.

Сопровождение в виде олимпиадного движения имеет несколько уровней:

Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студен­ческой олимпиады при Федеральном агентстве по образованию - ставятся об­щие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движе­ния.

Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения универси­тета - конкретизируются цели и задачи с учетом специфики вуза.

Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа - изучаются потребности студентов, происходит реализация конкретных методик и технологий, рефлек­сия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.

Можно выделить следующие принципы организации олимпиадного дви­жения:

  • Мотивационной готовности - позволяет на основе учета текущих потребностей обучающихся развивать ключевые компоненты творческой компетентности.
  • Персонифицированность - учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития.
  • Разноуровневость - позволяет организовать участие обучающихся волимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления в несколько этапов:
  1. Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический. Организуются олимпиады (индивидуальные, коллективные) по гуманитарным и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным дисциплинам.
  2. Задачи - учебные и учебно - профессиональные ставятся преподавателем. Цель этапа - формирование творческого стиля мышления, психологической устой чивости, осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству.
  3. Эвристический (профессионально - ориентированный). Проводятся конкурсы по направлению (по специальности). Задачи профессионально - ориентированные - ставятся преподавателем. Цель - адаптация к деятельности в условиях реального развивающегося производства.
  4. Креативный. Проводятся конкурсы инновационных проектов по направлению (специальности). Проблемные ситуации ставятся самими участниками. Цель - адаптация к творческой научной деятельности.
  5. Заключительный. Организуются конкурсы выпускных квалификационных работ (обычно заочно). Цель - определение уровня сформированности творческой компетентности специалиста и его конкурентоспособности.

Необходимо отметить, что олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся. Лидера в олимпи­адном движении определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенность в своих возможностях, общительность, способность к самоутверждению, урав­новешенность, объективность. Но основным фактором на наш взгляд является процесс формирования олимпиадной группы вокруг подлинного лидера-преподавателя, который как личность способен оказывать влияние на людей и объединять для достижения какой-либо цели, выражает когнитивные и творче­ские интересы олимпиадной микрогруппы. В тоже время преподаватель должен ского потенциала других, члeнов микрогруппы. Лидерами микрогруппы могут стать обучающиеся с повышенной мотивацией к достижениями и достаточным потенциалом социальной адаптивности. Развитую ступень лидерских способностей показывает способность к общению в процессе поиска решения творче­ской проблемной ситуации и умение оказывать воздействие на других члeнов группы с целью более активного вовлечения их в творческую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно - прогностический курс: Учебное пособие. Казань, 2005.
  2. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические хаpaктеристики: Монография. СПб., 2000.
  3. Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета//Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно - методической конференции. Тамбов, 2005. С.75-80.


Луго-парковые пастбища в Северном Зауралье

Луго-парковые пастбища в Северном Зауралье Статья в формате PDF 105 KB...

20 04 2024 14:44:46

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ В статье освещаются спopные вопросы платности медицинской помощи в отечественном здравоохранении. Проанализировано мнение пациентов крупного в Южном Федеральном округе лечебно-профилактического учреждения, ОКБ № 1. Определены пути распределения денежных потоков, которые порождают диссонанс в отношениях населения к организации медицинской помощи в России: в то время, как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при низком сервисе обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг. ...

16 04 2024 18:56:22

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

14 04 2024 10:53:59

РОССИЯ И ЕВРОПА: ОСНОВЫ ЭКОЭТИКИ

РОССИЯ И ЕВРОПА: ОСНОВЫ ЭКОЭТИКИ Статья в формате PDF 143 KB...

13 04 2024 4:54:33

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ Статья в формате PDF 101 KB...

11 04 2024 3:46:26

ЛЕГКИЕ СТОЛИЦЫ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА

ЛЕГКИЕ СТОЛИЦЫ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА В работе рассмотрены климатические, географические и другие условия, влияющие на воздухообмен и микроклимат города Сочи. Показана та большая роль, которую играют зеленые насаждения города, для комфортного проживания в нем людей. Наглядно представлено, какие именно типы зеленых насаждений и ассоциаций выполняют наибольшую роль в создании благоприятного микроклимата в городском образовании Большой Сочи. ...

04 04 2024 21:25:50

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...

01 04 2024 23:56:50

ЗЕМЛЯ НЕ БЫЛА НАГРЕТОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ РАСПЛАВЛЕННОЙ

ЗЕМЛЯ НЕ БЫЛА НАГРЕТОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ РАСПЛАВЛЕННОЙ Статья в формате PDF 111 KB...

31 03 2024 11:58:29

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

30 03 2024 14:35:57

ОЦЕНКА АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ НИКОТРИРОВАННОЙ СТАЛИ 25Х3М3НБЦА

ОЦЕНКА АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ НИКОТРИРОВАННОЙ СТАЛИ 25Х3М3НБЦА Приведены результаты исследования влияния технологических факторов, таких как температура, время, продолжительность насыщения, а также состав смеси насыщения на антифрикционные свойства стали. ...

28 03 2024 12:45:57

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...

18 03 2024 2:38:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::