О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прохоров В.Т. Данцова Т.Ф. Таловерова Т.А. Статья в формате PDF 127 KB

Качество образования - один из самых актуальных вопросов нашего времени. Его следует рассматривать с точки зрения неразрывного комплексного подхода к обучению во всей системе образования России. Мониторинговые исследования позволяют сформулировать единые подходы к оценке качества образования с формированием единых инструментариев такой оценки - это системы показателей и критериев, а совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в комaнде и развиваться социально.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует, рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров на европейских рынках труда.

Перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Позиция Российской Федерации заключается в том, что мы не планируем и не будем вступать в ВТО на любых условиях, ради вступления. Это процесс, который должен быть взаимовыгодным. Если мы говорим о каком-то соглашении, то любое соглашение (концептуально) предусматривает две части: права и обязанности. И каждое государство, которое заключает соглашение, взвешивает свои права, возможности, которое оно получает от этого соглашения, и обязательства, которые оно принимает на себя. Обязательства должны быть, не бывает соглашений без обязательств. Вот с этих позиций мы и должны подходить к Болонскому процессу.

Сейчас систему бакалавр-магистр абсолютное большинство вузов для большинства технических специальностей реализуют в рамках многоуровневой системы, которая существует у нас по стандартам второго поколения, введенным 1 сентября 2000 года. Три года студенты обучаются в высшем учебном заведении по достаточно общей программе, изучают в начале дисциплины в составе естественнонаучного цикла, в составе экономичного цикла и общие профессиональные. После третьего года в вузах сложилась пpaктика, которая предполагает три варианта.

Первый вариант - три плюс один год - бакалавр, и студент может уходить. Если кто-то скажет, что такая система не реализуется на пpaктике, и что все 100% студентов готовы реализовывать 5-летнюю программу, мы готовы найти в любом ВУЗе и назвать по фамилиям тех студентов-четверокурсников, которым нечего делать на 5 курсе, которым надо дать диплом бакалавра и отпустить с «Богом», потому что они уже не способны справиться с программой магистра. Таких студентов, конечно, не очень много, но на каждом курсе их не менее 5%.

Вторая возможность - пять лет: три плюс два года. Диплом специалиста, тот, пятилетний, который был в Советском Союзе. Это есть сейчас пpaктически во всех институтах и университетах. Эти специалисты -большинство тех пpaктиков, которые идут на предприятие.

И третья категория «вундеркиндов», как мы говорим, которые есть на каждом курсе. О таком студенте мы знаем, что он сразу должен идти в аспирантуру, в науку, в НИИ и т.д. И для него реализуется возможность в сотнях ВУЗах: три плюс год (бакалавр) плюс два (магистратура), итого 6 лет.

Итак, система четырех лет (бакалавр), три плюс два (пятилетний специалист), три плюс один плюс два (шестилетний специалист). Эта система была создана велением времени, потому что потребности рынка труда и потребности каждой личности растут. И пока в России не прижилась рыночная экономика, эта система не была нормализована. И вот с этих позиций мы подошли сегодня и к вопросу об эффективном вхождении в Болонский процесс. Какими они могут быть?

Для такой, например, схемы: 3-4 года бакалавриата; 1-2 года магистратуры с созданием прозрачной системы расчетных единиц кредитов; прозрачной системой контроля качества от учебного заведения до федеральной власти. Наиболее вероятны следующие критерии:

1. 3-4 года бакалавриата. Эта система пpaктически уже реализуется. Да, у нас 4-летний бакалавриат, думается, что коллеги из Европы поймут это - мы реализовываем 4-летний бакалавриат на базе 11 -летнего школьного образования. Но пока еще 50% школьников заканчивают 10-летку на базе 11-летки, поэтому бакалавриат 4-летний. Надеемся, что эта проблема никому не мешает.

2. 1-2 года магистратуры. Да, у нас, как правило, пока 2-х-летняя магистратура, но очень часто можно слышать, что могли бы реализовывать одногодичные программы по гуманитарным специальностям. И в тоже время мы знаем ВУЗы, выпускающие специалистов высочайшего уровня по 2-х годичной программе - МГУ, СПбГУ. Сейчас в региональных университетах ради эксперимента, мы подчеркиваем, реализовываются годичные программы магистратуры по гуманитарным специальностям. Может быть, и по экономическим специальностям это вполне возможно. Другое дело, что режим работы там достаточно жесткий: работа в библиотеке день и ночь, в два раза меньше аудиторных занятий и в два раза больше занятий самого человека, если это оправдано и дает хороший результат.

3. Кредитная система, система зачетных единиц. Мы думаем, что все равно в России будем заинтересованы в ее введении, тем более что мы фактически уже приступили в определенной степени к разработке технологий введения этой системы в Российской Федерации, подчеркиваем, опять-таки вне зависимости от Болонского процесса. С чем это связано? Сейчас мы студенту в дипломе пишем: название дисциплины, число часов, которое он прослушал, и отметку. И число часов в большинстве вузов по математике или по физике различается. У нас пpaктически нет университетов, в которых было бы выделено равное количество часов, например, на матанализ, потому что стандарт дает нам определенную свободу. Но проблема заключается в другом, в том, что сейчас наступает диктат широкого внедрения дистанционных технологий и признания курсов, прослушиваемых в различных университетах. Ситуация, когда мы действительно придем к очень серьезным изменениям, а вы знаете, что уже принят закон о дистанционном образовании, тогда без всякого Болонского процесса студент из ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» сможет прослушать курс по философии в любом вузе, и мы должны будем их ему засчитать. Такая возможность должна быть создана, и желательно не на бесплатной основе. А это, между прочим, вопрос тех конкурентных возможностей, которые мы предлагаем и которые пока не используются в полной мере.

4. Система контроля качества. К ней нужно готовиться, и делать это нужно уже сейчас, сегодня, чтобы не было поздно завтра. Да вызывает озабоченность уровень качества высшего образования в России. Министерство создало Совет при министерстве образования по качеству экономического и юридического образования, но это только первый этап решения проблемы по контролю за уровнем качества высшего образования, потому что после доступности образования, обеспечение качества образования - вторая по значимости задача, поставленная правительством Российской Федерации. Для решения этой задачи у нас создана «Государственная система аккредитации и контроля качества», которая вне зависимости от Болонского процесса создает собственную систему контроля качества. Это необходимое условие и Болонского процесса и нашего, российского. Поэтому внутри Министерства образования появился крупнейший департамент, департамент аккредитации и контроля качества путем реорганизации госинспекций в Министерстве образования. Он объединил работу всех субъектов Федерации.

Теперь необходимым условием обращения любого ВУЗа на очередную аккредитацию является наличие в ВУЗе структуры контроля качества образования, а именно, собственная система контроля качества образования, которая пронизывает все учебное заведение - от первого курса до пятого курса по всем специальностям с привлечением студентов, преподавателей, работодателей.

Следовательно, четыре основные параметра Болонского процесса как бы формируют систему оценки качества образования, поэтому мы с вами внутри страны заинтересованы действовать по всем этим направлениям и тем самым хочется подчеркнуть, что условия Болонского процесса - это естественно рожденные условия, а не придуманные кем-то и они должны быть выгодны в любой другой стране.

Сегодня только двухступенчатое обучение в рамках Болонского процесса наиболее полно реализует возможность непрерывного образования, формируя высокопрофессиональный уровень подготовки специалистов для легкой промышленности, востребованные не только на внутреннем рынке труда, но и на европейском рынке труда.

Государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров по направлению 260600 «Технология и конструирование изделий и материалы легкой промышленности» содержат хаpaктеристику видов профессиональной деятельности выпускников, сравнение которых показывает, что бакалавр должен быть подготовлен к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности. Только после окончания второй ступени выпускник может заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью, что в настоящее время выполняет дипломированный специалист. Особенно важно данное обстоятельство при подготовке специалистов конструкторского профиля, смысл профессиональной деятельности которых заключается, в основном, в разработке «дизайн-проектов изделий легкой промышленности». Таким образом, конструктор на предприятии должен иметь степень магистра, то есть пройти как минимум две ступени подготовки. Следовательно, необходимы усилия и понимание того, как стыковать моноуровневые государственные образовательные программы с многоуровневыми. Если удастся найти приемлемые варианты стыковки - успех будет обеспечен и отрасли легкой промышленности будут получать высокопрофессиональных специалистов, способных решать непростые задачи сегодняшнего и завтрашнего дня тоже. Принятый Государственной Думой 11 октября 2007 года, одобренный Советом Федерации 17 октября 2007г. и подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 24 октября 2007г. Закон за № 232-ФЗ «О влиянии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровня высшего профессионального образования)» установил нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр»- четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.



Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых Статья в формате PDF 124 KB...

24 04 2024 10:30:15

ПУТИ ЗАЩИТЫ ОТ ВИБРАЦИИ

ПУТИ ЗАЩИТЫ ОТ ВИБРАЦИИ Статья в формате PDF 87 KB...

19 04 2024 20:13:45

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА Статья в формате PDF 284 KB...

13 04 2024 7:49:47

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов. ...

10 04 2024 17:42:14

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО ШЛИФОВАНИЯ

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО ШЛИФОВАНИЯ Статья в формате PDF 263 KB...

08 04 2024 15:36:29

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО Статья в формате PDF 90 KB...

07 04 2024 16:36:49

PROSPECTS OF THE COAL INDUSTRY IN KUZBASS

PROSPECTS OF THE COAL INDUSTRY IN KUZBASS Статья в формате PDF 358 KB...

05 04 2024 5:36:52

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма Статья в формате PDF 105 KB...

04 04 2024 14:24:31

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА Уровень жизни и социально-экономические условия жизни – важнейшие хаpaктеристики общества. Статья посвящена анализу дифференциации и динамике этих хаpaктеристик по муниципальным образованиям Саратовской области с использованием метода композиционного индекса. ...

31 03 2024 0:10:27

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ Статья в формате PDF 392 KB...

29 03 2024 4:41:40

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ В статье освещаются спopные вопросы платности медицинской помощи в отечественном здравоохранении. Проанализировано мнение пациентов крупного в Южном Федеральном округе лечебно-профилактического учреждения, ОКБ № 1. Определены пути распределения денежных потоков, которые порождают диссонанс в отношениях населения к организации медицинской помощи в России: в то время, как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при низком сервисе обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг. ...

20 03 2024 2:22:53

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

19 03 2024 13:23:34

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

18 03 2024 12:42:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::