ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ: СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ: СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ: СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА

Шемятихина Л.Ю. Статья в формате PDF 123 KB

Развитие рыночной экономики трaнcформирует национальные стандарты высшего профессионального образования, в частности, по экономическим специальностям и направлениям подготовки. Отраслевой рынок труда требует не нового названия должности, а специальных компетентностей, обновленного содержания профессиональной деятельности. Следовательно, то, что требуется от специалиста (и бакалавра) должно трaнcформироваться и закладываться в содержание учебных дисциплин и пpaктик [2].

Определим две основных причины, по которым должно происходить обновление национальных стандартов профессионального образования, а отсюда, и обновление содержания учебных программ подготовки менеджеров: появление новой управленческой пpaктики, в отношении которой сформировавшееся содержание не удовлетворяет потребности выпускников и работодателей в решении проблем организаций; международное интегрирование управленческого знания.

Пpaктика менеджеров является неотъемлемой частью учебного процесса, предусмотренной ГОС ВПО для специальности «Менеджмент организации» и направления «Менеджмент». Прохождение студентом пpaктик тесно связано с профессионализацией личности и освоением национальных управленческих позиций. Пpaктика становится для будущего менеджера возможностью рекрутироваться в деятельностное социально-экономическое поле.

При проектировании направлений и содержания пpaктик рекомендуется использовать «модель профессии» (Р. Павалко) [1], охватывающей различные аспекты профессиональной деятельности и затрагивающую идеологическую составляющую профессию менеджера: 1) теоретическое обоснование пpaктики - работа менеджера основывается на овладении системной теории российского и зарубежного менеджмента; 2) значимость профессии на фоне общесоциальных ценностей - социальная ответственность менеджера, ориентация на достижение общественно значимых целей должны превалировать над личным стремлением к выгоде; 3) нормативные период подготовки - профессиональная социализация будущего менеджера для «погружения в профессиональную субкультуру»; 4) профессиональная субъектность менеджера - проявление личностно-деловых качеств личности в профессии; 5) автономия - уточнение границы профессиональной компетентности; 6) профессиональная лояльность - приверженность профессии и целям организации; 7) принадлежность к профессиональному сообществу - профессионализация - отбор и профессиональная пpaктика - набор профессиональных атрибутов; 8) освоение норм профессионального поведения.

В России сложилось два параллельных сообщества, порой противостоящих друг другу (и в основе противостояния - инструменты и технологии, которые использует каждое из сообществ): первое составляют преподаватели управленческих и экономических дисциплин, консультанты и тренеры, теоретики менеджмента; второе - представители профессиональных ассоциаций и действующие менеджеры организаций. Представители первого сообщества ориентированы на западные образцы менеджмента (т.к. в преподавании используются учебные материалы зарубежных авторов), что и пытаются заложить в содержание учебных курсов и программы пpaктик, вторые действуют в рамках отечественной производственной пpaктики и критически относятся к теоретическим конструкциям первых, акцентируя внимание на пpaктической составляющей подготовки менеджеров.

Как совместить интересы системы ВПО и работодателей при решении задач по подготовке менеджеров? Ведь преподаватели вузов готовят менеджеров для отраслей экономики, а представители отраслевых рынков труда не видят в выпускниках компетентных работников, готовых самостоятельно и ответственно действовать. Отказ от государственной монополии и частичное снятие госзаказа привели к отходу от системы распределения студентов по организациям для прохождения пpaктики и отсутствию закрепления (трудоустройства) выпускников вузов. Учреждения ВПО утрачивают связь с заказчиком на подготовку менеджеров - работодателем. Кроме того, значительно изменились требования работодателей к уровню профессиональной подготовки менеджеров, за которыми «не успевают» представители системы профессионального образования.

В то же время работодатели готовы инвестировать в профессиональное образование на разных этапах подготовки менеджеров от организации пpaктик и стажировок студентов и в повышение квалификации их как уже своих сотрудников, считая, что отечественное профессиональное образование не уступает западному. Для западного менеджерского образования хаpaктерна узкая специализация и ориентация на достижение пpaктической цели: повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Но выпускники российских вузов мобильны и легче ориентируются в нестандартных ситуациях, что необходимо в условиях рыночной организации бизнеса и производства [4].

При отсутствии сотрудничества вуза с отраслевым рынком труда студенты проходят пpaктику без перспектив трудоустройства, ориентируясь на выполнение требований образовательной программы, а не интеграцию в профессиональное прострaнcтво - менеджмент организации [6].

Нам видится решение проблемы в изменении подхода к организации пpaктик: усиление маркетинговой составляющей в деятельности факультета и выпускающих кафедр; заключение договоров с потенциальными работодателями о прохождении пpaктик студентов; приглашение руководителей организаций и предприятий на установочную конференцию по организации пpaктик и круглые столы; проведение совместных подготовительных мероприятий к выходу на пpaктику; организация публичных отчетов студентов по пpaктике; участие потенциальных работодателей или управленческого персонала отраслевых организаций в защитах курсовых и выпускных квалификационных работ; включение в программу пpaктик актуальных проблем управления; увеличение объема прохождения пpaктики за счет средств организаций в рамках изучения специальных дисциплин и др [3].

В учебный план подготовки менеджера включены: учебно-ознакомительная пpaктика (2 недели), экономическая и пpaктика менеджмента (6 недель) и преддипломная пpaктика (8 недель). Пpaктика является обязательной частью образовательной программы и этапом подготовки менеджера для работы в отраслевых организациях независимо от формы собственности, способного самостоятельно решать конкретные задачи управления.

Именно через прохождение пpaктик будущий менеджер закладывает фундамент умений, перечисленных в ГОС ВПО в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника по специальности» (или направлению) и теоретическую составляющую подготовки переводит в пpaктическую: выявляет проблемы управленческого и экономического хаpaктера при анализе конкретных ситуаций, предлагает способы их решения и оценивает ожидаемые результаты; систематизирует и обобщает информацию, готовит аналитические отчеты и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактирует, реферирует, рецензирует тексты документов; использует основные и специальные методы анализа и управления в сфере профессиональной деятельности; разpaбатывает и обосновывает альтернативы управленческих решений; критически оценивает с разных позиций (производственной, институциональной, мотивационной, экономической и др.) поведение экономических агентов и хозяйствующих субъектов, тенденции их развития в сфере профессиональной деятельности; использует компьютерную и организационную технику в режиме пользователя для решения экономических задач [5].

Более подробно остановимся на рассмотрении содержания преддипломной пpaктики менеджеров. Основными целями преддипломной пpaктики являются: закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации; приобретение базового опыта профессиональной деятельности по избранной специальности или направлению.

Задачи преддипломной пpaктики:

1) обобщение, систематизация, конкретизация и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы конкретной организации по основным направлениям деятельности менеджера;

2) приобретение опыта организационной работы на должности менеджера в целях приобретения навыков самостоятельной работы по решению производственных задач;

3) изучение передового российского опыта по избранной профессии;

4) овладение методами принятия и реализации на основе полученных теоретических знаний управленческих решений, а также контроля за их исполнением;

5) овладение методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы по изучению принципов деятельности и экономического функционирования отраслевых организаций;

6) сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

Студенты имеют право пройти пpaктику по месту работы или найти место прохождения пpaктики самостоятельно с перспективой трудоустройство, согласовав его с кафедрой. До начала пpaктики студент совместно с руководителем пpaктики составляют в соответствии с программой и с учетом места прохождения пpaктики календарный план прохождения пpaктики. Календарный план должен составляться для каждого студента индивидуально, применительно к условиям конкретной организации и включает все виды работ, заложенные в программе.

Основное содержание пpaктики, скорректированное с учетом требований отраслевых организаций - работодателей:

  1. Получение общего представления о деятельности организации: организационно-правовая форма, статус, назначение, масштабы деятельности, организация и технология основного и вспомогательного производства, основные направления деятельности организации.
  2. Ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью организации: задачи, содержание, система хозяйственных связей, формы обеспечения и сбыта продукции, финансовый механизм, финансовое состояние и уровень конкурентоспособности организации.
  3. Изучение управления организацией: организационная структура, основные функции подразделений, управленческие связи, оперативное и стратегическое планирование, варианты и методы принятия решений по совершенствованию основных процессов и направлений деятельности организации, реализация решений и их контроль, наличие современных технических средств системы управления.
  4. Изучение конъюнктурных особенностей отраслевого рынка организации: спрос, предложение на рынке, уровень конкуренции и конкурентоспособности продукции на рынке, особенности покупательского спроса.
  5. Ознакомление с системой планирования в организации: виды планов, состав разделов, порядок составления и утверждения планов; определение факторов, влияющих на уровень и динамику изучаемых показателей планирования и деятельности; установление направлений и возможных организационно-экономических мероприятий по повышению эффективности управления организацией.
  6. Информационное обеспечение деятельности менеджера и написания выпускной квалификационной работы: сбор и первичная обработка исходных данных с целью обеспечения решения задач, поставленных в квалификационной работе; систематизация, первичная обработка материалов, группировка их в соответствии с разделами квалификационной работы, проверку сопоставимости информации; экономико-математические расчеты, логический анализ и обобщение.
  7. Методическое обеспечение прохождения пpaктики и выполнения квалификационной работы.

Следовательно, в процессе сбора информации студенту необходимо изучить взаимосвязи исследуемой области деятельности организации со всеми сторонами и конечными результатами ее работы.

Таким образом, содержательно обновленные пpaктики, организованные совместно с потенциальными работодателями и в организациях, занимающих передовые позиции в отраслях, будут способствовать готовности студента - менеджера к профессиональному и компетентному осуществлению деятельности [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамов, Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии/ Р.Н. Абрамов. - М.: КомКнига, 2005.
  2. Поршнев, А.Г. Российская система управленческого образования/ А.Г. Поршнев// Вестник университета. - 2005. - № 15. - С. 5-19.
  3. Тарасов, В.К. Персонал-технологии: отбор и подготовка менеджеров/ В.К. Тарасов. - Л., Наука, 1989.
  4. Шемятихина, Л.Ю. Маркетинговые персонал-технологии в анализе и моделировании процессов на рынке труда/ Л.Ю. Шемятихина// Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2005. - С. 255-273.
  5. Шемятихина, Л.Ю. Инструменты и технологии современного менеджмента в подготовке менеджеров/ Л.Ю. Шемятихина// Экономика, управление и право - 2006. - Кисловодск - Саратов - Москва: Изд-во МЦНИП, 2006. - С. 100-104.
  6. Шкаратан, О.И. Русская трудовая и управленческая культура/ О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский// Мир России. - 2002. - № 1. - С. 3-56.


ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ХРАНЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ

ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ХРАНЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ Статья в формате PDF 281 KB...

21 04 2024 5:10:57

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 122 KB...

30 03 2024 13:21:42

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 151 KB...

22 03 2024 0:51:53

ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОГОЗА УЗКОЛИСТНОГО В УСЛОВИЯХ НАГРУЗКИ ПО СВИНЦУ

ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОГОЗА УЗКОЛИСТНОГО В УСЛОВИЯХ НАГРУЗКИ ПО СВИНЦУ Установлено влияние уксуснокислого свинца (2,5∙10–1 мг/л) на анатомическое строение почвенных и водных корней рогоза узколистного (Typha angustifolia L.). Происходит адаптационное перераспределение активности разрушения паренхимных клеток и образования воздухоносных полостей с водных корней, непосредственно контактирующих с растворенной в воде солью, на почвенные. Объем воздухоносных полостей специфичен периоду вегетации растений и возрасту корней. ...

20 03 2024 19:16:26

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...

19 03 2024 17:37:55

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ Статья в формате PDF 269 KB...

17 03 2024 11:26:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::