ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящая работа написана на основе исследования морфофункциональных и психофизиологических показателей и оценки режима дня детей 6-7 летнего возраста. Базой для проведения исследования послужили детские сады № 14, 42, 86 и общеобразовательные школы № 4, 41 г. Бийска Алтайского края. Всего в исследовании приняли участие 167 детей в возрасте 5,5-6 лет и 103 учащихся первых классов (возраст 6,5-7 лет).
В ходе исследования нами были обнаружены нарушения режима дня, как у старших дошкольников, так и у первоклассников. Так, у дошкольников были выявлены отличия в режиме дня в зависимости от условий подготовки к школьному обучению. У дошкольников, посещающих подготовительные курсы непосредственно в условиях школы, отсутствовал дневной сон, прогулка, организм этих детей подергался воздействию длительного статического напряжения. Детям приходилось выполнять еще не свойственные им виды деятельности, не соответствующие морфофункциональным возможностям их организма. В результате у дошкольников, посещающих подготовительные курсы в условиях школы, повышались значения артериального давления и снижались показатели пульсового давления по сравнению со сверстниками, которые находились в привычных условиях детского сада. Видимо данный факт свидетельствует о возникновении и нарастании утомления у этих детей (Великанова Л.К., 1993).
Гигиенические требования к режиму дня первоклассников должны строиться на постепенном наращивании объема учебной нагрузки, так называемый «ступенчатый» режим. Согласно этому режиму, количество уроков и их продолжительность должны увеличиваться от 1 к 4 четверти.
Однако при анализе учебной нагрузки в ходе нашего исследования было выявлено, что она превышает допустимую норму на 2 часа. При этом отмечались недостатки в составлении расписания, такие например, как сдвоенные уроки, отсутствие чередования легких и более трудных предметов, неправильное распределение учебной нагрузки в течение недели. Данный факт вызвал у детей к концу учебного дня нeблагоприятные физиологические реакции со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, «прессинг» учебных воздействий негативно сказывается на стиле жизни младших школьников: порождает дефицит сна, двигательной активности, ограничивает пребывание на свежем воздухе, не оставляет времени для полноценного досуга, необходимого для формирования личности ребенка. По результатам нашего опроса в первых классах от дневного сна отказалось лишь 15% детей, при этом мальчики чаще испытывали потребность в дневном отдыхе по сравнению с дeвoчками (10% против 6%). У 77% опрошенных первоклассников время ночного сна сократилось с 11 до 9 часов.
В ходе опроса первоклассников установлено, что 33% учащихся бывают на свежем воздухе только по дороге в школу и домой; 23% - гуляют 2-3 раза в неделю (в основном в выходные дни) в течение 1-1,5 часов; 44% - гуляют ежедневно по 1,5-2 часа в сочетании с подвижными играми или занятиями спортом. Более того, лишь 12% опрошенных первоклассников делают утреннюю зарядку и посещают спортивные секции, остальные 88% занимаются спортом только на уроках физкультуры.
Кроме того, в ходе исследования нами было отмечено увеличение числа детей с преобладанием левосторонних показателей в функциональной асимметрии мозга, а так же были обнаружены нарушения у них организации учебного процесса. Истинных левшей среди обследуемых нами детей оказалось 10%, причем среди мальчиков их доля была выше в сравнении с дeвoчками (6,2% против 3,8%). В процессе обучения, у исследуемых нами детей с преобладанием леволатеральных показателей, степень рукости снижалась к концу учебного года, что связано с преобладанием стандартных школьных программ, по-прежнему рассчитанных преимущественно праворуких детей. Более того, при организации учебного процесса педагогами не учитывались особенности работы с леворукими детьми.
Таким образом, организация качественного обучения детей без ущерба для состояния здоровья связана с изучением морфофункциональных и психофизиологических особенностей их организма уже с момента рождения, с поэтапным определением степени готовности к учебной нагрузке, с созданием оптимальных условий обучения и отдыха детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бapaнов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения / А.А. Бapaнов //Российский педиатрический журнал - 1998. - № 1. - С. 5-8.
- Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно - воспитательного процесса в школе. / Л.К. Великанова. - Новосибирск, 1993. - 93 с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - С. 31; 45; 133-134; 142-143; 160.
Статья в формате PDF 107 KB...
18 04 2024 14:22:23
Статья в формате PDF 119 KB...
17 04 2024 2:40:47
Статья в формате PDF 124 KB...
16 04 2024 1:29:53
Статья в формате PDF 244 KB...
15 04 2024 12:49:44
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда с напряженностью 1-6 кВ/см, создаваемого установкой «Экран», на жизнеспособность семян ячменя сорта «Абава», с целью повышения качества семенного материала. Определено, что наиболее эффективными воздействиями ЭПКР для повышения качества семенного материала без отлежки зерна перед посевом являются режимы с напряженностью 1 кВ/см и 2 кВ/см. Показано, что наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект получен при воздействии на семена электрическим полем коронного разряда с напряженностью 6 кВ/см и 4 кВ/см. Эти режимы наряду с угнетением очаговой плесени тормозят всхожесть, прорастание и снижают жизнеспособность семян. Однако, данные режимы могут оказаться перспективными для обеззараживающей обработки фуражного зерна. Выявлено, что наиболее эффективным режимом электрического поля коронного разряда для повышения качества семенного материала с отлежкой зерна перед посевом является режим с напряженностью 2 кВ/см, поскольку данное воздействие оказывает наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект наряду со стимуляцией всхожести, прорастания и повышением жизнеспособности семян. ...
14 04 2024 9:16:13
Статья в формате PDF 134 KB...
13 04 2024 4:35:56
В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом прострaнcтве « Школа – Колледж – ВУЗ », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...
12 04 2024 20:24:11
Статья в формате PDF 112 KB...
11 04 2024 0:26:11
Статья в формате PDF 124 KB...
10 04 2024 14:48:42
Статья в формате PDF 218 KB...
09 04 2024 14:34:11
В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы трудовых ресурсов для России. Эта проблема в силу демографического спада и пpaктиковавшейся не одно десятилетие порочной пpaктики монопсонии¸ как государственной доктрины стала очень острой. Описывается процесс распределения нагрузки в процессе освоения массовых рабочих профессий с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучаемого на основе базовой системы микроэлементного нормирования. ...
08 04 2024 23:30:59
Статья в формате PDF 123 KB...
07 04 2024 5:31:41
Статья в формате PDF 121 KB...
06 04 2024 18:24:48
Статья в формате PDF 121 KB...
03 04 2024 3:11:48
Статья в формате PDF 272 KB...
01 04 2024 17:34:43
Статья в формате PDF 130 KB...
31 03 2024 21:14:57
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 13:46:39
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 3:29:46
Статья в формате PDF 106 KB...
27 03 2024 7:58:50
Статья в формате PDF 111 KB...
26 03 2024 6:50:20
24 03 2024 8:37:22
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 17:20:42
Статья в формате PDF 117 KB...
21 03 2024 12:33:50
Статья в формате PDF 195 KB...
20 03 2024 18:14:47
Статья в формате PDF 112 KB...
19 03 2024 13:58:45
Статья в формате PDF 240 KB...
18 03 2024 9:51:34
Статья в формате PDF 247 KB...
16 03 2024 11:38:44
15 03 2024 3:42:41
Статья в формате PDF 113 KB...
14 03 2024 21:30:53
Статья в формате PDF 139 KB...
13 03 2024 17:26:54
Статья в формате PDF 113 KB...
12 03 2024 22:54:58
Статья в формате PDF 114 KB...
10 03 2024 2:27:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::