МЫШЛЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогический взгляд на понятие мышления и интеллекта складывается из необходимости учитывать новые условия, в которых находится современная общеобразовательная школа. Развитие мышления школьников - одна из актуальных задач современной школы. В настоящее время четко просматривается противоречие между современным уровнем научного знания о мышлении, модернизированным содержанием образования и способами мыслительной обработки информации, которыми овладевают школьники в условиях современного учебного процесса. Чтобы продуктивно решать задачи развития мышления учащихся следует определить это понятие с точки зрения педагогики. Определения мышления, на которые опираются педагоги-исследователи, в основном, заимствованы из философии и психологии. В них мышление хаpaктеризуется как высшая форма отражения мозгом действительности, как опосредованное словом отражение действительности и др. В педагогической литературе встречаются определения понятия мышления как активной аналитико-синтетической деятельности учащихся, направленной на достижение целей обучения в процессе решения новых задач.[Паламарчук В]. В педагогике понятие мышления неразрывно связано с понятием знание. Так, генерализация знаний учащихся формирует у них современный стиль мышления. [Извозчиков В.], а знание, переработанное мышлением, является средством развития последнего. Мышление понимается и как умственная (мыслительная) деятельность, которая осуществляется с помощью интеллектуальных умений. [Якиманская И.]. Методисты определяют мышление как активный процесс отражения объективного мира в сознании человека. [Колягин Ю.]. И в педагогической науке так же, как и в философии, понятия «мыслительный» и «интеллектуальный» употрeбляются как синонимы. Тем не менее, анализ имеющихся в науке воззрений на понятия интеллекта и мышления, а также собственное теоретическое исследование автора позволяют утверждать, что понятия интеллекта и мышления не тождественны. Мы, вслед за М. А. Холодной, считаем, что интеллект это особая организация ментального (умственного) опыта человека. При таком понимании интеллект человека предстает как совокупность взаимодействующих познавательных структур: ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, речи. Мышление выполняет функцию взаимодействия познавательных структур и организации ментального опыта человека. Причем мышление это интегративная функция интеллекта. Понимание мышления как интегративной функции интеллекта позволяет определить мышление как процесс достижения человеком познавательного результата при взаимодействии всех познавательных структур интеллекта. При таком понимании интеллекта мышление есть процесс переработки поступающей информации с помощью мысли. Это процесс взаимодействия мыслительных операций, форм мышления и информации. Что такое отражение? Это не что иное, как переработка поступающей по разным каналам в сознание человека информации. Чем совершеннее механизм переработки информации, тем точнее отражение, тем полнее отражение, тем качественнее процесс познания. Интеллект обозначает уровень переработки информации. Механизм логической переработки информации осуществляется по законам мышления. Человек проявляет себя благодаря сознанию, которое функционирует в зависимости от уровня развития интеллекта. Механизмом организации интеллекта выступает взаимодействие познавательных структур: ощущений, восприятия, представлений, воображения, внимания, памяти, эмоций, речи, мышления, где мышление выполняет интегративную функцию обеспечения взаимодействия этих структур. Механизмом работы мышления выступают мыслительные операции, формы мышления и информация, поступающая из окружающей действительности по разным каналам при взаимодействии познавательных структур. Мышление осуществляет взаимодействие познавательных структур с поступающей информацией благодаря мыслительным операциям и основным своим формам. Невозможно осуществить мыслительные операции сами по себе, не имея объекта мысли, то есть информации, которая может существовать только в определенной форме. Знание это результат мыслительной работы с информацией. Процесс переработки информации в знание осуществляется разными способами, в том числе и посредством логических форм мышления. В процессе обучения школьники знакомятся с информацией и переpaбатывают большие объемы информации, представленной в разных формах. В результате в голове у школьника эта информация представлена симультанно (одновременно) и, не владея формами репрезентации (представления) знания в полном объеме, которое может быть представлено только в логических формах, ученик не в состоянии сукцессивно (последовательно) развернуть имеющуюся у него информацию. Если школьник не умеет последовательно развернуть имеющуюся у него информацию, значит, он не владеет знанием, а, не владея знанием, ученик не может его применить не только в новой ситуации, но не может его и воспроизвести. Получать плохую оценку никто не желает, поэтому большинство школьников либо выучивают информацию, представленную в грамматической форме, наизусть, либо пользуются подсказками учителей, одноклассников, либо подглядывают в текст. Кроме того, в процессе обучения выявляется другое противоречие: несоответствие логической формы знания, представленного в учебном материале или учителем при объяснении, логическим формам мышления школьника. Два выявленных выше противоречия учебного процесса указывают на третье: учитель не имеет представления об этих противоречиях и, естественно, не знает, как преодолеть их и не стремится к этому. Такое понимание мышления как интегративной функции интеллекта позволяет по иному взглянуть на известные логические формы мышления и сделать их инструментом учебной мыслительной деятельности учащихся. Все сказанное выше хаpaктеризует мышление как категорию информационного процесса. В тоже время в структуре мышления мы выделяем логические формы, которые относятся к содержанию образования и которые могут быть усвоены школьниками как способы мыслительной переработки информации. И тогда мышление выступает как педагогическая категория. Понимая мышление как категорию информационно-педагогического процесса, структурно состоящую из мыслительных операций, логических и внелогических форм мышления, информации, можно организовать процесс обучения школьников логическим формам мышления. Обучение школьников логическим способам переработки информации, способам последовательного развертывания знания, его репрезентации и, естественно, уверенного применения в творческой, познавательной деятельности позволит, на наш взгляд, получить образовательный результат лучшего качества. Это, как нам представляется, более экономичный способ переработки информации, чем грамматический, хотя чаще информация в учебном процессе представлена, как правило, в грамматической форме, внутри которой находится логическое ядро мысли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Копнин П.В.Формы мышления и их взаимосвязь // Вопросы философии. - 1956. -№3.
- Спиркин А.Г. Философия. - М. - 2001.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М. - 2000.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. - М. - 1948.
- Павлов Т. Отражение, познание, логика. - София. - 1973.
- Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М. - 1982. - 263 с.
- Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления школьников в учебном процессе. - Автореф. докт. дисс. - Киев. - 1984.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. - Л. - 1987. - 89 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. - М. - 1985. - 78 с.
- Колягин Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. М. - 1975.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. - М. - 2000.
Статья в формате PDF 150 KB...
27 03 2024 17:11:51
Статья в формате PDF 250 KB...
26 03 2024 22:14:26
Статья в формате PDF 256 KB...
25 03 2024 7:13:15
Статья в формате PDF 103 KB...
23 03 2024 9:33:57
Статья в формате PDF 128 KB...
22 03 2024 21:54:30
Статья в формате PDF 122 KB...
21 03 2024 5:24:11
Статья в формате PDF 153 KB...
20 03 2024 1:14:58
18 03 2024 18:42:30
Статья в формате PDF 111 KB...
17 03 2024 2:46:40
Статья в формате PDF 143 KB...
16 03 2024 6:43:36
Статья в формате PDF 138 KB...
15 03 2024 9:16:52
Статья в формате PDF 304 KB...
13 03 2024 14:49:33
Статья в формате PDF 2090 KB...
12 03 2024 22:19:37
Статья в формате PDF 253 KB...
10 03 2024 18:13:12
При выборочной обработке произрастающих деревьев первым действием всегда является отбор их по качеству древесины. В связи с этим цель статьи – показать методологическую возможность разработки и уточнения системы акустических показателей древесины (САПД) применительно к действиям отбора растущих деревьев для последующей механической обработки древесины. ...
08 03 2024 4:13:14
Статья в формате PDF 322 KB...
07 03 2024 17:12:50
Статья в формате PDF 102 KB...
06 03 2024 3:30:27
Статья в формате PDF 237 KB...
05 03 2024 21:55:34
Статья в формате PDF 266 KB...
04 03 2024 12:31:57
Статья в формате PDF 122 KB...
03 03 2024 7:26:53
Статья в формате PDF 109 KB...
01 03 2024 23:27:42
Современные социально-экономические преобразования в стране и переход на качественно новые требования к оказанию медицинской помощи диктуют необходимость анализа и разработки новых организационные форма работы медицинских учреждений, которыми призваны быть Центры здоровья. Но в связи со множеством проблем в нашей системе здравоохранения, остается множество вопросов связанных с программой развития Центров здоровья. В статье рассматриваются проблемы связанные с созданием и развитием таких центров в Росси. Затрагиваются вопросы финансирования здравоохранения в целом и Центров здоровья в частности. Существующая система российского здравоохранения действует в условиях жесткого финансового дефицита, что отражается на качестве предоставления медицинских услуг. В цифрах же – в 2007 году бюджет здравоохранения в России составил 5,4% ВВП, при этом в других развитых странах – около 10% (Германия – 10,4%, США – 15,7%). Расходы на здравоохранение в физическом выражении на человека в год в 2007 году в России составили 493 долл. США, при этом в том же году в США – 7,285 долл., в Германии – 4,209. В связи с этим вопрос создания Центров здоровья в России остается открытым. ...
28 02 2024 10:46:58
Представлены результаты исследований влияния открытых разработок месторождений золота на почвенный покров Якокит – Селигдарского междуречья Южной Якутии. Изучены разновозрастные дражные отвалы и почвы естественных лесных биогеоценозов. Главная особенность дражных полигонов – отсутствие или незначительное количество мелкоземного субстрата на отвалах. Мелкоземный субстрат отвалов беден элементами питания. Регенерация почвенного покрова на техногенных ландшафтах затруднена и часто не происходит. ...
27 02 2024 14:14:47
Современный этап развития мирового и отечественного языкознания хаpaктеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. «Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В.А. Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий хаpaктеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные прострaнcтва, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...
26 02 2024 0:47:51
Статья в формате PDF 167 KB...
25 02 2024 11:19:10
Статья в формате PDF 114 KB...
24 02 2024 12:40:55
Статья в формате PDF 146 KB...
23 02 2024 9:30:41
Статья в формате PDF 485 KB...
22 02 2024 20:38:51
Статья в формате PDF 243 KB...
21 02 2024 17:32:32
Статья в формате PDF 194 KB...
20 02 2024 8:25:58
Статья в формате PDF 134 KB...
19 02 2024 23:13:14
Статья в формате PDF 102 KB...
17 02 2024 22:48:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::