ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Проблема экологического образования особенно остро возникла в ХХ столетии, причиной тому явился глобальный экологический кризис. Опасность необратимого изменения природной среды стала возможной в связи с масштабной хозяйственной деятельностью человека. Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Решение острейших экологических проблем тесным образом связано с перестройкой современного образа жизни людей. Главную роль в этом играет экологическое образование.
Частичное решение проблемы экологического образования студентов в педагогическом вузе возможно при изучении курса «Биология с основами экологии». Данная дисциплина входит в число дисциплин общей естественно-математической подготовки и изучается студентами I курса отделения «Химия, биология» естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета. Она рассчитана на 72 часа, 36 часов аудиторных (по 18 часов лекционных и лабораторно-пpaктических занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов. Заканчивается изучение биологии с основами экологии экзаменом.
Нами разработана рабочая программа данного курса, которая включает следующие разделы: живые системы, физиология и экология человека и основы экологии.
Изучение вопросов раздела «Живые системы» сопровождается анализом экологических аспектов. Так, например, при рассмотрении клетки как функциональной единицы жизни большое внимание уделяется изучению влияния различных абиотических и антропогенных факторов на функционирование живой клетки. При освоении темы обмен веществ и энергии выявляется зависимость фотосинтеза от внешних условий (освещенности, температуры, от длины волны светового излучения).
Прохождение темы физиология и экология человека сопровождается изучением таких важных вопросов как: человек и окружающая среда, здоровье индивидуума и здоровье популяции, действие факторов среды на индивидуальное развитие и здоровье человека (урбанизация, радиация, электромагнитное поле, канцерогены). Кроме того, студенты самостоятельно готовят и защищают презентации с использованием компьютерных технологий по темам: «Адаптация человека к высоким температурам. Тропический адаптивный тип», «Адаптация человека к низким температурам. Арктический адаптивный тип», «Конституция человека и его устойчивость к воздействию нeблагоприятных факторов среды», «Акселерация как результат изменения экологических условий обитания человека в ХХ в.». При освоении основ теории эволюции определенное внимание уделяется формированию понятий: популяция (ее структура и свойства), среды жизни и адаптации к обитанию в различных средах.
Большую роль в экологическом образовании студентов играет изучение раздела основы экологии. При изучении этой темы рассматриваются понятия: экология как наука, понятие о биоценозе и экосистеме, природные и антропогенные экосистемы, учение о биосфере и ноосфере. Студенты получают также задание, которое связано с изготовлением самодельных моделей различных экосистем. В них они должны отразить не только основные компоненты той или иной экосистемы, но и всевозможные взаимосвязи меду ними, выявить влияние, которое оказывает человек на природные системы. Кроме того, программой предусмотрена самостоятельная работа студентов по подготовке и защите рефератов. Защита проводится в виде конференции в часы, запланированные для индивидуальной работы со студентами. Тематика рефератов связана с вопросами охраны природы и рационального природопользования, экологическими последствиями процессов загрязнения окружающей среды, экологии и здоровья человека, и т.п. Защита рефератов сопровождается обсуждением и дискуссией, в которой активно участвуют студенты.
Таким образом, изучение курса «Биологии с основами экологии» способствует экологическому образованию студентов естественно-географического факультета отделения «Химия, биология» СамГПУ.
Статья в формате PDF 106 KB...
25 04 2024 3:15:55
Статья в формате PDF 104 KB...
24 04 2024 16:50:22
Статья в формате PDF 737 KB...
23 04 2024 10:11:10
22 04 2024 8:36:30
Статья в формате PDF 311 KB...
21 04 2024 6:12:48
Статья в формате PDF 185 KB...
20 04 2024 23:29:24
Статья в формате PDF 104 KB...
18 04 2024 19:48:37
Статья в формате PDF 104 KB...
17 04 2024 19:38:46
Вирусом гепатита С инфицировано 3% населения Земли. Заболевание в 50-80% случаев принимает хронический хаpaктер с разной степенью поражения печени, включая цирроз и гепатоцеллюлярную карциному. Могут развиваться и внепеченочные осложнения. Для их возникновения важное значение имеет длительное течение заболевания, стимуляция В-лимфоцитов антигенами вируса, а также его репликация в отдельных тканях (эпителий слизистой оболочки рта, слюнных желез и т.д.). Ассоциированные осложнения при HCV-инфекции разделены на 3 группы: заболевания, при которых доказана этиологическая роль HCV (смешанная криоглобулинемия); oсложнения, в развитии которых HCV принимает участие в качестве одного из этиологических факторов относятся (узелковый полиартериит, В-клеточная неходжкинская лимфома, иммунная тромбоцитопения, синдром Шегрена, поздняя кожная порфирия, красный плоский лишай и т.д.). и группа состояний, в развитии которых участие вируса предполагается, но требует дополнительных доказательств (гигантоклеточный височный артериит, фиброзирующий альвеолит, полимиозит, миокардит, дерматомиозит и др.). Появление внепеченочных осложнений затрудняет процесс лечения. Поэтому особенно важным является раннее начало лечения гепатита, еще до развития внепеченочных осложнений. ...
15 04 2024 16:16:42
Статья в формате PDF 123 KB...
14 04 2024 16:15:37
Статья в формате PDF 295 KB...
13 04 2024 18:26:42
Статья в формате PDF 102 KB...
11 04 2024 1:41:43
09 04 2024 19:58:50
Статья в формате PDF 258 KB...
08 04 2024 1:13:54
Статья в формате PDF 132 KB...
07 04 2024 1:51:38
Статья в формате PDF 321 KB...
06 04 2024 9:38:19
Статья в формате PDF 104 KB...
05 04 2024 17:10:54
Статья в формате PDF 270 KB...
04 04 2024 2:16:23
Статья в формате PDF 123 KB...
03 04 2024 5:47:27
Статья в формате PDF 253 KB...
02 04 2024 18:17:53
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
01 04 2024 6:24:36
Статья в формате PDF 114 KB...
31 03 2024 17:41:26
Статья в формате PDF 110 KB...
30 03 2024 12:48:18
Статья в формате PDF 115 KB...
29 03 2024 11:12:37
Статья в формате PDF 126 KB...
28 03 2024 11:55:12
Статья в формате PDF 121 KB...
27 03 2024 12:58:26
Статья в формате PDF 117 KB...
26 03 2024 21:23:40
Статья в формате PDF 138 KB...
25 03 2024 6:36:50
Статья в формате PDF 123 KB...
24 03 2024 19:36:44
Статья в формате PDF 270 KB...
23 03 2024 7:49:50
Статья в формате PDF 311 KB...
22 03 2024 14:54:36
Статья в формате PDF 103 KB...
21 03 2024 1:10:49
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 14:29:23
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 9:55:41
Статья в формате PDF 107 KB...
18 03 2024 18:57:21
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 22:54:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::