ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ИГРОКОВ В РУССКУЮ ЛАПТУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Современный уровень подготовки спортсменов хаpaктеризуется не уклонным возрастным требованием к развитию сторон подготовленности спортсменов, основным эффективном планировании, организации, реализации всего тренировочного процесса. Лапта является одним из малоизученных видов спорта, что вызывает необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы связанно с обоснованием разработки методик подготовки игроков в лапту. Тенденция развития русской лапты ставит перед специалистами и научными работниками одной из задач разработку тренировочных нагрузок у игроков в русскую лапту и их оптимизацию на этапе начальной подготовки. Подготовка юных спортсменов в русской лапте предусматривает необходимое обоснование нормативных хаpaктеристик многолетнего тренировочного процесса от начальных этапов тренировки до этапа высшего спортивного мастерства. Несмотря на известные исследования по русской лапте, первоочередной задачей в развитии теории и методики данного вида спорта следует признать разработку учебной программы, утверждение нормативных требований к подготовки юношей и дeвyшек, юных квалифицированных спортсменов. Современные теоретико-методические положения построения и управления тренировкой учащихся констатируют, что многолетний процесс подготовки спортсменов, от новичка до мастера спорта целесообразно рассматривать как единый многоступенчатый процесс, как сложную динамическую систему взаимосвязанных этапов подготовки, имеющие общие пути развития, описываемую идентичными в своих проявлениях закономерностях. Согласно представленным положениям мы предлагаем распределения содержания процесса подготовки игроков в лапту на начальном этапе подготовки. На начальном этапе обучения, когда эффективность средств русской лапты еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двухсторонней игре), объем физической подготовки доходит до 50 % времени, отводимого на занятии. Физическая подготовка в первый год основана на разностороннем развитии ребенка, которая в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками. Работа ведущаяся на данном этапе, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формирования осанки, совершенствованию функции анализаторов и вегетативных систем организма. Основными средствами подготовки на данном этапе являются: легкоатлетические упражнения, спортивные и подвижные игры, другие виды спорта такие, как гимнастика, акробатика. Занятия на этапе начальной подготовки должны приносить детям радость, вызывать положительные эмоции. Поскольку дети этого возраста имеют благоприятные возможности для воспитания скорости, особенно частоты и темпа, необходимо больше уделять внимание развитию именно этих компонентов быстроты (частота, темп) в учебно-тренировочных занятиях. Особое место в занятиях должно отводится упражнениям с различными мячами. Задача таких упражнений - не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и прострaнcтве. По мере роста подготовленности игрока в лапту эта способность будет приобретать все большее значение. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, включающие в себя бег, прыжки, метания, элементы акробатики составляют 30 % общего тренировочного времени. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают комплексно задачи физического развития детей. 20 % отводится специальной физической подготовки (тестирование, контрольные упражнения и тренировки). Уже в этом возрасте необходимо приучать детей к выполнению специальных упражнений в лапте, куда обязательно должны входить упражнения на улучшение подвижности в плечевом, лучезапястном суставах, упражнения имитационного хаpaктера.
1. Тренировочные режимы и количество занимающихся на каждом этапе подготовки
Год обучения |
Кол-во учащихся в группе |
Кол-во |
Кол-во учебных часов в год (52 недели) |
Этап начальной подготовки |
|||
Первый |
15 |
6 |
312 |
Второй |
15 |
6 |
312 |
Третий |
14 |
9 |
468 |
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения
(табл. 2) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
2. Схема учебного плана по годам обучение
№ п/п |
Наименование |
Этап начальной подготовки, год |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Теоретическая подготовка |
8 |
8 |
14 |
2 |
Общая физ. подготовка |
86 |
86 |
122 |
3 |
Специальная физическая подготовка |
55 |
55 |
86 |
4 |
Техническая подготовка |
72 |
72 |
96 |
5 |
Тактическая подготовка |
37 |
37 |
58 |
6 |
Интегральная подготовка |
26 |
26 |
44 |
7 |
Инструкторская и судейская пpaктика |
- |
- |
- |
8 |
Кол-во игр |
14 |
14 |
32 |
9 |
Экзамены и контрольные испытания |
14 |
14 |
16 |
10 |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
- |
11 |
Общее кол-во часов |
312 |
312 |
468 |
Учебный материал на этапе начальной подготовки должен быть представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту. Считаем что на первом году обучения, следует особенно широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию скоростных качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо учитывать, как эти качества трaнcформируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом. На этапе начальной подготовки в 2-й год обучения, периодизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период предшествующий проведению соревнований осуществляется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время участия приобретается необходимый соревновательный опыт. На учебно-тренировочном этапе с 3-го года обучения по 4-й, вводится периодизация годичного цикла по вопросам технико-тактической и физической подготовки. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала применения приемов в условиях соревнований. Важно последовательно и целенаправленно формировать устойчивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и психологической и др.).
Таким образом, не претендуя на законченность исследования считаем, что предложенное распределение учебной материала по содержанию и объема воздействий будет способствовать оптимизации тренировочного процесса игроков в русскую лапту на начальном этапе подготовки и позволит заложить полноценный фундамент развитии будущих спортивных достижений.
Список литературы
- Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
- Валиахметов Р.М. Лапта: учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 1997.
- Мелинин В.И. Лапта: учебное пособие. - Сибай: Сибайский институт БГУ, 1999.
- Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Статья в формате PDF 296 KB...
28 03 2024 22:12:44
Статья в формате PDF 104 KB...
27 03 2024 23:23:20
Статья в формате PDF 361 KB...
26 03 2024 14:33:23
Образовательные организации и части (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал и др.) вполне можно представить как популяции. Цель статьи – показать возможности идентификации результатов деятельности вузов биотехническим законом. В каждый момент времени могут образовываться популяции (отличники, середняки и т.д.) или по кастам (преподаватели и др.) по успеваемости в жизни. Рассмотрены распределения результатов тестирования студентов по учебным дисциплинам по общеизвестной шкале 2, 3, 4 и 5. ...
24 03 2024 23:26:13
Статья в формате PDF 297 KB...
22 03 2024 15:50:15
Статья в формате PDF 91 KB...
21 03 2024 5:33:24
Статья в формате PDF 352 KB...
20 03 2024 20:24:57
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 7:26:54
Статья в формате PDF 130 KB...
18 03 2024 2:58:41
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 2:13:41
Статья в формате PDF 105 KB...
16 03 2024 15:30:15
Статья в формате PDF 121 KB...
15 03 2024 11:39:38
Статья в формате PDF 119 KB...
14 03 2024 18:35:49
Статья в формате PDF 102 KB...
13 03 2024 4:43:56
Статья в формате PDF 123 KB...
12 03 2024 18:37:34
Статья в формате PDF 330 KB...
11 03 2024 22:43:42
Статья в формате PDF 123 KB...
10 03 2024 7:37:29
Статья в формате PDF 108 KB...
09 03 2024 4:59:51
Статья в формате PDF 206 KB...
08 03 2024 15:31:47
Статья в формате PDF 292 KB...
07 03 2024 12:12:40
06 03 2024 3:17:18
Статья в формате PDF 111 KB...
04 03 2024 17:34:47
Статья в формате PDF 131 KB...
03 03 2024 11:11:19
Статья в формате PDF 105 KB...
02 03 2024 22:17:58
Статья в формате PDF 209 KB...
29 02 2024 13:43:16
Статья в формате PDF 113 KB...
27 02 2024 13:54:33
Статья в формате PDF 276 KB...
26 02 2024 22:36:17
Статья в формате PDF 111 KB...
25 02 2024 8:49:23
24 02 2024 22:44:24
Статья в формате PDF 304 KB...
23 02 2024 8:12:46
Статья в формате PDF 195 KB...
22 02 2024 23:50:45
Статья в формате PDF 143 KB...
21 02 2024 16:29:10
Статья в формате PDF 131 KB...
20 02 2024 21:19:37
Статья в формате PDF 111 KB...
18 02 2024 19:46:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::