ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРОЙ КАФЕДРЫ
Вопросы повышения качества преподавания математики в вузе методом прогнозирования структуры преподавательского состава кафедры были рассмотрены в статьях [1,2].
Была изучена структура преподавательского состава кафедры и получена оптимальная с точки зрения перспектив квалификации преподавателей. Была показана неизбежность роста численности преподавателей более высоких классов квалификации с известной скоростью. В статье [2] решалась задача управления ситуацией, то есть сохранения системы на том же уровне, на котором она находится. Рассмотрены условия, при которых сохраняется структура кафедры.
Однако знание этих условий не отвечает на вопрос о том, как достичь требуемой структуры. На математическом языке возникающая задача управления формулируется как задача о достижимости и состоит в том, чтобы ответить на вопрос, как следует осуществить переход от заданной структуры x(0) к нужной структуре x*. Теория достижимости должна показать, может ли быть достигнута структура x*, и если да, то каким путем. Решение этих вопросов требует привлечения аппарата математического программирования и оптимизации решения задачи. Пользуясь определениями и обозначениями,
введенными в статье [1], рассмотрим задачу достижимости.
В области, где структура сохраняется [2], может быть достигнута любая структура или она может быть приближена сколь угодно точно. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим случай управления набором. В [1] было показано, что при постоянной матрице структура будет со временем сходиться к предельной структуре, удовлетворяющей условию
(1)
Следовательно, если нужно свести структуру к виду x*, то следует это сделать за счет выбора вектора r, чтобы удовлетворялось равенство
то есть
(2)
Вектор r имеет неотрицательные элементы, если x* лежит в области сохраняемости ([2] формула 4).
Управление можно осуществить последовательно, меняя r с каждым шагом и это даст лучшие результаты, чем одно преобразование по формуле (2). Возникает задача о поиске лучшей стратегии. Требуется найти последовательность векторов таких, что изменение структуры от x(0) к x* происходит оптимальным образом. «Оптимальность» можно понимать в трех смыслах:
1) так быстро, как это возможно;
2) настолько дешево, насколько возможно;
3) настолько плавно, насколько это возможно.
На пpaктике администрация не располагает неограниченным запасом времени для достижения цели. Поэтому поставим задачу о наилучшем приближении к x* за данное время. Один из путей осуществления этой идеи заключается в переводе системы в состояние, возможно более близкое к x* за один шаг. Следующий шаг может быть сделан с сохранением той же цели и так далее, пока не будет исчерпано все время. Нужно определить соглашение о мере «расстояния». В общем виде это будет следующая функция:
(3)
Выбор коэффициентов Wi позволяет придать некоторым классам больший вес по сравнению с другими. Показатель определяет степень важности, придаваемым большим отклонениям в каждом из классов. Таким образом, задача свелась к нахождению вектора r, который переводит систему из x(0) в x(1) такую, что расстояние от x(1) до x* минимально. Вычисления оптимальной структуры кафедры показывают, что оптимальный состав кафедры ВиПМ существенно отличается от предельной структуры и представляет собой следующий состав за 10 лет преобразований:6 ассистентов, 25 доцентов и 11 докторов наук.
Модель системы кадров, которая обсуждается в этой статье и статьях [1,2] является слишком упрощенной. Составляющие потерь не могут всегда считаться постоянными в пределах одного класса. Все составляющие склонны к изменениям со временем и при некоторых условиях можно планировать эти изменения. Существует очевидная аналогия между запасами и потоками. Следовательно, сформулированный в этих трех статьях подход может быть обобщен на значительно более общие условия, то есть на развитие факультета, университета и так далее.
Построенная модель может использоваться для прогнозирования и для управления. При прогнозировании вводимые допущения должны отображать - настолько точно, насколько возможно,- реальное поведение системы в недавнем прошлом. Если модель используется для управления, то допущения распадаются на две группы. Первая группа - это те допущения, которые относятся к неуправляемым аспектам системы, должны, как и в случае прогнозирования, отражать действительность. Вторая группа - это допущения, которые к переменным управления, они имеют другой хаpaктер: они касаются возможностей администрации и должны основываться на сведения об организации системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Добрынина Н.Ф. Повышение качества преподавания математики методом прогнозирования структуры преподавательского состава кафедры. / Вторая Международная научно-техническая конференция «Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем. Сб. статей. Пенза. -2007. с. 341-347.
- Добрынина Н.Ф. Управление структурой преподавательского состава кафедры математики университета. / Вторая Международная научно-техническая конференция «Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем. Сб. статей. Пенза, 2007. с. 338-341.
Статья в формате PDF 105 KB...
18 04 2024 13:34:42
Статья в формате PDF 124 KB...
17 04 2024 10:12:35
Статья в формате PDF 103 KB...
16 04 2024 13:38:21
Статья в формате PDF 151 KB...
15 04 2024 21:39:38
Статья в формате PDF 117 KB...
14 04 2024 8:56:54
Статья в формате PDF 118 KB...
13 04 2024 22:59:33
12 04 2024 17:24:25
Статья в формате PDF 100 KB...
09 04 2024 21:39:45
Статья в формате PDF 255 KB...
07 04 2024 8:12:41
Статья в формате PDF 107 KB...
06 04 2024 1:44:57
Статья в формате PDF 107 KB...
05 04 2024 5:50:36
Статья в формате PDF 295 KB...
03 04 2024 15:52:50
Статья в формате PDF 254 KB...
01 04 2024 14:52:18
Статья в формате PDF 269 KB...
31 03 2024 4:13:14
Статья в формате PDF 256 KB...
30 03 2024 1:47:57
Статья в формате PDF 112 KB...
29 03 2024 19:25:51
Статья в формате PDF 261 KB...
28 03 2024 6:32:51
Статья в формате PDF 292 KB...
27 03 2024 0:29:31
Статья в формате PDF 142 KB...
26 03 2024 23:54:37
Статья в формате PDF 862 KB...
25 03 2024 1:42:33
23 03 2024 11:56:28
Статья в формате PDF 103 KB...
22 03 2024 0:28:55
Статья в формате PDF 401 KB...
20 03 2024 13:21:26
Статья в формате PDF 140 KB...
19 03 2024 1:10:47
18 03 2024 2:49:26
Статья в формате PDF 303 KB...
17 03 2024 16:20:40
Статья в формате PDF 110 KB...
16 03 2024 18:10:48
Статья в формате PDF 108 KB...
15 03 2024 6:56:34
Статья в формате PDF 108 KB...
14 03 2024 12:12:45
Статья в формате PDF 116 KB...
13 03 2024 10:10:18
Статья в формате PDF 137 KB...
12 03 2024 7:33:23
Статья в формате PDF 179 KB...
11 03 2024 20:51:51
Статья в формате PDF 105 KB...
10 03 2024 23:18:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::