ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОХИМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ КОНТРОЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛОВЦОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Постоянный рост конкуренции в плавании требует неуклонного повышения качества управления спортивной тренировкой. Поскольку нельзя беспредельно увеличивать продолжительность и интенсивность тренировочных занятий, следует искать внутренние резервы повышения спортивных результатов.
В связи с этим важное значение приобретает знание различных сторон энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов высокого класса для оптимального развития качеств общей и специальной выносливости.
Конечным продуктом анаэробного расщепления углеводов является лактат, хаpaктеризующий "напряженность" процессов гликолиза, Активность процессов цикла Кребса (дыхания) можно опосредственно оценить по содержанию пирувата крови, о выраженности минутного метаболизма можно судить по количеству глицерина крови (Меньщиков В.В. и. др., 1986).
С ростом адаптации к физическим нагрузкам под воздействием тренировочного эффекта у пловцов повышается активность гликолиза, дыхания и липолиза, и вместе с тем снижается, так называемая реципрокность углеводно-липидных взаимоотношений, то есть процессы гликолиза не тормозят активность дыхания и липолиза, что показали наши наблюдения и исследования ряда авторов (Яковлев И. Н., 1976; Мадсен О., 1983; G.Simon, 1987).
Наши многолетние наблюдения показали, что повышения спортивного результата у пловцов в годичном тренировочном цикле может сопровождаться повышением уровня лактата крови или его снижением или отсутствием изменений в уровне лактата крови при стандартной нагрузке. Но при этом активность аэробных звеньев энергообеспечения (дыхания и липолиза) всегда растет.
На большом материале, включающем исследования, проведенные более, чем на 200 пловцах, участвующих в соревновательной деятельности мы выявили шесть типов соотношения скорости плавания и метаболитов углеводного и липидного обменов.
У спортсменов после соревновательных дистанций, включающих дистанции от 100 метров до 1500 метров в капилярной крови определяли содержание лактата по Штрому (1949), пирувата по Бабаскину (1967), глицерина по Маршеву (1964). Рассчитаны молярные соотношения перечисленных метаболитов.
При сравнении скорости проплывания дистанций и концентраций изучаемых метаболитов выявлены следующие типы энергообеспечения мышечной деятельности.
1 тип - высокая скорость сопровождалась экономизацией энергообеспечения мышечной деятельности за счет снижений доли анаэробного гликолиза, о чем судили по содержанию лактата в крови и активации процессов дыхания и липолиза, которые оценивали уровнями пирувата и глицерина в крови. Этот тип энергообеспечения расценивается нами, как благоприятный т. к. он происходит наиболее оптимальным, энергетически экономным аэробным путем. В этом случае имеется резерв повышения скорости за счет активизации лактатного и анаэробного гликолитического путей метаболизма. Следует отметить, что 1 тип энергообеспечения мышечной деятельности в соревновательных условиях наблюдался у лучших пловцов комaнд, призеров, что согласуется с литературными данными об экономном энергообеспечении работы субмаксимальной и максимальной мощности у высоко адаптированных к физическим нагрузкам спортсменов (Яковлев Н.Н., 1976; Виру А. А. ,1980).
2 тип - высокая скорость сопровождается активными процессами глиполиза, дыхания и липолиза. Снижена реципрокиость метаболитов углеводного и липидного обменов. Этот тип энергообеспечения рассматривается нами как благоприятный и наблюдается у пловцов, занявших в соревнованиях призовые места.
3 тип - высокая скорость за счет активации гликолиза, подавляющего активность процессов липолиза и дыхания. Такая реципрокность углеводно-липидных взаимоотношений свидетельствует о том, что у спортсменов аэробные звенья энергообеспечения мышечной деятельности развиты недостаточно (Яковлев Н.Н., 1971). Кроме того, следует учитывать установленный рядом исследователей факт (Яковлев Н.Н.,1971, 1974; Senger и др., 1976), что чрезмерные концентрации лактата в крови, возникающие при высоких интенсивностях работы, обладают отрицательным влиянием на клеточные структуры аэробного образования энергии - митохондрии; вызывая их набухание. Отдельные нагрузки, сопровождающиеся накоплением лактата выше 20 мм/л. требуют 42-72 часа отдыха для восстановления мышц и митохондрий, после чего нагрузки можно повторять. Учет этих данных затруднителен при условии участия спортсменов в различных номерах соревновательной программы (предсоревновательные заплывы, финалы и т. п.).
Коррекция тренировочных планов в этом случае поможет развить аэробные пути энергопродукции, что делает возможным, повысить соревновательную скорость.
4 тип - низкая скорость при удовлетворительной активности процессов анаэробного гликолиза и цикла Кребса и низкой активности липолиза. Обычно такое энергообеспечение соревновательной деятельности отмечается у спортсменов, недостаточно адаптированных к физическим нагрузкам. Индивидуальная коррекция тренировочных планов, направленная на увеличение объемов аэробной, гликолитической и силовой работы, как правило, помогает активировать процессы аэробного и гликолитического метаболизма и способствует повышению cкорости плавания.
5 тип - низкая скорость сопровождается ростом активации гликолиза и реципрокности метаболитов углеводного и липидного обменов. Такое состояние энергопродукции хаpaктеризует низкую адаптацию организма спортсменов к физическим нагрузкам, а также развитие утопления. В этом случае следует увеличить объемы аэробных тренировочных нагрузок в зоне пороговой скорости.
6 тип - низкая скорость при низкой мобилизации процессов гликолиза, дыхания и липолиза. Невозможность активации процессов энергопродукции сопровождается низкой работоспособностью пловцов и отмучается, как правило, при состояниях перетренированности. В этих случаях необходимы активные индивидуальные восстановительные мероприятия: активный отдых, плавание в 1 зоне интенсивности, фармакологическая коррекция. Следует заключить, что предлагаемый нами комплекс биохимических исследований может быть использован для оценки динамики адаптации спортсменов в этапной коррекции тренировочных программ.
Проплывание дистанций 400-800-1500 метров требует соответственно 4 - 9 - 15 минут и более в соревновательных условиях. Этого времени достаточно для активного развертывания липолитических процессов в энергетическим метаболизме. Поэтому в тренировках пловцов для оптимального развития липолитических процессов, энергообеспечения можно использовать проплывание дистанция 400, 600 и 1500 метров с максимальной скоростью, несмотря на то, что в длительном тренировочном занятии динамика биохимических показателей имеет свои особенности.
Нами и литературные данные показывают, что в годичном тренировочном цикле хаpaктер угле водно - липидных взаимоотношений в энергообеспечении мышечной деятельности у спортсменов может изменяться как в сторону снижения их реципрокности, так и в сторону ее повышения (Яковлев Н.Н., 1972; Issekutzetal В.,1964, 1967; Буреева А.А., Лиходеева В.А. 1986).
Типы энергообеепечения могут переходить друг и друга. Поэтому важно определить соотношение углеводных и липидных метабалитов в определенный период тренировочного года для дальнейшего оптимального проведения тренировочного процесса.
Статья в формате PDF 124 KB...
26 04 2024 3:24:39
Статья в формате PDF 178 KB...
25 04 2024 22:54:24
Статья в формате PDF 134 KB...
24 04 2024 6:13:13
Статья в формате PDF 134 KB...
23 04 2024 16:14:27
Статья в формате PDF 165 KB...
22 04 2024 15:26:31
Статья в формате PDF 251 KB...
21 04 2024 10:10:32
Статья в формате PDF 284 KB...
20 04 2024 17:11:19
Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При нeблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...
19 04 2024 11:46:43
Статья в формате PDF 314 KB...
18 04 2024 15:52:22
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 22:25:54
Статья в формате PDF 124 KB...
16 04 2024 0:37:59
Статья в формате PDF 123 KB...
15 04 2024 16:55:35
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 4:42:16
Статья в формате PDF 129 KB...
13 04 2024 19:56:14
12 04 2024 11:26:46
Статья в формате PDF 136 KB...
10 04 2024 11:19:40
Статья в формате PDF 112 KB...
09 04 2024 14:23:42
Статья в формате PDF 210 KB...
08 04 2024 2:48:58
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 22:16:46
Статья в формате PDF 253 KB...
06 04 2024 15:53:54
Статья в формате PDF 253 KB...
05 04 2024 17:36:26
Статья в формате PDF 118 KB...
04 04 2024 15:51:45
Статья в формате PDF 105 KB...
03 04 2024 5:50:50
Статья в формате PDF 222 KB...
02 04 2024 17:28:49
Статья в формате PDF 103 KB...
01 04 2024 10:46:57
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 20:49:48
Статья в формате PDF 115 KB...
30 03 2024 0:48:19
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
29 03 2024 1:36:50
Статья в формате PDF 105 KB...
28 03 2024 0:40:25
27 03 2024 0:39:37
Статья в формате PDF 112 KB...
26 03 2024 22:50:50
Статья в формате PDF 275 KB...
25 03 2024 11:47:14
Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...
23 03 2024 23:56:32
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 12:15:18
Статья в формате PDF 138 KB...
21 03 2024 18:15:45
Статья в формате PDF 137 KB...
20 03 2024 22:18:41
Статья в формате PDF 274 KB...
19 03 2024 16:37:26
Статья в формате PDF 243 KB...
18 03 2024 1:24:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::