ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные проблемы взаимодействия природы и общества в их целостности как функционально равных частей обусловливают востребованность экологических знаний в различных областях жизни. Это приводит к выделению экологической составляющей в качестве неотъемлемой части системы образования в целом и естественнонаучного образования в частности. На уровне начального общего образования этот процесс осуществляется через две образовательные области - естествознание и обществоведение, которые в базисном учебном плане объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализуемый в различных вариантах программ начальной школы. Среди них в экологическом аспекте наибольшее значение имеют такие вариативные курсы как «Зеленый дом» (Плашаков А.А.), «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова), «Мир и человек» (А.А.Вахрушев).
Содержательную сущность этих программ составляет формирование адекватных возрасту экологических представлений об экосистемах разного уровня: организм -окружающая среда, природное общество - окружающая среда, человек (общество) -окружающая среда. По мнению Л.П.Симоновой (1998) на основе подобного ядра (минимума) содержания экологической направленности у младшего школьника формируются «понимание природы как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности и нравственной установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе себе подобным». Каждая из программ, в свою очередь, предъявляет учебный материал на основе стандартизированного содержания.
Вместе с тем состояние экологических проблем конкретного региона требует построения содержания естественнонаучного образования не только на базе стандартизированного экологического материала, но и на особой топике (rpeч.topos -место) организации образовательного прострaнcтва, т.е. с учетом особенностей региона. Кроме того, поскольку экологические факторы, по мнению ряда авторов (Ю.П.Пивоваров и др., 1995; Э.Н.Вайнер, 1998; Р.П.Вельтман, 1998; Г.К.Зайцев, 1997; В.В.Колбанов, 1998 и др.), вошли на одно из первых мест среди условий, влияющих на формирование и сохранение здоровья, возникает необходимость выделения в естественнонаучном образовании валеологической составляющей.
Таким образом, это позволит формировать у младших школьников представления не только о существующих в природе общеэкологических связях, но и обращать внимание на факторы, которые имеют значение для конкретного организма в конкретных экологических условиях, а также изучать способы воздействия на организм, которые будут способствовать осуществлению корректировки негативного влияния внешней среды, выработке валеологически обоснованного поведения.
По нашему мнению в этом случае речь идет об эколого-валеологическом аспекте начального естественнонаучного образования, что даст возможность младшему школьнику осознать себя частью природы, с одной стороны, а с другой - формировать экологически-целостные ориентации на основе интереса ребенка к самому себе, интегрируя понятия «качество жизни» и «состояние среды».
Статья в формате PDF 113 KB...
07 05 2024 7:51:38
Статья в формате PDF 129 KB...
06 05 2024 0:14:23
Статья в формате PDF 146 KB...
05 05 2024 16:21:10
Статья в формате PDF 129 KB...
04 05 2024 20:50:12
Статья в формате PDF 104 KB...
03 05 2024 22:26:34
Статья в формате PDF 141 KB...
02 05 2024 5:23:32
Статья в формате PDF 335 KB...
30 04 2024 14:30:51
Статья в формате PDF 109 KB...
29 04 2024 12:21:17
Статья в формате PDF 297 KB...
27 04 2024 11:22:46
Статья в формате PDF 114 KB...
25 04 2024 12:31:48
Статья в формате PDF 307 KB...
22 04 2024 12:56:26
Статья в формате PDF 104 KB...
21 04 2024 9:42:34
Статья в формате PDF 140 KB...
20 04 2024 5:56:18
Статья в формате PDF 114 KB...
18 04 2024 4:31:54
Статья в формате PDF 114 KB...
17 04 2024 21:39:34
Статья в формате PDF 267 KB...
16 04 2024 6:14:53
Статья в формате PDF 161 KB...
15 04 2024 18:58:59
Статья в формате PDF 199 KB...
14 04 2024 2:49:51
Статья в формате PDF 122 KB...
13 04 2024 6:47:39
Статья в формате PDF 310 KB...
12 04 2024 11:19:59
Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...
11 04 2024 6:21:44
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2024 10:55:22
Статья в формате PDF 107 KB...
08 04 2024 2:55:23
Статья в формате PDF 289 KB...
07 04 2024 10:57:28
Статья в формате PDF 130 KB...
06 04 2024 2:38:12
Статья в формате PDF 137 KB...
05 04 2024 0:58:34
Статья в формате PDF 148 KB...
04 04 2024 20:36:16
Статья в формате PDF 512 KB...
03 04 2024 18:20:31
Статья в формате PDF 287 KB...
02 04 2024 3:16:37
Статья в формате PDF 114 KB...
01 04 2024 23:23:24
Статья в формате PDF 251 KB...
31 03 2024 6:22:56
Статья в формате PDF 114 KB...
29 03 2024 14:36:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::