ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Исаков А.Е. Кучинская Т.Н. Статья в формате PDF 274 KB

Глобализация, интеграция и регионализация в XXI веке явились причиной ослабления барьерных функций культурных, этно-национальных и государственно-политических рубежей, следствием чего стало усиление социокультурных связей «поверх» национальных границ. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в трансграничных регионах, разделенных суверенитетом соседствующих государств. Уникальным инструментом формирования единого социокультурного пространства приграничных территорий является многоаспектное трансграничное сотрудничество.

Трансграничное сотрудничество определено Правительством Забайкальского края, как одно из приоритетных направлений развития региона, значимость которого предопределено выгодным географическим положением. Общая протяженность государственной границы в Забайкальском крае составляет 1927 км (российско-китайский участок - 1064 км, российско-монгольский участок - 863 км). В крае функционируют 9 пунктов пропуска через государственную границу: 5 на российско-китайской границе, 3 на российско-монгольской границе, также в городе Чите функционирует воздушный пункт пропуска «Аэропорт - Чита».

В настоящее время наиболее тесные контакты установлены с непосредственными соседями: приграничными регионами Китая (Автономным районом Внутренняя Монголия и провинция Хэйлунцзян), а также Восточным и Хэнтийским аймаками Монголии.

Основными направлениями межрегионального взаимодействия Забайкальского края РФ с приграничными регионами КНР являются: торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, туризм, образовательное, культурное и научное сотрудничество. Анализ содержания различных направлений межрегионального сотрудничества Забайкальского края РФ показал наличие ряда проблем и противоречий:

1) превалирование торгово-экономического направления;

2) сырьевая направленность торговли;

3) ориентирование туристической деятельности на выездной туризм;

4) неразвитость приграничной инфраструктуры;

5) в большей мере декларативный характер определения образовательного, культурного и научное сотрудничества в программных документах, регламентирующих направления межрегионального взаимодействия;

6) ограниченность географии регионов-партнеров, с которыми заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, декларативный характер самих соглашений.

Диверсификация структуры трансграничного взаимодействия Забайкальского края РФ с приграничными регионами КНР, развитие (расширение и углубление) паритетного культурного и гуманитарного сотрудничества, перерастание дисперсных межкультурных контактов в стратегические планы соразвития, на наш взгляд, значительно обогатит межрегиональное взаимодействие, отвечающее современным тенденциям мировой модернизации и глобализации. Межкультурное взаимодействие необходимо рассматривать в как процесс взаимодействия мировых культурных моделей при их одновременном «слиянии» и «различии».

Глобализация способствует контакту культурных моделей, росту взаимного понимания и выделения индивидуальности каждой из них. С традиционной точки зрения, каждая культура охватывает определенный региональный социум, обладает культурным и историческим контекстом. В каждом отдельном регионе существующая традиционная культура может обладать большим общественным влиянием и играть решающую роль в различных ситуациях. Однако процесс глобализации может нарушить сложившийся механизм. В таком случае становится возможным культурное распределение и исчезновение «единой» культуры. Скорость передачи информации, удобство транспортного сообщения, развитие экономики и открытость общества, мобильность населения и потоки миграции способствуют развитию культурного плюрализма.

Культурные отношения встают перед лицом новых возможностей и вызовов, которые проявляются в культурных конфликтах современного мира и необходимости ведения культурного диалога. Основное содержание культурного диалога заключается в поиске общего, несмотря на существующие различия, также в понимании культуры и привнесения равновесия общественному порядку. Однако глобализация неизбежно сопровождается вмешательством «сильной культуры» в «слабую культуру», что сдерживает и не позволяет самобытной культуре развиваться самодостаточно. Только детальное исследование различных культур и принципов соразвития может привнести реальную пользу глобализационному развитию. В условиях многополярности мира и расширении культурной глобализации тенденция к культурному плюрализму оправдана и выступает одним из механизмов нивелирования и предотвращения культурных конфликтов. Ключевое решение кроется в нашем верном отношении и немедленном реагировании. Положительное влияние несет способствование гармоничным культурным отношениям, содействие созданию прочного мира, мира гармонии и общего процветания.

Список литературы

1. Кучинская Т.Н. Формы и направления межрегионального взаимодействия Забайкальского края и с приграничными территориями КНР // Китай и Россия: Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия. - 2011. - № 9. - С. 117-127.

2. Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2010 году: Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. - Чита: Экспресс-издательство, 2011. - 132 с.

3. Абрамов В.А., Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения: монография. - М.: Восточная книга, 2010. - 240 с.

4. Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность // История и современность: материалы Междунар. науч. конф. 11-15 окт. 2011 г. (г. Чита (Россия) - г. Маньчжурия (Китай)) / отв. ред. М.В.Константинов; Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. - Чита, 2011. - 200 с.






В ОПЕК думают о Зеленограде

13 сентября в Зеленограде многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Зеленограде, на улице Хершиной. Михаил Иванович Тринога, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Любовь Морщинина , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.