О ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА» ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ – МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Квашнина С.И. Статья в формате PDF 121 KB

«Только наука изменит мир, наука в широком смысле слова: и как расщеплять атом, и как воспитывать детей и взрослых тоже».

Н.М.Амосов

Гигантский научно-технический прогресс в мире, характерный для конца CC и начала ХХI  столетия, наглядно демонстрируют огромную роль науки и научных знаний в развитии материального производства, улучшения качества жизни людей и развития культуры. По мере развития человечества роль науки и рост научных знаний будут, бесспорно, возрастать. Поэтому закономерным является то огромное внимание, которое уделяется развитию науки и воспроизводству научных знаний в странах с высоким уровнем развития производительных сил и качеством жизни. Недаром М.В. Ломоносов, обращаясь к своим ученикам, оканчивающим университет, говорил напутственные слова: «Поработаем на благо России!»  Россия много позже бурно прошла от сохи до атомной бомбы и первого запуска искусственного спутника земли и, заслуга Высшей школы в этом определяющая.

Как мы знаем,  одними из первых технических средств, используемых для целей медицинской диагностики, были простейшие физические приборы:  ртутный термометр Г. Фаренгейта (1714) для определения температуры тела,  звукоусилительная трубка для прослушивания шумов сердца и дыхания - стетоскоп Р. Лаянека (1819)  и другие,  применяемые до настоящего  времени.  Развитие  техники, появление электроники и микроэлектроники привели к созданию высокочувствительных методов регистрации биологических сигналов и эффективных средств их обработки для получения диагностической информации.   Эффективность современных медицинских технологий  тесно связана с совершенствованием методов и  инструментальных средств объективного контроля состояния пациентов в процессе лечения. Построение инструментальных средств диагностики состояния пациентов основано на регистрации биологических сигналов и их  последующей обработке с целью определения показателей, характеризующих работу важнейших органов и систем  организма человека. Современный уровень развития техники и технологии в сфере промышленного производства находится в той стадии, когда достичь качественно нового скачка в повышении его эффективности возможно на основе интеграции сведений  различных областей науки и техники. Не является  исключением и область здравоохранения, где на стыке медико-биологических и инженерных знаний создаются новые прогрессивные  биотехнические и медицинские аппараты с системами по лечению, комплексной диагностике и профилактике заболеваний.

При этом, структура профессиональной культуры выпускников медико-технических специальностей ВУЗов и студентов-медиков, необходимая для успешной деятельности в современных экономических условиях, настоятельно требует налаживания для них подготовки по современному менеджменту и маркетингу в сфере здравоохранения и медицинской техники. Эти знания необходимы для того, чтобы студенты могли в короткие сроки определить свою позицию в процессах реформирования системы здравоохранения, выработать умение самостоятельно ставить цели, принимать решение с опорой преимущественно на собственные силы и нести за них ответственность.

Пора предоставлять места профессионалам, в том числе, и пока малочисленным в системе образования и в структуре здравоохранения грамотным менеджерам, способным для начала понимать задачи российского здравоохранения, а затем четко и жестко претворять их в жизнь.

В связи с этим,  целью нашей работы явился поиск возможностей  оптимизации  учебного процесса на кафедре  «Биомедицинская электронная техника»  в ИН и Г  ТюмГНГУ путем      введения  новой дисциплины  по направлению - менеджмент и маркетинг в  здравоохранении

Принимая во внимание социальную значимость этой проблемы, необходимо организовать подготовку специалистов в области бизнеса и менеджмента в биомедицинской инженерии и здравоохранении.

Думаем, что было бы не плохо ввести на кафедре «Биомедицинской и электронной техники» дополнительный индивидуальный план обучения студентов. Они, получив базовый набор знаний, в том числе по основам маркетинга и менеджмента в биомедицинской инженерии, затем специализировались бы в организационно-экономической сфере.

Для этого необходимо введение новой дисциплины - "Внешнеэкономическая деятельность в здравоохранении", в которой рассматриваются такие  структурные подразделения, как внешнеэкономические связи и возможности менеджмента в сфере здравоохранения; внешнеторговые сделки, их виды, процедура подготовки, заключения и исполнения; основы экономической деятельности на мировом рынке товаров медицинского назначения; особенности законодательства различных стран в сфере медико-инженерного бизнеса и др.

Следует отметить, что менеджмент в здравоохранении является весьма специфической сферой, включающей в себя ряд разделов:

  • медико-технический менеджмент, направленный в основном на производство медицинской аппаратуры и лекарств, оснащения ими медицинских учреждений с последующим сервисным обслуживанием;
  • финансовый менеджмент, только начинающий серьезно проникать в здравоохранение, но роль которого стремительно возрастает;
  • страховой менеджмент, призванный преодолеть все трудности становления страховой медицины;
  • инвестиционный менеджмент и формирование кредитной политики с учетом общеизвестных мировых истин - медицинский бизнес является одним из самых прибыльных и стабильных, но требующим определенного терпения в его реализации;
  • административный менеджмент и управление персоналом и лечебными учреждениями различного типа (государственными, частными, смешанными и т.п.) и различного уровня;
  • предпринимательство, право, маркетинг и  реклама, учитывающие всю специфику выхода медицинских товаров и услуг на внутренний и внешний рынки с использованием современных информационных технологий.

Медицинский маркетинг отличается от классического именно специфичностью и разнообразием медицинских услуг, рынок которых также имеет свои особенности:

  • быстрое расширение за счет использования новых технологий;
  • наличие государственных и негосударственных бесприбыльных организаций в сочетании с большим количеством небольших частных коммерческих организаций;
  • строгая регламентация продаж медицинских услуг;
  • периодически возникающая монополизация определенных услуг, например, в силу территориальных проблем или их уникальности;
  • трудность формирования ценовой политики, т.е. установления связи между ценой и эффективностью медицинских услуг;
  • специфика и трудность рекламы, направляемой как на врача, так и на администратора и на пациента, с учетом определенных медицинских школ и подходов к лечению тех или иных заболеваний, а также откровенного лоббирования.

Реализация концепции маркетинга биомедицинской техники включает в себя следующие позиции: выбор и описание биомедицинской техники, выбор целевых рынков, выбор методов и средств маркетинговых коммуникаций, ценообразование, сбыт био- и медицинской техники.

Можно выделить основные первоочередные задачи менеджмента и маркетинга в здравоохранении: изменение социальных приоритетов России в пользу сферы здравоохранения; анализ оптимальных организационных структур здравоохранения и использование их опыта; определение необходимого уровня обслуживания различных имущественных групп населения и различных регионов страны;    выработка финансовой и инвестиционной политики; развитие собственного производства, как решение проблем, возникающих при закупке и обслуживании импортной техники (дороговизна, запчасти, регламентное обслуживание);  мотивация хорошей работы как персонала, так и учреждений здравоохранения; обобщение положительного опыта, развитие рынка образовательных услуг и подготовка специалистов, способных решать указанные задачи.

Необходимо отметить, что уже сейчас овладение принципами современного менеджмента и подготовка квалифицированных биоинженеров-менеджеров для системы здравоохранения позволит осуществить количественный и качественный скачок в деле поддержания здоровья россиян.

Повышение качества образовательного уровня в плане оптимизации менеджмента в системе здравоохранения будет являться важным шагом в деле улучшения  здоровья населения России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. "Компьютерные технологии в медицине". - 1998. - № 1.
  2. "Медицинская и фармацевтическая технология России". 1998. - Декабрь.
  3. Газета "Медицинский бизнес" - 1998. - № 1-12.
  4. Материалы выставки "Здравоохранение - 98".
  5. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: Методическое пособие. - М.: Книжный мир, 1998.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1998.





В ОПЕК думают о Казани

9 декабря в Казани многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Казани, на улице Хершиной. Петр Михайлович Латышев, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Игоpь Кpичевеp , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.