ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кутугина В.И. В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии. Статья в формате PDF 164 KB

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества постепенно восполняется «пробел» в области трудовой мотивации, который был хаpaктерен для состояния экономической и хозяйственной жизни России начала - 90-х годов. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная  потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях [1, С.6].

К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и хаpaктера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные хаpaктеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. [3, С.57].

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»...При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) пpaктический (реальные изменения социального статуса человека) [2, С.120]

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрaнcценденцию» (по Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трaнcцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрaнcценденции...

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде [4, С.123]

Пpaктически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает

психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Исследования показывают, что точные  возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные различия в сроках социального взросления - одни определяются с выбором профессии еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [2, С.124].

Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека [2, С.138].

Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость.

Профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный хаpaктер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный хаpaктер.

 Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности [6, С.78].

В силу своего социального хаpaктера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Так как, на современном этапе, проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2004.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация. - М.,2005.
  5. Психологический словарь./Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.,1983.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д,2000.


Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...

22 04 2024 2:34:13

ПРОЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИННОВАЦИЯМИ

ПРОЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИННОВАЦИЯМИ Рассмотрены проекты, связанные с инновациями. Определены понятия: «проект, содержащий инновацию», «проекты, связанные с инновациями», «проект, вовлекающий инновации». Дана концептуальная схема взаимосвязи проектов, связанных с инновациями. Приведены примеры различных проектов. Показаны различные виды технологических и информационных потоков в комплексе проектов, связанных с инновациями Введено понятие, «среды развития инновации». Рассмотрен пример трaнcпортной инфраструктуры как среды развития инноваций. Определены условия, при которых может возникнуть открытый инновационный проект. Дается схема мониторинга результата инновации. Показано различие между полем отношений и полем взаимодействия среды с результатом инновации. Показано, что комплекс проектов является взаимосвязанным. Поэтому при реализации системы управления инновациями этот комплекс должен быть принят за основу такой системы ...

19 04 2024 14:52:18

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА Статья в формате PDF 122 KB...

16 04 2024 6:32:55

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...

08 04 2024 11:28:45

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Статья в формате PDF 163 KB...

07 04 2024 18:31:59

Онкогематологическая заболеваемость у детей

Онкогематологическая заболеваемость у детей Статья в формате PDF 102 KB...

05 04 2024 8:12:55

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по хаpaктеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

03 04 2024 18:39:40

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА Статья в формате PDF 102 KB...

02 04 2024 15:36:10

О ЗНАЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ИММУННОГО СТАТУСА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОГО РЕЦИДИВИРУЮЩЕГО ГЕНИТАЛЬНОГО КАНДИДОЗА

О ЗНАЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ИММУННОГО СТАТУСА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОГО РЕЦИДИВИРУЮЩЕГО ГЕНИТАЛЬНОГО КАНДИДОЗА Изучены показатели иммунной системы у 36 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом в период обострения заболевания. Контрольную группу составили 36 здоровых женщин. Выявлен дисбаланс клеточного иммунитета при одновременном снижении функциональной активности гумopaльного звена иммунитета. ...

30 03 2024 1:40:22

Секреты успешного проведения собеседования

Секреты успешного проведения собеседования Статья в формате PDF 265 KB...

29 03 2024 10:39:20

РИЗОГЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ КЕДРА СИБИРСКОГО

РИЗОГЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ КЕДРА СИБИРСКОГО Статья в формате PDF 121 KB...

19 03 2024 6:37:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::