ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИХ СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ
Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора). В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно хаpaктерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании). Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.
Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых пpaктическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза выpaбатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных пpaктических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного прострaнcтва.
В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов. ...
17 04 2024 10:15:34
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 1:43:12
Статья в формате PDF 291 KB...
15 04 2024 14:29:53
Статья в формате PDF 109 KB...
14 04 2024 11:39:15
Статья в формате PDF 103 KB...
13 04 2024 23:31:58
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 3:18:15
Статья в формате PDF 104 KB...
10 04 2024 10:40:13
В статье даны пpaктические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дeбaлансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дeбaлансов. ...
09 04 2024 6:36:34
Статья в формате PDF 249 KB...
08 04 2024 16:38:35
Статья в формате PDF 269 KB...
07 04 2024 14:31:41
Статья в формате PDF 253 KB...
06 04 2024 10:30:29
Статья в формате PDF 110 KB...
04 04 2024 23:54:48
Статья в формате PDF 129 KB...
03 04 2024 4:18:46
Статья в формате PDF 120 KB...
02 04 2024 0:27:55
Статья в формате PDF 263 KB...
01 04 2024 13:53:59
Статья в формате PDF 105 KB...
31 03 2024 13:52:46
Статья в формате PDF 121 KB...
30 03 2024 14:32:45
Статья в формате PDF 117 KB...
29 03 2024 19:55:53
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 13:11:46
Статья в формате PDF 130 KB...
27 03 2024 5:29:32
Статья в формате PDF 132 KB...
26 03 2024 17:33:46
Статья в формате PDF 102 KB...
25 03 2024 13:19:12
Нами впервые синтезированные арилиденпроизводные пиридазин-3-онов и 3Н-пиррол-2-онов исследованы на ростостимулирующую активность. Установлено, что 6-R-4-арилиден-пиридазин-3-оны, имеющие два атома азота в кольце, и N-арил-4-бром-3-арилиден-3Н-пиррол-2-оны обладают умеренной ростостимулирующей активностью. Можно утверждать, что выявленны синтетические ростостимулирующие соединения, которые проявляют свойства близкородственных натуральным гормонам веществ. ...
24 03 2024 10:29:44
Статья в формате PDF 136 KB...
22 03 2024 5:49:48
Статья в формате PDF 156 KB...
20 03 2024 22:41:16
Статья в формате PDF 729 KB...
18 03 2024 13:21:33
Представлены результаты исследования зерновых сушилок в условиях нормального функционирования, а также оценки их динамических хаpaктеристик в виде передаточных функций. Приведены оценки неравномерности поля температуры и влагосодержания зерна, на основании чего делается вывод о необходимости стабилизации количества тепловой энергии подаваемой в сушильную камеру. ...
17 03 2024 21:36:43
Статья в формате PDF 114 KB...
16 03 2024 11:39:18
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 16:24:15
Статья в формате PDF 106 KB...
14 03 2024 2:53:59
Статья в формате PDF 258 KB...
13 03 2024 9:29:18
Статья в формате PDF 256 KB...
12 03 2024 23:49:13
Статья в формате PDF 120 KB...
11 03 2024 8:49:19
Статья в формате PDF 129 KB...
10 03 2024 14:55:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::