АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Екшембеева Е.Р. Статья в формате PDF 269 KB

Реалии сегодняшнего дня породили новые требования к экономическому поведению населения. Как молодежь самоопределяется в новых социально-экономических условиях - это вопрос, ответ на который необходим не только ученым. Экономические успехи общества во многом зависят от выраженности у людей мотивации достижения. В этой связи логично предположить, что радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию адекватного отношения к труду, чтобы достичь нового качества жизни.

В условиях социально-экономических трaнcформаций современного российского общества выпускники высших учебных заведений зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства и рост сервисного сектора привели к ситуации, когда на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных адаптироваться к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-комaндная система, в рамках которой ранее формировались показатели набора в вузы и техникумы, предприятия планировали свой кадровый состав с учетом обновления корпуса специалистов, а молодые специалисты, хотя и получали гарантии трудоустройства, были ограничены в выборе места работы. В наши дни выбор места учебы уже не определяет жестко и однозначно дальнейшую перспективу профессиональной карьеры. В результате многократно увеличилось число лиц, которые, отучившись за счет бюджетного финансирования, после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования работают не по специальности. Другие выпускники не могут себе найти работу вообще. Не менее тревожной тенденцией является повышение доли таких выпускников, которые после получения профессионального образования поступают на учет в службу занятости. Таким образом, встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств, направленных на регулирование рынка, подготовку и переподготовку специалистов [1, 175].

Представляется актуальным концентрация усилий государства в направлении повышения координации различных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. Сделать это можно только при помощи демократических институтов, руководствующихся логикой экономического развития и социальной справедливостью, учитывающих интересы ключевых субъектов этого процесса - учебных заведений, работодателей и самих работников. В условиях, когда изменяются схемы привычного вхождения молодых людей в фазу трудовой деятельности, качественным образом трaнcформируется мотивация, связанная с выбором профессии и профессионального образования, идет перестройка всей системы ценностных предпочтений и жизненных ориентации личности. Привычные, устоявшиеся взгляды, стереотипы не способны ни объяснить происходящее, ни сориентировать на адекватное поведение. Возникающие новые структуры, нешаблонные идеи и действия захватывают молодое поколение. В связи с этим изменяются цели и установки молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются социальные идеалы и ожидания. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников в условиях современной российского рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления.

Если анализировать адаптационные процессы, то это вопрос значимости данных социальных институтов, взятых не раздельно самих по себе, а в их взаимосвязи и совокупности. Чиновники продолжают с гордостью говорить об утечке талантов как иллюстрации интеллектуальной и научной состоятельности нашей системы образования, абсолютно подтверждая при этом несостоятельность государственную и экономическую. На самом деле разрозненные действия ведомств не могут определить направления исследований методов обучения, стилей преподавания, позволяющих адаптировать выпускника, чтобы он смог занять достойное место в профессиональном прострaнcтве.

Государственная политика занятости осуществляет права молодежи на свободное использование способностей и выбор в предпринимательской и иной трудовой деятельности. В результате внедрения пpaктически всеми вузами и большинством учреждений среднего профессионального образования альтернативных форм финансирования значительно возросла подготовка специалистов с высшим и средним образованием. Вместе с тем при определении учебными заведениями направлений обучения возникает рассогласование потребности личности и реальных потребностей рынка труда. Сокращение потребности в определенных категориях профессий, отсутствие социально-экономических прогнозов развития регионов, слабая связь с предприятиями по подготовке специалистов под конкретные рабочие места свидетельствуют о межведомственном разобщении, приводят к утрате реальных ориентиров подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием, пагубно отражаются на судьбе и стартовом успехе молодого человека.

Положение молодежи на рынке труда обусловлено, в том числе, уровнем адаптационной деятельности образовательных учреждений города, региона, которые в контексте обучения и воспитания конструируют квалификационный уровень выпускников, их ценностные ориентации, модель поведения на рынке труда. Но состыковки двух ведомств не происходит, наблюдается разобщение, несовпадение концепций. Пока в системе образования отсутствует целенаправленная, систематическая адаптационная работа, которая должна содействовать профессиональному самоопределению с учетом ситуации на рынке труда. Так как рынок образовательных услуг формируется в новых экономических условиях, то отдельные учебные заведения предпринимают попытки регулирования спроса и предложения изменением объемов и профессиональной структуры подготовки специалистов, пытаются снизу соединить идеологии образования и занятости. Однако устаревшая концепция образования и механизмы ее осуществления препятствуют необходимой ориентации на занятость и пониманию образования в демократическом смысле [2, 15].

Таким образом, проблемы трудоустройства выпускников и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие вузов и предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический хаpaктер, так как от их решения напрямую зависят не только их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития, а зачастую и их жизнеспособность. Не случайно вопросы привлечения квалифицированных специалистов, организации систематической работы с кадрами, повышения их профессионального уровня находятся в центре внимания у руководителей предприятий, а вопросы трудоустройства выпускников - у руководителей вузов и органов управления образованием.

Список литературы

1. Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Золотухина Е.С. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. - Новосибирск: Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2001.



СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

25 04 2024 12:21:49

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

Достоверными методами исследования потребности населения в традиционной медицине являются: опрос в «фокус-группе», анкетирование и интервьюирование. Выяснились: высокая готовность населения потрeбллять методы традиционной медицины; врачи готовы применять в своей пpaктике методы традиционной медицины в симбиозе с официальной; врачи нуждаются в дополнительном образовании в области традиционной медицины, на что следует обратить внимание органам здравоохранения. ...

23 04 2024 10:13:31

МОРФОГЕНЕЗ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

МОРФОГЕНЕЗ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 115 KB...

18 04 2024 16:39:36

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА Статья в формате PDF 91 KB...

17 04 2024 23:12:37

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ Статья в формате PDF 137 KB...

12 04 2024 7:57:51

ПОЧЕМУ КУРЯТ СТУДЕНТЫ?

ПОЧЕМУ КУРЯТ СТУДЕНТЫ? Статья в формате PDF 131 KB...

05 04 2024 17:42:11

Создание эффективной законодательной базы в сфере экологии – «Экологического кодекса» – одна из важнейших задач органов государственной власти России

Создание эффективной законодательной базы в сфере экологии – «Экологического кодекса» – одна из важнейших задач органов государственной власти России Проведен анализ природоохранного законодательства пpaктически за все время существования России, который условно можно разделить на три периода: от начала становления России до Октябрьской революции; в период Советского Союза; в период новой России с 1990-х годов. Несмотря на то, что в последнее время человечество осознает, какой вред наносится окружающей среде, принимаемых мер в области охраны природы недостаточно. Все законодательные акты, отдельные кодексы, нормы нужно систематизировать и свести в единый нормативный документ – экологический кодекс России. ...

01 04 2024 17:10:50

Количественный анализ фауны гельминтов общих для человека и животных в Кабардино-Балкарской республике

Количественный анализ фауны гельминтов общих для человека и животных в Кабардино-Балкарской республике При анализе количества видов гельминтов (возбудителей зоонозов) у человека в 1999–2012 гг. увеличилось с 7 до 10 видов (на 30 %), в том числе цестод с 3 до 5 видов (на 40 %) и нематод с 4 до 5 видов (на 20 %). У человека и собак прослеживается биологический прогресс возбудителей зоонозов. Количества видов гельминтов у собак увеличилось с 5 до 8 видов (на 37,5 %), в т.ч. цестод с 2 до 3 видов (на 33,3 %) и нематод с 3 до 5 видов (на 40 %). В составе гельминтофауны общих для человека и животных доминировали классы Nematoda (6 видов) и Cestoda (5 видов) над классом Trematoda (3 вида). ...

29 03 2024 0:45:13

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 112 KB...

24 03 2024 22:29:22

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ Статья в формате PDF 140 KB...

23 03 2024 20:17:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::