Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника (монография)
В современных условиях налицо значительное смещение общественного и государственного интереса в сторону понимания особой значимости периода дошкольного детства и его компетентного педагогического сопровождения. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.
Детство рассматривается в педагогической науке как необходимый этап развития человека. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре и выполняет функцию первичной социализации ребенка. В детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней.
Отечественная дошкольная педагогика активно обращается к исследованиям феномена детства, которое является междисциплинарным понятием, позволяющим переосмыслить сущность педагогического сопровождения в образовании ребенка.
Проблема социально-личностного развития представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. Вопрос о социально-личностном развитии ребенка стоит сегодня особенно остро, так как охват детей общественным дошкольным образованием уменьшается. Во-первых, уменьшилось число детских садов; во-вторых, не все дети могут посещать детский сад; в-третьих, дошкольные учреждения переходят на долевое финансирование; в-четвертых, получают развитие новые вариативные формы функционирования ДОУ (группы кратковременного пребывания, надомное обучение, адаптационные группы, группы развития, будущий первоклассник, группы для детей с отклонениями в развитии и т.д.).
Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление ему широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.
Основными сферами развития ребенка дошкольного возраста в контексте модернизации системы образования являются следующие: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
В современной науке и пpaктике все большую популярность приобретает парадигма сопровождения (Э.М. Александровская, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, С.Г. Косарецкий, Н.Н. Михайлова, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова, Ю.П. Федорова, С.М. Юсфин). Учеными признается наличие специфики в реализации педагогического сопровождения в разных видах образовательных учреждений, что обусловлено различиями в образовательных задачах, возможностях и целевых ориентирах конкретной образовательной среды.
Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития. Особую актуальность данная проблема приобретает в период детства, так как дошкольник и младший школьник, как известно, отличаются особой чувствительностью, уязвимостью в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах: «ребенок - взрослый», «ребенок - педагог», «ребенок - сверстник».
Актуальность темы исследования заключается в необходимости проектирования модели педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства, определения оптимальных условий педагогического сопровождения ребенка в рамках взаимного признания автономии каждого из субъектов общения, построения единого психологического прострaнcтва для успешного социально-личностного развития.
Известный ученый Д.И. Фельдштейн отмечает, что важнейшим критерием развития личности является степень развитости социальности, в связи, с чем целесообразно рассматривать становление личности в онтогенезе как особую форму проявления ее социального развития. Становится очевидной необходимость и возможность целостного исследования процессов развития социально-личностной компетентности ребенка в период детства.
В связи с этим социально-личностную компетентность ребенка целесообразно рассматривать как интегративную хаpaктеристику личности.
В настоящей монографии раскрываются основы педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства:
- предложена авторская концепция социально-личностного развития дошкольника, которая позволяет рассматривать сущностные хаpaктеристики социальной адаптации, социальной зрелости и социальной компетентности как взаимопроникающие стадии процесса социально-личностного развития ребенка и повторяющиеся в новой социальной ситуации развития, а именно в период дошкольного возраста;
- модель педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в системе дошкольного образования;
- диагностический материал по оценке социально-личностного развития ребенка-дошкольника.
Монография адресована научным работникам, преподавателям вузов, ведущих подготовку педагогов дошкольного и дополнительного образования, пpaктическим работникам образовательных и социальных учреждений, студентам и аспирантам педагогических специальностей.
23 04 2024 3:40:30
Статья в формате PDF 281 KB...
22 04 2024 1:47:34
Статья в формате PDF 111 KB...
21 04 2024 23:17:52
Статья в формате PDF 214 KB...
20 04 2024 9:55:40
Статья в формате PDF 142 KB...
18 04 2024 19:21:49
Статья в формате PDF 105 KB...
17 04 2024 21:38:32
Статья в формате PDF 308 KB...
16 04 2024 16:54:11
Статья в формате PDF 361 KB...
15 04 2024 3:41:35
Статья в формате PDF 203 KB...
14 04 2024 16:55:10
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 18:39:35
Статья в формате PDF 183 KB...
12 04 2024 22:19:22
Статья в формате PDF 136 KB...
11 04 2024 10:39:41
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
10 04 2024 23:55:39
Статья в формате PDF 102 KB...
09 04 2024 14:36:40
Статья в формате PDF 278 KB...
08 04 2024 18:54:36
Статья в формате PDF 220 KB...
07 04 2024 5:37:11
Приведены данные по петрографии, петрологии, геохимии и генезису магматитов боровлянского комплекса Горного Алтая. Гранитоиды отнесены к пералюминиевому I – типу Sr – не деплетиованному, Y – деплетированному. Расплавы для пород боровлянского комплекса образовались в результате мантийно-корового взаимодействия со значительной модификацией мантийной составляющей путём контаминации расплавов из нижней коры. Такие расплавы могут возникать в результате термальной релаксации в нижней коре с плавлением кварцевых эклогитов и гранатовых амфиболитов LIL – обогащённого мантийного клина, а мантийно-производные компоненты – в результате адиабатической декомпрессии в верхней мантии с участием большого количества летучих компонентов. ...
06 04 2024 13:16:10
Статья в формате PDF 236 KB...
05 04 2024 22:17:44
Статья в формате PDF 103 KB...
04 04 2024 14:31:34
02 04 2024 6:47:28
Статья в формате PDF 114 KB...
01 04 2024 9:25:31
Статья в формате PDF 153 KB...
31 03 2024 3:27:15
Статья в формате PDF 127 KB...
30 03 2024 15:11:16
Статья в формате PDF 105 KB...
29 03 2024 6:16:15
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 20:41:43
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 19:23:44
Статья в формате PDF 132 KB...
26 03 2024 16:53:27
Статья в формате PDF 101 KB...
25 03 2024 17:21:36
24 03 2024 19:19:10
Статья в формате PDF 219 KB...
23 03 2024 22:11:26
Статья в формате PDF 261 KB...
22 03 2024 5:54:40
Статья в формате PDF 654 KB...
21 03 2024 13:46:41
Статья в формате PDF 257 KB...
20 03 2024 18:44:37
Статья в формате PDF 104 KB...
19 03 2024 14:33:34
Статья в формате PDF 117 KB...
18 03 2024 21:47:47
Приведены результаты исследования влияния технологических факторов, таких как температура, время, продолжительность насыщения, а также состав смеси насыщения на антифрикционные свойства стали. ...
17 03 2024 13:17:25
Статья в формате PDF 314 KB...
16 03 2024 2:53:28
Статья в формате PDF 123 KB...
15 03 2024 18:53:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::