МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Стремительные темпы научно-техниче-ского прогресса предъявляют требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Обучение повернулось лицом к творчеству. Основной целью обучения стало всестороннее развитие учащихся, а межпредметные связи становятся одним из путей развивающего обучения, поэтому в школьном обучении, в частности, в начальной школе, происходит интеграция обучения.
Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Это приводило к тому, что школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, расчлeненными по предметному признаку. В результате у ученика не создавалась целостная картина изучаемого. Потребность преодолевать указанное противоречие привело к активному поиску путей осуществления межпредметных связей.
Начиная с 60-70-х годов исследуются проблемы межпредметных связей. Так, например, исследования ученых В.Н.Максимовой, Н.М.Черкес-Заде, И.Д.Зверева, В.Н.Федоровой и др. посвящены проблемам межпредметных связей.
«Межпредметные связи в общем понимании - это объединение различных систем знаний, их обобщение при изучении явления или процесса» [2].
«Межпредметные связи - это установление и усвоение связей между структурными элементами учебного материала различных предметов» [3].
Имеются различные классификации межпредметных связей. Это как: фактические, понятийные, теоретические (Федорова В.Н.), предшествующие, сопутствующие, перспективные (Черкес-Заде Н.М.), содержательно-информационные; операционно-деятельност-ные; организационно-методические (Максимова В.Н.) и др.
Разработан также специальный курс для учащихся начальных классов «Математика и конструирование», авторами которого являются С.Ш.Волкова и Н.Н.Столярова. Этот интегрированный курс представляет собой интересную попытку объединить в единый предмет два, разноплановых по способу овладения учениками, учебных предмета: математику и трудовое обучение.
Нами исследуются роль и возможности межпредметных связей в повышении эффективности развития в процессе обучения математике учащихся начальных классов.
Выполненный нами анализ программ по технологии обучения, по ИЗО, с целью выявления математических знаний, необходимых в процессе обучения названным предметам, показал что:
- на уроках технологии, работая с бумагой, картоном, проволокой ученикам приходится выполнять задания на: - сопоставление различных видов фигур (рисунки, схемы чертежи) с моделями этих фигур;
- деление геометрических фигур на равные части;
- получение одинаковых деталей сгибанием;
- построение отрезка прямоугольника и других фигур по заданным размерам;
- построение разверток геометрических тел (прямоугольного параллелепипеда, куба);
- сборка различных моделей геометрических фигур из заданных частей.
На уроках изобразительного искусства учащимся необходимы следующие умения:
- распознавать различные геометрические фигуры;
- рисовать, чертить как с помощью инструментов, так и от руки;
- измерять как с инструментами, так и на «глаз»; выполнять эскизы различных фигур и т.д.
Естественно напрашивается вывод о том, что на уроках математики у учащихся начальных классов нужно развивать умения и навыки, необходимые для уроков технологии, ИЗО и других предметов.
С этой целью на уроках математики можно рассматривать с учащимися задания, близкие к тем, которые предлагаются на уроках технологии, ИЗО.
Например, упражнения типа «получение одинаковых деталей сгибанием» расчлeняются на несколько заданий:
1) из данного листа сделайте треугольник, лишнее оторвите;
2) из данного листа сделайте прямоугольный треугольник;
3) из данного листа сделайте равнобедренный треугольник или же: сделайте треугольник, у которого две стороны имеют одинаковые длины;
4) из данного листа сделайте квадрат и найдите способ убедиться в том, что вы получили квадрат (без инструментов);
5) из данного листа сделайте коробку для карандашей (без крышки).
Задание типа «сопоставление различных видов изображения прострaнcтвенных фигур (рисунки, схемы, чертежи) с моделями этих фигур расчлeняется на несколько упражнений»
1) В наборе имеющихся рисунков геометрических фигур (прямоугольника, параллелепипеда, цилиндра) найти рисунок соответствующий данной модели (учащимся предлагается рисунок и модель какой-либо геометрической фигуры).
2) В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, прямоугольников, пирамиды, конуса) найти тот, который соответствует модели данной фигуры.
3) Измерить определенные элементы моделей фигур для последующего сравнения этих элементов.
4) По модели прямоугольного параллелепипеда (спичечной коробки) построить его развертку. По развертке вычислить сколько картона необходимо для изготовления данной коробки.
К заданию на деление фигур на равные части можно предложить такие упражнения: 1) разделить квадрат на равные части так, чтобы получилось:
1) 4 треугольника;
2) 2 прямоугольника;
3) 2 треугольника;
4) 4 квадрата.
К заданию на распознавание различных геометрических фигур можно предложить такие упражнения:
1) Выберите треугольник (четырехугольник, прямоугольник) среди заданных фигур и объясните свой выбор.
2) Сколько треугольников на рисунке (предлагаются изображения нескольких геометрических фигур)
Задания на измерение «на глаз» и построение «от руки» можно предложить в виде упражнений:
- Определите длину заданного отрезка «на глаз» и с помощью линейки. На сколько сантиметров вы ошиблись?
- Начертите отрезок длиной 6 см «на глаз» и «от руки». Измерив линейкой проверьте на сколько вы ошиблись.
- Сравните «на глаз» длины двух заданных отрезков. Проверьте, измерив линейкой, на сколько сантиметров вы ошиблись.
- Заданный отрезок разделите «на глаз» на два равных отрезка. Проверьте измерением.
- Постройте «от руки» квадрат со стороной 2 см. Проверьте измерением.
- Постройте «от руки» прямоугольник со сторонами 2 см и 3см. Проверьте измерение.
В заключении можем констатировать, что использование учащимися математических знаний, умений, навыков на уроках технологии, ИЗО и, наоборот, использование на уроках математики заданий, близких к предлагаемым на уроках технологии, ИЗО способствует развитию учащихся и качественному усвоению учебного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1997.
- Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике.- М.: 2003, с. 173-180.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.
- Федорова В.Н. Межпредметные связи в обучении естественно-математических дисциплин - М., 1980.
- Черкес-Заде Н.И. Межпредметные связи как условия совершенствования учебного процесса. - М.: 1966.
Статья в формате PDF 130 KB...
26 04 2024 15:34:17
С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...
25 04 2024 21:20:22
Статья в формате PDF 196 KB...
24 04 2024 3:27:39
Статья в формате PDF 111 KB...
23 04 2024 19:25:21
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 1:15:25
Статья в формате PDF 114 KB...
21 04 2024 22:49:35
Статья в формате PDF 118 KB...
20 04 2024 20:28:10
Статья в формате PDF 112 KB...
19 04 2024 0:52:27
Статья в формате PDF 108 KB...
18 04 2024 16:30:12
По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...
17 04 2024 10:43:13
Статья в формате PDF 289 KB...
16 04 2024 13:53:49
Статья в формате PDF 105 KB...
14 04 2024 1:38:34
Статья в формате PDF 102 KB...
13 04 2024 0:55:11
Статья в формате PDF 107 KB...
11 04 2024 4:52:12
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 15:19:49
Статья в формате PDF 251 KB...
09 04 2024 4:25:54
Статья в формате PDF 164 KB...
08 04 2024 2:59:43
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды. ...
07 04 2024 21:59:44
06 04 2024 21:54:10
Статья в формате PDF 124 KB...
05 04 2024 16:52:52
Статья в формате PDF 121 KB...
03 04 2024 5:52:39
Статья в формате PDF 101 KB...
02 04 2024 21:28:39
Статья в формате PDF 126 KB...
01 04 2024 8:47:36
Статья в формате PDF 143 KB...
31 03 2024 12:22:28
В работе обосновано применение метода Дэвиса для оценки коэффициентов активности ионов, образующихся в кислотно-основной системе, при определении термодинамических констант диссоциации ароматических кислот в среде диметилформамида. ...
30 03 2024 22:26:44
Статья в формате PDF 171 KB...
28 03 2024 13:37:23
Проведено исследование экологических ниш двух видов бурых лягушек при совместном обитании на водоемах. В период скопления на кладках у R. temporaria идет отбор крупных особей, ускоренно развивающихся за счет питания мелкими собратьями. R. arvalis – скоплений не образуют и являются типичными детритофагами. Успех роста и развития первого вида зависит от облигатного каинизма и нeкpoфагии. При отсутствии такой возможности питание схоже с питанием личинок R. arvalis. Выявлены различия в поведении личинок при появлении опасности. Крупные личинки R. temporaria, уходят на глубину, мелкие - мимикрируют под цвет грунта и становятся малоподвижными. Личинки R. arvalis не имеют маскировочной окраски, при возникновении опасности зарываются в грунт или прячутся в укрытиях. ...
27 03 2024 1:22:53
Статья в формате PDF 125 KB...
26 03 2024 20:35:52
Статья в формате PDF 108 KB...
24 03 2024 13:22:55
Статья в формате PDF 124 KB...
23 03 2024 10:26:27
Статья в формате PDF 127 KB...
22 03 2024 9:58:20
Статья в формате PDF 240 KB...
20 03 2024 1:52:10
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 13:48:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::