ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДАГОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДАГОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДАГОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Молчанов А.C. Молчанов К.А. Статья в формате PDF 120 KB

Хорошо известно, что хороший лечащий врач не всегда, может быть хорошим наставником, преподавателем. Два года тому назад в Московском государственном медико-стоматологическом университете было принято решение приглашать в качестве преподавателей врачей, имеющих педагогическое образование. Для этого был создан факультет педагогического образования в высшей медицинской школе, где в очно-заочной форме проходят подготовку сотрудники кафедр университета. Создание такого факультета потребовало решения целого ряда юридических, организационных, дидактических, и психологических проблем. Например, было необходимо адаптировать уже существующий перечень психологических и педагогических дисциплин, предусмотренных нормативными документами, объемы, в которых они должны вычитываться, к условиям медицинского вуза.

Во время обучения на факультете слушатели знакомятся с такими психологическими дисциплинами и темами, как: общая психология, психология личности, психология индивидуальных различий, педагогическая психология, педагогическая психофизиология, акмеология, психология управления в высшей школе, теория и методы интеллектуального развития студентов, психологические аспекты формирования мануальных навыков и т.д. Особый интерес у слушателей вызывают такие темы, как конфликтология, межличностные отношения врача-педагога с администрацией, диагностика и развитие у студентов академических способностей и профессионального потенциала, коррекция синдрома эмоционального выгорания у студентов, вызванного учебной деятельностью, а у преподавателей - их лечебной и педагогической деятельностью и т.д.

Очень скоро стало ясно, что преподавание на факультете следует вести с учетом специфики психологических особенностей слушателей - квалифицированных врачей с многолетним опытом педагогической деятельности, принимая во внимание особенности усвоения информации людьми зрелого возраста.

Результаты первых лет работы факультета позволили сделать ряд важных выводов и внести соответствующие изменения в методику преподавания. Так, было сведено до минимума время лекционных занятий. Большая часть аудиторных часов теперь приходится на семинары, где слушателям предоставляется возможность обменяться опытом преподавания на всех этапах обучения: подготовительном, додипломном, последипломном. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым врачом-преподавателем. Поскольку у них хорошо сформированы навыки работы с научной литературой, программой предусмотрено достаточно большое количество часов для самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы. Все слушатели прикреплены к опытному консультанту - педагогу или психологу из числа преподавателей педагогического факультета. В его обязанности входит посещение занятий слушателя, последующее их обсуждение. Определенные сложности для консультантов создают различия медицинской специализации слушателей, которая оказывает существенное влияние на методику преподавания соответствующих дисциплин.

В самом начале работы факультета было трудно мотивировать квалифицированных врачей, имеющих значительный опыт педагогической деятельности, приступить к изучению психологии и педагогики. Атмосфера заинтересованности и доброжелательности, которая сложилась в процессе обучения, стимулирует интерес к их изучению.

При формировании учебных групп и выборе дидактических приемов учитываются: медицинская специализация, занимаемая должность, ученое звание, педагогический стаж, возраст слушателей. Так были сформированы группы: (1) руководства университета, которое сочло необходимым собственным примером подчеркнуть важность психолого-педагогического образования; (2) заведующих кафедрами и профессоров; (3) доцентов; (4) старших преподавателей.

На заключительном этапе обучения (четвертый семестр) слушатели готовят выпускную квалификационную работу, посвященную одному из аспектов организации учебного процесса в высшей медицинской школе. Приблизительно одинаковое количество работ посвящается педагогическим и психологическим проблемам. Текст ВКР состоит из обзора литературы и экспериментальной глав. Теоретическая глава, обычно, касается истории развития идей, существующих подходов решения обсуждаемой проблемы. Во второй главе обобщается собственный опыт преподавания, который оказывается наиболее интересной частью ВКР. Подготовленная работа публично обсуждается и защищается авторами на заключительном занятии.

Следует еще раз подчеркнуть, что слушателями являются высоко квалифицированные специалисты с большим пpaктическим опытом работы в лечебных и учебных учреждениях. Это налагает особую ответственность на профессорско-преподавательский коллектив факультета. Сотрудниками кафедр педагогического факультета подготовлены и опубликованы несколько учебных пособий. Так, учебное пособие «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации», подготовленное коллективом педагогов и психологов факультета особенно часто используется слушателями, как на протяжении обучения, так и при подготовке ВКР.

В отношении слушателей к психолого-педагогическому образованию наметились две дополняющие, а в некоторых случаях, вступающие в противоречие, тенденции. Суть первой состоит в том, что слушатели хотят переключиться с привычной клинической проблематики, получить новую информацию, по новым для них педагогическим дисциплинам. В тоже время, они не хотят слушать лекции на темы не связанные с их профессиональной направленностью. Поэтому с наибольшим интересом ими принимаются учебные дисциплины, совмещающие эти две тенденции. К таким дисциплинам в медицинском вузе может быть отнесена педагогическая психофизиология.

В отдельных случаях наблюдается тяготение слушателей к «рецептурной» психологи, когда возобладает стремление получить конкретный ответ на конкретный вопрос «здесь и сейчас», минуя систематическое изучение дисциплин психолого-педагогического цикла.

Двухлетний опыт работы факультета может быть оценен положительно, повысился статус педагога и психолога в медицинском вузе. Результаты обучения на факультете принимают во внимание при заключении с преподавателями очередного трудового контpaкта, при прохождении ими конкурса на замещение вакантных должностей на теоретических и клинических кафедрах университета, при решении вопроса об оплате труда.



СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭНДОТОКСИКОЗА

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭНДОТОКСИКОЗА Статья в формате PDF 119 KB...

24 04 2024 18:40:49

ФАКТОРЫ РАЗЖИЖЕНИЯ КОАГУЛИРОВАВШЕГО ЭЯКУЛЯТА ЧЕЛОВЕКА

ФАКТОРЫ РАЗЖИЖЕНИЯ КОАГУЛИРОВАВШЕГО ЭЯКУЛЯТА ЧЕЛОВЕКА Из аспирата семенных пузырьков человека сочетанием катионообменной хроматографии на S-сефарозе и диск-электрофореза выделен белок. Молекулярная масса полученного белка, по данным SDS-PAGE, составила 53,5 kDa. Исходя из электрофоретической подвижности, мы предположили, что полученный белок –семеногелин-I (SPMIP/Sg-I). После обработки полученного препарата очищенным простатоспецифическим антигеном (человеческий калликреин-3 (hK3)), электрофоретически были выявлены многочисленные полипептиды с молекулярной массой от 5 до 24 kDa. Проверка биологической активности на образцах нативной cпepмы подтвердила наличие у полипептидных фрагментов способности ингибировать двигательную активность cпepматозоидов и они были отнесены к SPMI. Электрофоретическая подвижность фpaкции SPMI с молекулярной массой 18-20 kDa, которую мы назвали «тяжелой» (SPMI-h), соответствовала электрофоретической подвижности фpaкции нативной cпepмы человека, проявляющей ингибиторную активность. Изучение в казиинолитическом тесте (с химотрипсином и папаином в качестве ферментов) возможной ингибиторной активности SPMI-h, показало наличие подобной активности в отношении папаина, влияние на ферментативную активность химотрипсина выявлено не было. ...

21 04 2024 15:21:52

СВИРСКИЙ МОИСЕЙ СОЛОМОНОВИЧ

СВИРСКИЙ МОИСЕЙ СОЛОМОНОВИЧ Статья в формате PDF 1903 KB...

16 04 2024 7:47:14

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5 Построена октетная электродинамика. Обсуждена возможность объединения механики и электродинамики. Выявлена дальнодействующая структуризация октетного прострaнcтва. Исследуются свойства интервала. ...

15 04 2024 21:36:40

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ На основании анализа прострaнcтвенного размещения редких и уникальных для Кемеровской области растительных сообществ рассматривается возможность оптимизации пpaктического сохранения регионального биоразнообразия. В качестве возможного механизма охраны предлагается вариант локального изменения размеров водоохранных зон путем делегирования органам местного самоуправления права принятия оперативных решений при определении их границ. ...

07 04 2024 8:42:59

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА Уровень жизни и социально-экономические условия жизни – важнейшие хаpaктеристики общества. Статья посвящена анализу дифференциации и динамике этих хаpaктеристик по муниципальным образованиям Саратовской области с использованием метода композиционного индекса. ...

05 04 2024 0:23:16

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ Статья в формате PDF 140 KB...

20 03 2024 20:26:16

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

18 03 2024 14:19:33

ОСОБАЯ ФОРМА СИНДРОМА ЭУТИРЕОИДНОЙ СЛАБОСТИ

ОСОБАЯ ФОРМА СИНДРОМА ЭУТИРЕОИДНОЙ СЛАБОСТИ Статья в формате PDF 111 KB...

17 03 2024 9:20:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::