УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Красавцев Л.Б. Статья в формате PDF 93 KB В середине XIX века две почти соседние страны Россия и Япония почти одновременно стали на путь перехода от феодально-крепостнического строя к буржуазно-промышленному путем реформ сверху. В 1860-70 годы проведены реформы Александра II в России и реформы «Мэйдзи» в Японии. Где они были проведены более радикально видно из следующих моментов: в Японии в 1881 году были разрешены политические партии и в 1889 году принята Конституция, в ходе аграрной реформы 1872 года была разрешена свободная продажа и покупка земли, в 1872 году был принят закон о всеобщем образовании. В России все эти изменения произошли гораздо позже. И как результат поражение в войне 1904-1905 годов. К началу ХХ века Япония совершила стремительный рывок, превратившись из феодальной страны, к тому же находящейся в самоизоляции, в передовую капиталистическую державу. А российские учебники вынуждены были в начале ХХ века констатировать печальные факты, что «Россия по многим видам уступает производительности Западной Европы. Причина недостаточного экономического развития заключается в тех нeблагоприятных физических, этнографических и исторических условиях, в каких она находится сравнительно с Западной Европой».1 Виноваты природа, история и т.п., что конечно нельзя сбрасывать со счета. А между тем, грамотность в России по переписи 1897 года всего 21%.2 А помимо Японии всеобщее начальное обязательное бесплатное образование введено в Пруссии еще в начале XIX века; в штатах США в 1840-х годах и т.д.

Проходит век и снова Россия проводит очередные реформы, в результате которых она входит «в третье тысячелетие новой эры экономически ослабленной, с тяжелым грузом нерешенных социальных проблем...»3 По своим масштабам, спровоцированной политикой «шоковой терапии» спад производства, падение экономической эффективности, разрушение производственного потенциала страны не имеют себе равных в экономической истории мирного времени. Начиная с 1990 года, прослеживается устойчивая тенденция к снижению стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), который за период 1990-1999 годы сократился больше чем наполовину. Для сравнения, за годы Первой мировой войны (1914-1917) ВВП России сократился на четверть, во время Гражданской войны (1918-1920) на 23%, за годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на 21%.4 Снова стоит вопрос о духовном и культурном возрождении России.

А между тем пути и того и другого возрождения лежат на поверхности. Во-первых, необходим устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни населения. При этом повышение активной роли государства в экономике - опыт США - реформы президента Рузвельта в 1933 году по пути выхода из затяжного и глубокого кризиса 1929-1933 годов. Да и вообще, в писаной истории России, государство всегда играло в экономике определяющую роль и было крупнейшим собственником средств производства.5 Во-вторых, постепенное построение действительного социального государства, стирание граней между самыми богатыми и самыми бедными, создание многочисленного устойчивого среднего класса, включающего не только предпринимателей, но и всю интеллигенцию и квалифицированных рабочих - опыт послевоенной Германии, Франции, Японии, Скандинавских стран. Широкий доступ к бесплатному образованию, включая и высшее - опыт Японии, Южной Кореи. Обучение в зарубежных странах с обязательным возвращением на Родину - опыт Японии, Китая. Государственная поддержка отечественной науки и культуры. Уважительное отношение к своей истории - здесь много стоит поучиться у США. И, наконец, не слепое подражание чужому опыту, а сохранение и развитие своих духовных ценностей - общинности, коллективизма и соборности и их умелое использование в экономике. Опыт послевоенной Японии наглядно показывает, что национальный общинный дух может быть успешно использован в современной индустриальной и даже постиндустриальной экономике. В Японии культивируются национальные ценности патернализма, «семейственности», общинности на современных предприятиях. Идеи, пришедшие из Китая и восходящие к учению Конфуция. Это находит свое конкретное воплощение в системе «пожизненного найма» на предприятиях, в лозунге «фирма - это семья» и т.д. Т.е. на лицо умелое сочетание принципов седой старины в современном производстве. Кажется, что умелое использование мирового опыта и своих традиций может привести и к духовному и культурному возрождению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Матченко И.П. Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами. 15-е изд. Киев, 1913.- С. 92.
  2. Там же.- С. 212.
  3. История мировой экономики/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1999.- С. 709.
  4. Лукин Ю.Ф. История и экология, экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. Архангельск, ПГУ, 2001.- С. 205.
  5. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999.- С. 324.


ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 81 KB...

24 04 2024 8:55:26

БИОТЕСТИРОВАНИЕ ВОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛГО-КАСПИЯ

Анализ полученных результатов мониторинга воды Волго – Каспийского бассейна показал, что: уровень мутагенной активности загрязнений природных волжских вод достигает наибольшего значение в летний период; наиболее напряженная эколого- генетическая ситуация складывается в районах р. Бузан и г. Нариманов, находящихся в непосредственной близости от Газопереpaбатывающего завода; показатель уровня мутагенности водной среды с 1998 по 2001 г. незначительно снизился, но превышает предельно допустимое значение на 59%; сера, добываемая на АГПЗ увеличивает показатель мутагенности загрязнений на 62%; использование фильтров на основе циалита способствует снижению мутагенности природной воды на 58%, пpaктически приближая её к предельно допустимому значению 0,37%. ...

23 04 2024 0:48:47

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

20 04 2024 17:43:37

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. ...

18 04 2024 5:49:24

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА, ОБОГАЩЕННОГО СЕМЕНАМИ НУТА

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА, ОБОГАЩЕННОГО СЕМЕНАМИ НУТА Статья посвящена экспериментальному исследованию по разработке технологии приготовления хлеба повышенной биологической ценности на основе биоактивированных семян нута. В ходе исследований были определены рациональные режимы проращивания семян нута, исследованы их химический состав и ферментативная активность; разработана технология хлебобулочных изделий на основе измельченных биоактивированных семян нута; составлен аппаратурно-технологический участок приготовления теста. ...

04 04 2024 10:56:29

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ Статья в формате PDF 125 KB...

03 04 2024 5:16:49

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 87 KB...

30 03 2024 20:14:51

НПВС В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ РОЖИ

Статья в формате PDF 121 KB...

26 03 2024 8:25:31

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 127 KB...

20 03 2024 12:19:48

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::