ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Если обратиться к такой важной проблеме, как обеспечение продовольственной безопасности, то к организационной ее стороне можно отнести следующие меры: формирование структуры для разработки проекта соответствующего закона и концепции продовольственной безопасности; создание условий для формирования рыночных структур, продовольственных рынков и эквивалентных экономических отношений в системе «государство - предпринимательство - население региона».
Технология же агробизнеса в системе продовольственной безопасности представляет собой совокупность задач, решаемых в логической последовательности по созданию конкурентной среды на продовольственном рынке, способной обеспечить надежное снабжение населения конкретного региона продуктами питания по научно-обоснованным нормам. Причем, конкурентная борьба не должна ослабллять позиции внутреннего продовольственного рынка и продовольственной безопасности территории. Для этого каждого производителя агропродовольственной продукции целесообразно сориентировать на свои рыночные ниши, используя для этого наиболее надежные каналы сбыта. Именно в этом должна состоять одна из функций государства, оказывающего поддержку аграрному сектору через госдотации и потому имеющему право на регулирующие действия на продовольственном рынке.
В частности, к наиболее устойчивым каналам сбыта агропродовольственной продукции можно отнести оптово-розничную систему, включающую оптовые продовольственные рынки (ОПР) и объекты розничной торговли в городах. Основными конкурирующими структурами в этом случае могут быть ОПР, находящиеся в разном виде собственности: государственной, кооперативной, частной, смешанной. Первые могут быть в основном ориентированы на сельскохозяйственные предприятия, вторые - на фермерские и личные подсобные хозяйства населения, третьи - на импортную продукцию. Организация такого распределения с использованием в основном экономических рычагов (квоты, размер господдержки, налоговая политика) должна быть прерогативой властных управленческих структур государственного уровня.
Если исходить из опыта развитых зарубежных стран, то ОПР являются самой совершенной рыночной структурой снабжения городов скоропортящейся продукцией. В России таких рынков единицы и то они пока находятся на стадии становления. И причин здесь немало. Основными из них можно назвать следующие: 1) частный капитал нацелен на продуктовые супермаркеты, дающие им, а не основным производителям, немалые доходы в ущерб горожанам из-за высоких цен, несопоставимыми с доходами населения; 2) отсутствие элементарной организации в сфере сельскохозяйственной кооперации, неспособной пока создать собственные кооперативные ОПР; 3) отсутствие продуманных программ и механизма их реализации по созданию в стране системы таких рынков.
В механизм, включающий комплекс мер, должен прописан и алгоритм ( технология) решения данной проблемы, включающего совокупность задач, решаемых в обоснованной последовательности.
В частности, для создания и нормального функционирования ОПР, в основном на кооперативной основе, необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности социально-экономического развития конкретного региона на современном этапе, особенно инвестиционной сферы, изучить состояние инфраструктурных объектов продовольственного рынка и сложившуюся систему товародвижения;
- разработать и принять соответствующую законодательно-правовую базу и правила торговли на ОПР;
- осуществить подготовку и переподготовку необходимых кадров по обслуживанию ОПР;
- подготовить организационно - экономическое обоснование формирования и развития ОПР;
- разработать и применить механизм (технологию) привлечения инвестиций в создание необходимой производственно-социальной инфраструктуры действующих и вновь создаваемых объектов оптовой торговли для обслуживания крупных городов;
- осуществить структурно-институциональные преобразования в сфере оптово-розничного звена продовольственного рынка и АПК;
- ввести систему агромониторинга и информационного обеспечения;
- использовать эффективный механизм государственного регулирования развития регионального продовольственного рынка, особенно его оптового звена (на период их адаптации к рыночным условиям);
- расширить сеть оптовых рынков сельскохозяйственной продукции внутри административных территорий региона для обслуживания их в крупных городах при одновременном, качественном улучшении всей необходимой инфраструктуры и комплекса оказываемых услуг;
- создать в каждой области (республике) не менее двух комплексных ОПР, реализующих продовольственные товары и материально-технические средства для сельских хозяйств (при условии соблюдения соответствующих нормативных требований по их территориальному размещению с единым финансовым органом);
- ввести гибкий механизм государственного регулирования системы ОПР, учитывающий не только изменения конъюнктуры, но и состояния рыночных отношений (моделей и периодов рынка);
- создать структуры управления в системе ОПР, соединяющих интересы всех территориальных уровней. [1]
Данный алгоритм целесообразно было бы, по нашему мнению, дополнить еще тремя задачами: 1) формирование государственной политики в приоритетах развития ОПР разных видов собственности; 2) оптимизация размещения сырьевых зон для их обслуживания и сроков доставки агропродукции от районных баз хранения на ОПР с целью их более ритмичной годовой загрузки; 3) разработка и внедрение технологии информационного обеспечения системы ОПР.
В этой технологии должна быть объективность информационного обеспечения оптово-розничного звена, позволяющая населению разобраться в «море» ежедневно выдаваемых в средствах информации рекламных проспектах, в которых зачастую преобладает искаженная информация о представляемой товарной продукции.
Объективная информация делает систему оптово-розничной торговли открытой, ориентируя всех представителей «продовольственной цепочки» на применение более гибких, и менее затратных, высокопроизводительных и надежных технико-технологических и организационных решений при производстве сельхозсырья и конечных видов агропродукции. Именно гибкие и надежные системы позволяют быстро перестраивать ассортимент, стандартизированность и возникающие изменения в упаковке. Изменчивость же рыночных цен, особенно при их снижении заставляет предприятия АПК применять энергосберегающие технологии и сокращать число посредников в «цепочке».
Работа представлена на научную конференцию с международным участием, «Технологии 2005», г. Анталия (Турция), 22-29 мая 2005 г. Поступила в редакцию 28.04.05 г.
[1] А.Л.Пустуев. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. - М.: Изд-во ГУП «Агропресс». - с.265
Статья в формате PDF 129 KB...
25 04 2024 0:45:41
24 04 2024 16:44:12
Статья в формате PDF 254 KB...
23 04 2024 4:48:30
Статья в формате PDF 200 KB...
22 04 2024 11:55:25
Статья в формате PDF 147 KB...
21 04 2024 11:54:33
Статья в формате PDF 126 KB...
20 04 2024 0:44:44
Статья в формате PDF 127 KB...
18 04 2024 5:56:50
Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского ГОК имеет хаpaктерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...
17 04 2024 5:43:26
Статья в формате PDF 250 KB...
16 04 2024 15:35:10
Статья в формате PDF 110 KB...
15 04 2024 0:14:14
Статья в формате PDF 136 KB...
14 04 2024 15:39:50
Статья в формате PDF 125 KB...
13 04 2024 5:38:39
Статья в формате PDF 129 KB...
12 04 2024 11:13:59
Статья в формате PDF 150 KB...
11 04 2024 9:52:52
Статья в формате PDF 118 KB...
08 04 2024 4:42:50
Статья в формате PDF 108 KB...
05 04 2024 13:23:30
Статья в формате PDF 103 KB...
04 04 2024 8:42:26
С помощью комплекса ядерно-физических методов, ЯМР-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного ЭМП, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
03 04 2024 2:47:16
Статья в формате PDF 312 KB...
02 04 2024 17:24:48
Статья в формате PDF 104 KB...
01 04 2024 4:46:26
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 12:36:45
Статья в формате PDF 111 KB...
29 03 2024 18:25:35
Статья в формате PDF 108 KB...
28 03 2024 17:31:28
Статья в формате PDF 260 KB...
27 03 2024 11:44:37
Статья в формате PDF 101 KB...
26 03 2024 5:12:26
Статья в формате PDF 328 KB...
24 03 2024 22:35:55
Статья в формате PDF 306 KB...
23 03 2024 22:30:17
Статья в формате PDF 117 KB...
22 03 2024 19:27:15
Статья в формате PDF 241 KB...
21 03 2024 19:19:37
Статья в формате PDF 142 KB...
20 03 2024 1:54:12
Статья в формате PDF 303 KB...
19 03 2024 12:26:40
18 03 2024 18:25:37
В статье рассмотрено негативное воздействие отвалов на окружающую среду. Описаны основные явления, возникающие с появлением отвала и их вредное воздействие. Предложены пути предотвращения эрозионных процессов. Описаны мероприятия для сбора и отвода поверхностного стока вод с отвалов. Рассмотрено самовозгорание отвалов и предложена селективная отсыпка их горизонтальными слоями. ...
17 03 2024 23:18:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::