ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
В конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Термин "компетентность" означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». В литературе наряду с этим термином употрeбляются смежные с ним понятия - "профессионализм", "квалификация", "педагогическая культура", "педагогическая образованность".
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций:
- Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии "решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
- Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно "вооружить" молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми других культур, языков и религий.
- Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не владеет, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее возрастающее значение.
- Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости способность критического отношения (подчеркнуто авторами) к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
- Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках.
В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин рассматривают компетентность как хаpaктеристику личности, В.Ю. Кричевский - как реализацию функций; В.А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности; Л.И. Панарин - как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность пpaктически использовать эти умения в своей работе.
Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность - это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела. М.А. Чошанов рассматривает компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.
К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:
- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
- диапазон и широта знаний и умений;
- способность выполнять специальные задания;
- способность рационально организовывать и планировать свою работу;
- способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Г. М. Коджаспирова подчеркивает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом».
Следовательно, можно сделать вывод что компетенция - это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
- Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
- Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64
Статья в формате PDF 120 KB...
25 04 2024 19:55:56
Статья в формате PDF 256 KB...
24 04 2024 6:41:14
22 04 2024 15:41:15
Статья в формате PDF 133 KB...
21 04 2024 6:53:15
Статья в формате PDF 304 KB...
20 04 2024 19:10:21
Статья в формате PDF 134 KB...
19 04 2024 14:41:28
Статья в формате PDF 107 KB...
18 04 2024 17:57:49
Статья в формате PDF 114 KB...
17 04 2024 2:12:23
Статья в формате PDF 128 KB...
15 04 2024 12:39:27
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
14 04 2024 13:42:43
Статья в формате PDF 100 KB...
13 04 2024 22:39:16
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 13:50:44
Статья в формате PDF 102 KB...
11 04 2024 18:11:10
Статья в формате PDF 110 KB...
10 04 2024 8:47:29
Статья в формате PDF 282 KB...
09 04 2024 7:46:43
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 19:41:34
Статья в формате PDF 152 KB...
07 04 2024 13:16:37
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 3:27:20
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 18:39:21
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 20:45:36
Статья в формате PDF 204 KB...
03 04 2024 1:38:28
Статья в формате PDF 163 KB...
02 04 2024 23:15:26
Статья в формате PDF 114 KB...
31 03 2024 5:13:47
Статья в формате PDF 105 KB...
30 03 2024 23:21:27
Статья в формате PDF 303 KB...
29 03 2024 1:38:41
Статья в формате PDF 270 KB...
28 03 2024 16:27:17
Статья в формате PDF 214 KB...
26 03 2024 14:46:38
Статья в формате PDF 240 KB...
25 03 2024 16:43:11
Статья в формате PDF 105 KB...
24 03 2024 11:27:28
Статья в формате PDF 171 KB...
22 03 2024 21:44:41
Статья в формате PDF 111 KB...
21 03 2024 5:46:13
Статья в формате PDF 143 KB...
20 03 2024 4:10:29
Статья в формате PDF 351 KB...
19 03 2024 17:45:57
Статья в формате PDF 276 KB...
18 03 2024 9:56:10
Статья в формате PDF 242 KB...
17 03 2024 15:31:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::