ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
За последние 20 лет в России произошли огромные перемены в социально-экономической, политической, общественной жизни. Процесс демократизации и гуманизации российского общества затрагивает все области образования, в том числе и специального, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальной является идея сближения систем общего и специального образования на всех его ступенях.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с нарушением интеллекта, в массовые дошкольные и школьные учреждения расширит круг общения, сблизит детей с разным уровнем развития, что будет способствовать более успешной интеграции лиц с отклонениями в развитии. Интеграция понимается нами как процесс и результат предоставления прав и возможностей человеку с ограниченными возможностями здоровья участвовать во всех видах и формах социальной жизни.
Успешность процесса интеграции зависит от многих факторов: законодательных, экономических, кадровых, а также готовности общества понимать и разделять проблемы наиболее уязвимой части социума.
Для изучения уровня сформированности знаний у представителей общества относительно проблем людей с интеллектуальной недостаточностью, готовности помочь в их разрешении нами в 1996 г. было проведено анкетирование 160 человек населения, живущих в разных регионах России, в возрасте 17-60 лет (более 50 % опрошенных составили лица 17-30 лет), с образованием - от среднего до высшего, социальным положением - от учащихся до пенсионеров, в 1999 г. и 2006 г. - ретестовое исследование, в котором приняли участие 116 и 110 человек соответственно.
Вопросы анкеты можно объединить в четыре блока: 1) проблемы обучения лиц с нарушением интеллекта (в анкете - лиц с умственной отсталостью); 2) их трудовая подготовка; 3) трудоустройство; 4) права и социальная защита. Эти вопросы предварялись выяснением у анкетируемых степени их знакомства с проблемой умственной отсталости.
Обобщая данные анкетирования, можно заключить, что за прошедшие 10 лет число лиц, знакомых с проблемами людей с нарушением интеллекта, увеличилось (в 1996 г. таковых было 63,8%, в 1999 - 79,3%, в 2006 - 87,2%).
Анализ группы ответов, касающихся проблем обучения лиц с нарушением интеллекта показал, что пpaктически все опрошенные дают однозначный ответ о необходимости их обучения (96,6%; 99,1%; 100%).
При ответе на вопрос: какие виды образовательных учреждений, на ваш взгляд, предпочтительнее для умственно отсталых детей, мнения респондентов разделились. Ответы (%) распределились следующим образом (см. таблицу 1).
Т.е. за прошедшее десятилетие увеличилось число лиц, отдающих предпочтение специальным (коррекционным) школам как «стабильно работающим, дающим выпускникам определенные профессиональные навыки» (из ответов опрошенных). Процент анкетируемых, не исключающих обучение умственно отсталых в массовой школе, уменьшился. Противники массовой школы объясняют свой выбор тем, что в школах, где они учились, имелись классы коррекции, где обучались дети с различными отклонениями в развитии. Это были самые слабые классы по успеваемости и дисциплине. По окончании школы их выпускники нигде не продолжили обучение.
Таблица 1. Виды образовательных учреждений для умственно отсталых детей
Виды образовательных учреждений |
1996 г. |
1999 г. |
2006 г. |
а) специальные (коррекционные) школы |
82,4 |
92,2 |
89,1 |
б) обучение на дому |
11,8 |
5,2 |
7,3 |
в) общеобразовательная школа |
5,2 |
1,7 |
1,8 |
г) другие виды образовательных учреждений (реабилитационные, медико-социальные центры и др.) |
0,6 |
0,9 |
1,8 |
На наш взгляд, негативные ответы свидетельствуют о том, что данный вид альтернативного обучения не в полной мере выполняет свою функцию из-за неразработанности правового, финансового, социального и кадрового статуса. Многолетний опыт западноевропейских систем интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу показывает, что для этого нужна системная работа школьного учителя, социального педагога, психолога, органов управления образованием. Необходимая консультативная помощь оказывается и родителям.
Ответы на второй и третий блок вопросов опрошенной части населения показали, что пpaктически все они положительно оценивают возможность и необходимость получения профессии лицами с нарушениями интеллекта, адекватно оценивая возможные виды деятельности.
Но в то же время 40 % (2006 г.) представителей разных групп населения отвергают для них работу в обычных трудовых коллективах. (Примерно та же доля ответов была в 1996 г. - 42,2 % и 1999 - 53,4 %).
Если в 1996 г. нежелание совместной работы объяснялось «непредсказуемостью поведения» умственно отсталых, их слабым здоровьем, ограниченностью трудовых умений, то в 2006 г. на первый план выступает мотивация «нежелательного партнера» в лице умственно отсталого, т.к. большинство рабочих мест являются частнособственническими и хозяин может отвергнуть весь коллектив из-за слабо подготовленного работника.
Показателем цивилизованности общества является признание для всех члeнов социума равных прав и возможностей. Пользование умственно отсталыми лицами всеми правами, предоставленными Конституцией РФ для граждан России считает возможным 56,4 % респондентов, 43,6 % определяют эту возможность частично. (В 1996 г. эта цифра составляла 44,0% и 51,4 % соответственно).
В настоящее время в России отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Восстанавливается понимание семьи как приоритетного органа в развитии, воспитании и социализации детей. В семье закладываются психофизическое, нравственное здоровье ребенка, нормы взаимоотношения ребенок-взрослый, ребенок-общество и т.д.
Как же современное общество оценивает право и возможность создания семьи людьми с умственной отсталостью? 60,4 % опрошенной нами части населения в 2006 г. отвечает на данный вопрос положительно. В 1996 г. положительный ответ мы получили только от 51,2 % респондентов. Остальная часть анкетируемых отказывает лицам с нарушением интеллекта в праве создания семьи, мотивируя это тем, что семьи, имеющие родителей-инвалидов, часто являются нeблагополучными. В этом есть доля истины. Должна активнее решаться проблема комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей родителей-инвалидов или детей-инвалидов, чтобы такая семья стала жизнедеятельной.
Подводя итоги исследования динамики общественного мнения о людях с нарушением интеллекта, можно заключить, что в сознании социума происходят позитивные сдвиги в признании людей с особыми нуждами равноправной частью общества. Тем не менее, значительная часть общества сохраняет представление о людях с нарушением интеллекта как неполноценных. Для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать не только социально-экономические предпосылки, но и активнее формировать положительную систему отношений со стороны социума.
Статья в формате PDF 153 KB...
25 04 2024 16:29:33
Статья в формате PDF 268 KB...
24 04 2024 9:35:11
23 04 2024 17:47:43
Статья в формате PDF 137 KB...
22 04 2024 0:37:41
Статья в формате PDF 363 KB...
21 04 2024 10:43:40
Статья в формате PDF 242 KB...
20 04 2024 14:30:14
19 04 2024 18:52:38
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 7:28:56
Статья в формате PDF 179 KB...
17 04 2024 11:43:55
Статья в формате PDF 126 KB...
16 04 2024 13:40:37
Исторический аспект развития студенческого самоуправления в дореволюционный, советский и переходный периоды России показали, что будущее страны на современном этапе определяется тем, каким образом будут осуществлены воспитание и подготовка квалифицированной рабочей силы, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из важных стимулов повышения гражданской, патриотической и социальной активности будущих специалистов являются восстановление, наличие и дальнейшее развитие и совершенствование таких демократических институтов в студенческой среде как соуправление и самоуправление. ...
15 04 2024 17:43:58
Статья в формате PDF 128 KB...
14 04 2024 8:20:32
Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...
13 04 2024 3:31:15
Статья в формате PDF 194 KB...
12 04 2024 12:27:24
Статья в формате PDF 251 KB...
11 04 2024 11:21:32
10 04 2024 19:56:32
Статья в формате PDF 138 KB...
09 04 2024 17:40:46
Статья в формате PDF 264 KB...
07 04 2024 9:29:21
Статья в формате PDF 125 KB...
06 04 2024 12:36:42
Изложены ключевые положения главных системных концепций современного естествознания — системологии (общей теория систем) и синергетики (теории самоорганизующихся систем). Рассмотрены основные свойства системных объектов: дискретность, элемент, связи, структура, паттерн, организация, целостность, интеграция, иерархия, управление, самоорганизация. Охаpaктеризованы особенности биологических систем: обмен веществ, итеративность, дискретность (прострaнcтвенная и временная), избыток структурных элементов и связей между ними, наследственность и изменчивость, способность к самоорганизации и саморазвитию, раздражимость и возбудимость, способность к адаптации, самовоспроизведение (размножение). ...
05 04 2024 6:39:30
Статья в формате PDF 108 KB...
04 04 2024 0:11:47
В статье рассматривается понятие речевого воздействия и его интерпретации в лингвистике. Понятие эффективности речевого воздействия и его особенностей раскрывается на материале англоязычных предисловий к учебным изданиям. ...
31 03 2024 8:24:52
Статья в формате PDF 301 KB...
30 03 2024 7:45:12
29 03 2024 9:54:38
Статья в формате PDF 245 KB...
27 03 2024 8:14:40
Статья в формате PDF 121 KB...
25 03 2024 19:18:46
Статья в формате PDF 129 KB...
24 03 2024 7:24:19
Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...
23 03 2024 0:29:34
Статья в формате PDF 137 KB...
22 03 2024 15:34:42
21 03 2024 12:58:14
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...
20 03 2024 2:18:13
Статья в формате PDF 263 KB...
19 03 2024 22:12:47
Статья в формате PDF 111 KB...
18 03 2024 6:22:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::