НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРЕНИЯ АЭРОГЕЛЕЙ НАНОМАТЕРИАЛОВ
Стремительно развивающаяся сфера применения и, соответственно, производства наноматериалов предъявляет повышенные требования к обеспечению пожаровзрывобезопасности как отдельных технологических процессов, так и производств в целом, представляя собой одну из важных научных и народнохозяйственных задач [1].
В статье представлены результаты проведенных исследований, определения значений скорости распространения пламени по образцам наноматериалов. Исследования проводились по ГОСТ 19433-88, согласно которого для проведения классификации и маркировки опасных грузов необходимо исследование одного из показателей пожаровзрывоопасности: скорости распространения пламени [2]. Исходя из общей проблемы, в этом и состояла задача исследований.
Сущность метода определения скорости распространения пламени заключается в создании заданной конфигурации и размеров насыпного слоя исследуемого материала, зажигании его и оценке скорости перемещения фронта пламени [3].
Исследования проводились на приборе рекомендованным стандартом. Испытание повторялось не менее пяти раз. Скорость распространения пламени (СРП) в мм/с в каждом испытании вычислялась по формуле:
,
где 200 - длина пути, пройденного фронтом пламени, мм; t - время распространения пламени на расстояние 200 мм от начала отсчета, с.
После обработки полученных результатов, делалось заключение о скорости распространения пламени по образцу [3].
Ниже представлены результаты проведенных исследований металлических материалов.
Цинк. Горючий, мелкодисперсный порошок черного цвета. Наблюдается послойное горение в слое с изменением цвета образца на черно-угольный, процесс протекает без наличия видимого пламени. Образец горит до полного выгорания. Фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом 22,0÷23,0 мм, т.е. «низ» отстает от «верха» на указанную величину. При испытании образца продукты горения слабо спекаются.
Результаты определения скорости распространения пламени по образцу представлены в таблице 1.
Медь (нанопорошок меди полученный в среде углекислого газа). Трудногорючий мелкодисперсный порошок темного цвета с красноватым оттенком. Наблюдается послойное горение в слое со слабым свечением и изменением цвета образца на черно-угольный. Образец горит до полного выгорания. Фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом 6,5÷7,0 мм. При испытании образца продукты горения очень слабо спекаются.
Медь (нанопорошок меди полученный в среде аргона). Трудногорючий, мелкодисперсный порошок темного цвета с красноватым оттенком. При проведении исследований наблюдалось послойное горение в слое со слабым свечением и изменением цвета образца на черно-угольный. Образец горит до полного выгорания. Фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом 7,5÷8,0 мм. При испытании образца продукты горения очень слабо спекаются.
Никель (нанопорошок никеля полученный в среде аргона). Горючий, мелкодисперсный порошок черного цвета. При проведении исследований наблюдалось послойное горение со слабым свечением. Фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом 22,0÷23,0 мм. При испытании образца продукты горения очень слабо спекаются.
Алюминий. Горючий, мелкодисперсный порошок серого цвета. В первую секунду эксперимента наблюдалось ярко выраженное послойное горение в слое. Затем, активное горение и распространение на весь объем. Фиксировалось сильное свечение зоны горения и быстрый рост температуры. В местах нахождения полостей, наблюдается взрывное горение с разбрасыванием материала. Образец горит до полного выгорания. Продукты горения образца спекаются. Фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом 10,0÷10,5 мм.
В результате проведенных исследований были определены показатели пожаровзрывоопасности ряда наноматериалов, полученные результаты могут быть использованы в действующих и вновь разpaбатываемых производственных регламентах с целью создания безопасных условий труда. А также значения скорости распространения пламени следует применять при разработке мероприятий по обеспечению пожаровзрывобезопасности технологических процессов и классификации опасных грузов в соответствии с требованиями национальных стандартов.
Таблица 1. Результаты определения показателей пожаровзрывоопасности
№ п/п |
Наименование вещества |
Протяженность фронта горения, мм |
Линейная скорость распространения пламени, мм/с |
1 |
Цинк |
22,0÷23,0 |
1,59 |
2 |
Медь (CO2) |
6,5÷7,0 |
0,43 |
3 |
Медь (Ar) |
7,5÷8,0 |
0,48 |
5 |
Никель (Ar) |
22,0÷23,0 |
0,79 |
6 |
Алюминий |
10,0÷10,5 |
12,76 |
При проведении экспериментов наблюдались некоторые особенности и во фронте пламени, например, фронт горения имеет вытянутую форму по сечению образца, с разницей между верхом и низом. Эту особенность необходимо учитывать как при разработке элементов технологического использования наноматериалов (например, при оценке уровня пассивации вещества), так и в мероприятиях по их тушению. Но эти вопросы требуют детального изучения в каждом конкретном случае.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- БесчастновМ.В. Взрывобезопасность и противоаварийная защита химико-тех-нологических процессов. М.: Химия, 1983. 427 с.
- Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. изд.: в 2 книгах; кн.1/ БаратовА.Н., КорольченкоА.Я., КравчукН.Г. и др. М.: Химия, 1990. 496 с.
- ГОСТ19433-88. Классификация и маркировка опасных грузов. Издательство стандартов, 1993.
Статья в формате PDF 116 KB...
25 04 2024 5:15:22
Статья в формате PDF 181 KB...
24 04 2024 0:13:47
Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы. ...
23 04 2024 7:15:50
Статья в формате PDF 278 KB...
22 04 2024 8:41:38
Статья в формате PDF 261 KB...
21 04 2024 1:57:45
Статья в формате PDF 103 KB...
20 04 2024 17:33:52
Статья в формате PDF 131 KB...
19 04 2024 2:54:34
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 4:39:36
Статья в формате PDF 108 KB...
17 04 2024 23:28:35
Статья в формате PDF 102 KB...
14 04 2024 19:32:33
Статья в формате PDF 140 KB...
13 04 2024 12:10:39
Статья в формате PDF 150 KB...
12 04 2024 2:27:46
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 13:41:35
Статья в формате PDF 105 KB...
10 04 2024 14:44:17
Статья в формате PDF 108 KB...
09 04 2024 9:58:17
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 20:24:53
Статья в формате PDF 267 KB...
07 04 2024 2:28:46
Статья в формате PDF 144 KB...
06 04 2024 19:26:13
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 5:51:36
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 8:58:22
Статья в формате PDF 104 KB...
02 04 2024 13:53:27
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 9:21:16
Статья в формате PDF 420 KB...
30 03 2024 2:23:49
В статье представлен результат первого в Забайкалье опыта использования в травматологической пpaктике систем трaнcпедикулярной фиксации позвоночника. Проанализировано 12 случаев успешного применения метода. ...
29 03 2024 20:24:29
Статья в формате PDF 118 KB...
28 03 2024 14:16:50
Статья в формате PDF 489 KB...
27 03 2024 3:36:23
Статья в формате PDF 215 KB...
26 03 2024 4:50:11
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 18:36:54
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 19:20:22
Статья в формате PDF 173 KB...
23 03 2024 9:51:52
Статья в формате PDF 104 KB...
22 03 2024 13:19:34
Статья в формате PDF 153 KB...
21 03 2024 1:32:47
Статья в формате PDF 141 KB...
20 03 2024 7:46:30
Статья в формате PDF 115 KB...
19 03 2024 18:20:48
18 03 2024 7:55:37
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
17 03 2024 12:27:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::