ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гнеушева Т.А. Статья в формате PDF 121 KB К системе образования в нашей стране предъявляются все более высокие требования со стороны общества. В целях соответствия этим требованиям осуществляется создание единого образовательного прострaнcтва, включающее в себя и усовершенствование содержания обучения, организационных форм в дошкольном образовании.

Открывающиеся перед детским учреждением и родителями возможности, приобретают преимущества только в том случае, если выбранная программа работы с детьми действительно способствует процессу развития ребенка, как его интеллекта, так и укреплению его здоровья.

Объем конкретных интеллектуальных знаний, умений и навыков, заложенных в «Типовую программу», Государственным стандартом, системой дополнительного образования детей, реализуемый педагогами, родителями, преобладает над проведением оздоровительных мероприятий , развитием двигательной, игровой сферы, В то время, когда именно развитие и формирование последних, природосообразных для дошкольного периода сфер, является базой для успешного психического развития, в том числе и развития высших психических функций у ребенка в интеллектуальном плане. Данные обстоятельства усугубляются следующими проблемами:

  • деффицитом высокопрофессиональных кадров в связи с низким уровнем оплаты педагогического труда,
  • недостаточностью количества ставок инструкторов физо, в связи с экономией бюджетом фонда оплаты труда,
  • отсутствием качественного и полного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (УВП), обладающим здоровьесберегающим и здоровье - развивающим хаpaктером, где обучающую роль на себя могли взять как педагоги, так и заинтересованные родители.

В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что в законе РФ «Об образовании» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ст. 18 говорится о том, что родители являются первыми педагогами, и что именно в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.

В сложившейся ситуации удачным решением этих проблем стало бы создание сбалансированной развивающей системы в виде обучающего пособия дополнительного содержания, которое бы позволяло максимально сократить влияние данных обстоятельств на качество обучения детей дошкольного возраста.

В методических рекомендациях «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. указываются направления повышения развивающего эффекта в работе с детьми:

  • формы общения (установление доверительных отношений, которое возможно при признании возрастных интересов);
  • изменение формы и числа обучающих занятий (отбор наиболее эффективного для развития детей содержания в соответствии сензитивностью периода);
  • формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей;
  • выбор видов деятельности сообразный с возрастной двигательной потребностью детей.

С учетом данных направлений МДОУ детский сад №159 г. Иркутск в 2003 г была начата работа по разработке системы дополнительного содержания с использованием здоровьесберегающей технологии. В статье «Возможности формирования и развития высших психических функций в старшем дошкольном возрасте» (сборник «Эксперимент и опыт в дошкольном образовании: поиск и взаимодействие» по материалам научно-пpaктической конференции Иркутского Государственного Педагогического Университета, разделе «Реализация здоровьесберегающего образовательного процесса» 2004) отражены первые положительные результаты применяемой технологии.

На данном этапе сформировано содержание одного из направлений дополнительного образования для дошкольника в рамках проекта  к программе «Образование и здоровье: обучение проектированию индивидуальной здоровьесберегающей образовательной траектории » ИПКРО, научный руководитель и рецинзент зав. кафедры охраны здоровья и экологической безопасности УВП профессор Е.Н. Дзятковская. Апробация пособия ведется в рамках соискательской работы , кандидатской диссертации Гнеушевой Т.А.

Главной идеей пособия является значение роли старшего дошкольного возраста в процессе формирования новообразований произвольности психических процессов. При обучении в совместной ребенок-взрослый деятельности, используются когнитивные и двигательные методы, структурированы с учетом их взаимодополняющего влияния.

Методологически содержание пособия опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (теории о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия), на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на принцип замещающего онтогенеза А.В. Семенович, Б.А. Архипов, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

В методической основе использованы адаптированные к старшему дошкольному возрасту варианты базовых нейропсихологических, телесно - ориентированных, этологических, театральных психотехник.

Особое внимание уделено формированию общеучебных навыков с применением личностно - ориентированной модели построения педагогической работы с детьми (освоению обобщенными способами учебной, познавательной, коммуникативной, творческой, пpaктической деятельности, и получение ребенком опыта этой деятельности). Рассматривается возможность развития высших психических функций как основы для формирования общеучебных умений. В результате организации обучающего процесса с учетом данных возможностей педагогическое воздействие в полной мере способствует гуманизации целей и принципов , то есть становлению ребенка как личности, равности его базовых возможностей в освоении мира с другими, обеспечению чувства психологической защищенности, развитию индивидуальности, предупреждению возможных тупиков личностного развития.

Основными условиями для занятий является положительный эмоциональный настрой ребенка, его желание и интерес. При работе по пособию максимально исключены задания с ограничением во времени особенно для медлительных детей. В случае затруднений в выполнении контрольных заданий помощь взрослого сводиться к психологической: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, поощрению, подбадриванию. На основе учета упражнений вызывающих трудность при выполнении, для ребенка можно подобрать систему упражнений коррекционно-развивающего хаpaктера.

Учебное пособие «Детская академия. Капелька по имени Кап» представлена в 3 частях, методическими рекомендации для педагогов и родителей, аудиоматериалом. Разделы «Все обо мне», «Мои помощники», «Как стать внимательным?», « Как научиться запоминать?», « Как улучшить свою речь?», «Учимся воображать!», «Можно ли научится мыслить?» построены с учетом развивающего эффекта, поэтапности формирования у детей умственных действий. Обучение построено на основе активизации сенсомоторного уровня мозговой деятельности. Дети овладевают экологической культурой работы с информацией, приёмами оптимизации систем саморегуляции, увеличением их устойчивости к стрессам, рефлексии, развивающей креативное и логическое мышление, помогающей повышению адаптивных и когнитивных. показателей. Ведущую роль при работе по разработанному пособию может взять на себя и опытный педагог, и молодой специалист, так и заботливый родитель. Сбалансированность методов и приемов позволит обеспечить безопасный хаpaктер процесса обучения, с постепенной интериоризаций ребенком умственных действий.

Использование занятий по пособию в учебно-воспитательном процессе как детского сада, так и семьи , позволяет обеспечить положительную динамику формирования общеучебных навыков с использованием здоровьесберегающих техник, производить коррекцию и учет психических особенностей. Особые достижения у детей отмечаются и в плане личностного развития. Происходит значительное снижение уровня тревожности на основе овладения ребенком способами саморегуляции, продуктивно формируются коммуникативные навыки. Достаточный уровень учебной мотивации, адекватной самооценки и актуальный уровень притязаний позволяет спрогнозировать благополучность протекания адаптационого периода при переходе ребенка к школьному обучению.



ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ На основании анализа прострaнcтвенного размещения редких и уникальных для Кемеровской области растительных сообществ рассматривается возможность оптимизации пpaктического сохранения регионального биоразнообразия. В качестве возможного механизма охраны предлагается вариант локального изменения размеров водоохранных зон путем делегирования органам местного самоуправления права принятия оперативных решений при определении их границ. ...

19 04 2024 22:46:45

КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Статья в формате PDF 389 KB...

18 04 2024 14:22:50

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 151 KB...

13 04 2024 8:38:16

FORMATION AND FUNCTIONING OF URBAN ENVIRONMENTAL COMPLEX IN THE EUROPEAN NORTH

FORMATION AND FUNCTIONING OF URBAN ENVIRONMENTAL COMPLEX IN THE EUROPEAN NORTH Статья в формате PDF 122 KB...

11 04 2024 2:27:55

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ Статья в формате PDF 282 KB...

10 04 2024 8:24:14

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Статья в формате PDF 93 KB...

31 03 2024 4:23:42

РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ ЛУКА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ ЛУКА Статья в формате PDF 95 KB...

24 03 2024 7:27:51

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ Статья в формате PDF 88 KB...

22 03 2024 20:29:57

ОСОБАЯ ФОРМА СИНДРОМА ЭУТИРЕОИДНОЙ СЛАБОСТИ

ОСОБАЯ ФОРМА СИНДРОМА ЭУТИРЕОИДНОЙ СЛАБОСТИ Статья в формате PDF 111 KB...

21 03 2024 16:31:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::