МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие)

Славко Т.И. Статья в формате PDF 115 KB

Специалист гуманитарного профиля, в том числе документовед в своей научной пpaктике опирается на обширную источниковую базу. При изучении прошлого в отличие от многих других наук невозможен эксперимент в виде повторного искусственного воспроизведения прошедших событий. Свое отражение они находят в различного рода сведениях, содержащихся в результате пpaктической деятельности людей в определенных исторических условиях.

Любое научное исследование предполагает использование разнообразных источников. Несомненно, каждый из них несет в себе различную по объему и содержанию информацию. В то же время только комплексный подход к изучению источников позволяет обеспечить всестороннее исследование проблемы.

Проникновение математических методов в гуманитарные исследования - объективный процесс, связанный с особенностями развития самих гуманитарных наук. Математические методы позволяют значительно расширить возможности изучения социальных объектов, выразить в количественной форме степень взаимодействия составляющих их элементов, определить силу и хаpaктер влияния отдельных факторов. Поэтому они все чаще входят органической составной частью в творческую лабораторию гуманитария.

Одним из важнейших стимулов в распространении математических методов является стремление исследователей дать более широкую тpaктовку данных, содержащихся в документах, провести анализ источника на более высоком исследовательском уровне, точнее охаpaктеризовать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений и процессов.

Гуманитарий имеет дело с явлениями настоящего и прошлого и строит свое исследование, исходя из конкретных возможностей, связанных с наличием или отсутствием источников, в том числе документов. Случаи недостатка многих необходимых для хаpaктеристики изучаемых явлений и процессов данных очень хаpaктерны для гуманитарного исследования. И здесь на помощь может прийти математика, которая позволяет на основании обработки нескольких комплексов источников синтезировать новый, содержащий сведения, отсутствующие ранее.

Кроме того, к одним и тем же источникам возможен подход с различных сторон, с различной степенью обобщения. И чем более разнообразными методами владеет исследователь, тем интереснее могут быть получены выводы. Поэтому расширение методического арсенала, в частности, за счет математических методов, играет существенную роль в научной пpaктике.

В настоящее время наблюдается процесс интеграции наук, сущность которого заключается во взаимном обогащении методов исследования, в проникновении понятий, теорий одних отраслей знания в другие. Подобный процесс связан со все более расширяющимися комплексными исследованиями, требующими также использования эффективных приемов обработки больших массивов данных. В гуманитарную науку вливается огромный комплекс информации от смежных дисциплин, требующих обработки и обобщения.

Процессу совершенствования методов гуманитарного исследования способствует и расширение границ самой математики, возникновение и развитие прикладных математических дисциплин, методы которых правомерно использовать при изучении общественных явлений. Возможность применения математических методов кроется в сущности математики, в предмете ее исследования. Большинство математических теорий, их возникновение и развитие всегда были направлены на изучение действительности и тем самым на удовлетворение потребностей пpaктики. Прикладные математические дисциплины тесно соприкасаются с реальной действительностью, и их развитие обусловлено нуждами последней. Внедрению математики в гуманитарную сферу способствует развитие информационных технологий прикладного хаpaктера.

Таким образом, само развитие современного научного знания способствует проникновению в гуманитарное исследование математических методов. С другой стороны, эти методы существенным образом повлияли на многие приемы, расширяя границы историко-сравнительного, структурного и системного подходов, методов моделирования в исследования.

В настоящее время уже не приходится говорить о важности и необходимости использования математических методов в документоведении. Об этом свидетельствуют результаты исследований. На эту тему написано много работ. Однако еще мало трудов, в которых были бы систематически и на конкретных примерах изложены основные методы, находящие применение в конкретной исследовательской пpaктике.

Следует учитывать, что применение математических методов в гуманитарных исследованиях - это не шаблонное использование готовых математических формул, а довольно многоплановое исследование. Оно связано с доказательством корректности привлечения каждого метода, множеством допущений и ограничений, обусловленных разнообразием содержательных задач, постоянными переплетениями математических методов с другими методами исследования, а также наличием многих неизученных проблем в процессе использования математических методов.

Сложность расширения методического арсенала гуманитария за счет привлечения новых математических методов кроется не в каких-то субъективных факторах, хотя и нуждается в перестройке ряд психологических установок. Для каждого вновь вводимого приема требует решения методологическая проблема выявления его гносеологических возможностей. В этой связи должны быть выявлены методические приемы реализации метода на документальном материале, определены допущения и ограничения, а также изучены основные направления сущности анализа полученных результатов на языке прикладника.

В предлагаемом читателю учебнике отражены математические методы, которые правомерно использовать при анализе массовых источников. Основным при этом является вопрос о границах применения каждого конкретного прикладного математического метода в зависимости от хаpaктера прикладных задач. Обращается внимание на положительные и отрицательные стороны каждого метода, что требует от гуманитария тщательного доказательства правомерности использования любого математического метода.

В лекционном материале не даются подобные математические выкладки, что требует обширных специальных знаний по высшей математике. Основное внимание в курсе уделено хаpaктеристике сущности каждого метода, его возможностей в плане решения гуманитарных задач. Математические приемы сопровождаются примерами, подробно разобранными на документах по истории России XX в. Все источниковые материалы достоверны, однако в связи с учебными целями данной работы приводятся без соответствующих ссылок.

В основе структуры учебника положены основные группы математических подходов, которые документоведы в зависимости от поставленных целей могут использовать в своей работе, параграфы и главы располагаются по степени усложнения задач. В конце каждого раздела дается перечень вопросов, по которым можно судить о степени усвоения материала. Кроме того, по приведенному списку литературы после каждой из глав полученные знания могут быть существенно расширены.

Учебное пособие утверждено Научно-методическим советом Коми республиканской академии государственной службы и управления в качестве учебного пособия для студентов для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»



БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ Статья в формате PDF 140 KB...

02 05 2024 12:35:24

Природа времени

Природа времени Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстpaктность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

27 04 2024 3:15:20

ТИПИЗАЦИЯ ГРАНИТОИДОВ НА ОСНОВЕ СОСТАВОВ БИОТИТОВ

ТИПИЗАЦИЯ ГРАНИТОИДОВ НА ОСНОВЕ СОСТАВОВ БИОТИТОВ Статья в формате PDF 393 KB...

22 04 2024 23:35:13

О ДВИЖЕНИИ ЗЕМЛИ

Статья в формате PDF 129 KB...

14 04 2024 8:37:13

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

11 04 2024 4:28:47

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА Статья в формате PDF 269 KB...

10 04 2024 9:14:39

ШУБЕРТ ЭДУАРД ЕВГЕНЬЕВИЧ

ШУБЕРТ ЭДУАРД ЕВГЕНЬЕВИЧ Статья в формате PDF 149 KB...

06 04 2024 6:37:57

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА Статья в формате PDF 268 KB...

30 03 2024 13:28:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::