ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХАЛИЛБЕКА МУСАЯСУЛ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее ярким представителем изобразительного творчества, гармонично сочетающим глубоко национальные черты с прогрессивными традициями русской и европейской культуры, является дагестанский художник X. Масаясул. Освоение творческого наследия нашего выдающегося соотечественника, широко известного в мире, способствует художественно- эстетическому воспитанию молодого поколения, формированию способности правильно и адекватно воспринимать искусству разных стран и народов, стимулируя стремление школьников к познанию художественных материальных и культурных ценностей как отечественного, так и мирового искусства.
Продолжив образование в Мюнхене в 1921- 1926 гг. и окончив академию по первому разряду, X. Мусаясул, вопреки запрету чиновников от администрации СССР, принимает предложение профессоров Мюнхенской Академии стажироваться в художественных центрах Европы. Здесь с 20-х годов стремительно растет его популярность - произведения выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида и др. Халилбек становится знаменитостью, входит в круг прогрессивно настроенных художников, какими были Франс Рубо, Пикассо, Матис, Рерих, поддерживает приятельские отношения с академиком Гудиашвилли и мордовским художником Эрзя, творческими узами связан с выдающимся скульптором Коненковым.
Растет популярность художника в Европе. Выставки его картин проходят в лучших музеях и галереях, он признан как крупный мастер, который первым в Европе представил в художественных образцах мудрость и духовную культуру своего народа.
В 1938 году Халилбек женился на Мелани Нагель, ставшей опорой, верным другом и надежным хранителем его творческого наследия. Мелани, будучи высокообразованной личностью, обладая поэтическим даром, делила с мужем все его радости и огорчения.
В послевоенные годы в Америке с новой силой развернулось творческое дарование Халилбека. Здесь он приобрел мастерскую, много работал, выставлялся в Нью-Йоркских музеях.
Мастер ушел из жизни в 1949 году. В ореоле славы, похоронен в штате Коннектикут, недалеко от города Беттлахем.
После cмepти мужа Мелани Мусаясул приняла монашество - теперь она Мать Джером, настоятельница монастыря под Нью-Йорком. На нее возложена высокая миссия: согласно последней воле художника передать его произведения в дар дагестанскому народу. Это чрезвычайно важное событие не только для культурной жизни Республики Дагестан, но и для пробуждения самосознания нации в целом.
За последнее время благодаря происходящим в стране процессам обновления стало возможным возвращение народу забытых имен выдающихся личностей, их творческого наследия - одним из таких личностей и является Халилбек Мусаясул, чему способствуют неустанная подвижническая деятельность вдовы Халилбека Мелани (Мать Джером) и братьев Мусаевых, Магомеда и Омара, публикации дагестанских деятелей культуры.
В Махачкале 28-30 августа 1992 года впервые за два столетия кавказской эмиграции был созван Конгресс соотечественников - дагестанцев, проживающих в странах Америки, Европы, Азии, Ближнего Востока и др. В Конгрессе приняли участие и выступили с благодарственными речами потомки наших земляков, которых более 50-ти лет тому назад Халил-бек Мусаясул и его соратники по обществу « Спасение» вызволили из концлагерей.
Судьба Халилбека Мусаясула, несмотря на внешнее благополучие, блестящую художественную карьеру, глубоко трагична: трудно жить, десятилетиями пребывая в ностальгии. Сейчас произведения художника, получившего широкое признание на Западе, возвращаются к нам.
Сегодня считаем рекомендовать активно использовать творческое наследие наиболее яркого представителя великой плеяды профессиональных художников мирового значения в приобщении школьников к художественной культуре. Необходимо эффективно использовать в учебно-воспитательном процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла гармоничное сочетание национального и общечеловеческого потенциала.
Работа представлена на заочную электронную научную конференцию «Духовное и культурное возрождение России», 15-20 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 18.05.2009.
Статья в формате PDF 130 KB...
01 05 2024 15:31:34
В статье изложены результаты комплексного исследования профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза выбранной врачебной специальности, проведенного с использованием социологических, клинико-физиологических и психодиагностических методов. ...
30 04 2024 22:51:56
Статья в формате PDF 112 KB...
29 04 2024 6:17:36
Эффективность фотопреобразования света в электрический ток ограничено рекомбинационными, тепловыми и другими потерями энергии в структурах солнечных элементов (СЭ). Уравнения, описывающие потери, уточнены с учетом рассредоточения омических потерь в лицевом слое (ЛС). Впервые проведена оценка тепловых потерь, обусловленных эффектом Пельтье, в контактах электрической цепи СЭ. ...
28 04 2024 23:58:52
Статья в формате PDF 111 KB...
27 04 2024 5:41:50
В статье даётся оценка параметров экологической устойчивости 37 генотипов ячменя, выведенных в НИИСХ Северо-Востока, и 6 весенних сортов ячменя, районированных в Кировской области. ...
26 04 2024 4:53:33
Статья в формате PDF 153 KB...
25 04 2024 11:49:16
Статья в формате PDF 730 KB...
24 04 2024 22:59:47
Статья в формате PDF 135 KB...
23 04 2024 21:33:17
Статья в формате PDF 136 KB...
22 04 2024 11:35:49
Статья в формате PDF 106 KB...
21 04 2024 2:45:15
Статья в формате PDF 120 KB...
19 04 2024 7:11:36
Статья в формате PDF 101 KB...
18 04 2024 21:23:41
Статья в формате PDF 261 KB...
15 04 2024 12:13:13
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2024 10:24:49
Статья в формате PDF 110 KB...
13 04 2024 8:26:46
Статья в формате PDF 172 KB...
12 04 2024 6:30:32
Статья в формате PDF 123 KB...
11 04 2024 18:41:54
10 04 2024 1:49:58
Статья в формате PDF 101 KB...
08 04 2024 4:29:32
Статья в формате PDF 179 KB...
06 04 2024 6:28:18
Рассмотрены особенности проведения интервального тренинга в сравнении с равномерными тренировками. Определены границы применения интервального метода проведения тренировок. Разработан алгоритм проведения занятий с применением интервального метода тренировок. Приведены результаты курса тренировок и использованием интервального тренинга. ...
05 04 2024 4:20:44
Статья в формате PDF 297 KB...
04 04 2024 10:23:57
В статье представлены различные классификации систем антиоксидантной защиты клеток, в частности, проанализирована возможность 5 уровней защиты клеток от свободнорадикального окисления в интерпретации разных авторов. Дана классификация антиоксидантов с точки зрения их химической природы, молекулярной массы, гидрофильности и гидрофобности, особенностей молекулярно - клеточных механизмов инактивации свободных радикалов. ...
03 04 2024 20:24:57
Статья в формате PDF 267 KB...
01 04 2024 9:50:15
Статья в формате PDF 131 KB...
31 03 2024 15:33:46
Статья в формате PDF 243 KB...
30 03 2024 19:58:42
Статья в формате PDF 114 KB...
29 03 2024 6:17:55
28 03 2024 18:20:30
Статья в формате PDF 267 KB...
27 03 2024 21:40:37
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 22:30:56
Статья в формате PDF 301 KB...
24 03 2024 6:34:19
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль ствола одноименной артерии и около конца подвздошно-ободочной артерии (центральные и периферические узлы). ...
23 03 2024 5:13:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::