ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОСУДИСТОГО РУСЛА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОСУДИСТОГО РУСЛА

ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОСУДИСТОГО РУСЛА

Петренко В.М. Статья в формате PDF 112 KB Развитию сосудистого русла посвящено много работ, но общепринятой концепции нет.

Кровь циркулирует по замкнутой, круговой системе сосудов между двумя насосами: центральный, компрессорный насос - сердце (главная движущая сила кровотока), периферический, поршневой насос - кровоснабжаемые органы («периферическое сердце» нагнетает избыточную тканевую жидкость в лимфатическое и венозное русло).

Развитие сосудистого русла начинается с протокапилярной сети эмбриона и происходит путем ее неравномерного роста и дифференциации или, иначе, магистрализации и редукции. С момента закладки сосудистое русло устроено по одной и той же схеме: приносящий сосуд → (прото)капиллярная сеть → выносящий сосуд. Развитие сосудистого русла происходит по нарастающему градиенту давлений в связи с ростом органов и гистогенезом, путем усложнения конструкции звеньев первичного русла, их трaнcформации в отделы сосудистой системы и усложнения строения их звеньев: 1) капилляры → прекапилляры → артериолы → артерии; 2) протокапиллярная сеть → капиллярная сеть; 3) капилляры → посткапиллярные, собирательные, мышечные венулы → вены. В развитии сосудистого русла важную роль играют гемодинамические и метаболические факторы. Моделирующее действие на сосуды кровотока, окружающих органов и тканей подробно описывалось разными авторами. Роль гемотканевого метаболизма в развитии сосудистого русла освещена гораздо меньше. С моей точки зрения, интенсивные трaнcмуральные токи метаболитов оказывают «размывающее» влияние на эндотелий и субэндотелиальный слой рыхлой соединительной ткани, расклинивающее действие на межклеточные контакты и межмолекулярные связи, что тормозит морфогенез пучков коллагеновых волокон и стимулирует рост, новообразование (прото)капилляров. Диффузия быстро угасает в толще сосудистой стенки (закон Фика), сохраняется механическая составляющая гидравлического давления на стенку, которая реализуется в дифференциации коллагеновых и эластических волокон, миоцитов. Метаболические токи следует рассматривать как индукторы роста микрососудов, гемодинамические факторы - как модуляторы морфогенеза (микро)сосудов.

В развитии сосудистого русла по градиенту давлений можно выделить следующие закономерности: 1) центробежная магистрализация (от сердца к органам) по кратчайшему пути; 2) артерии в своем развитии опережают вены; 3) магистрали разделяются на ветви (кровоснабжаемые органы множественны); 4) центробежное, поуровневое образование (а точнее - магистрализация) анастомозов между ветвями одной и разных магистралей; 4а) чем ниже уровень организации сосудистого русла, тем больше магистралей и их ветвей; 4б) чем дистальнее располагаются сосуды, тем многочисленнее и разнообразнее их анастомозы в связи с неравномерным распределением множественных потребителей крови (клетки и их комплексы), гетерохронностью их функциональной активности (вазомоция - одно из следствий); 5) центробежная дифференциация звеньев сосудистого русла. Даже аорта вначале имеет строение капилляра. В результате возникают впечатление и мнение о центробежном росте и ветвлении магистральных сосудов, в действительности происходит магистрализация части первичного сосудистого русла в этом направлении.

В микроциркуляторном отделе дефинитивной сосудистой системы персистирует первичная схема организации эмбрионального сосудистого русла: капиллярная сеть в тесной связи с окружающими тканями (гемотканевой метаболизм) располагается между приносящими и выносящими микрососудами разной конструкции (терминальные артериолы и прекапилляры → посткапиллярные венулы). Чем больше источников индукции роста (дольки, ацинусы, ворсинки, складки и другие комплексы клеток и межклеточных структур), тем «хаотичнее», неравномернее рост гемомикроциркуляторного русла (ГМЦР), многочисленнее и разнообразнее анастомозы в его составе. Максимальное количество микрососудистых анастомозов (n → ∞) при минимальном их разнообразии (n → 1) определяется в составе капиллярной сети. Магистрализация части капилляров и их анастомозов происходит путем уплотнения и присоединения к эндотелиальной трубке соединительной ткани, а затем - и ее дифференциации на разные слои, лежит в основе морфогенеза микрорайонов и модулей ГМЦР, центральных каналов трaнcкапиллярного кровотока. Острый угол между ветвями кровеносных микрососудов в процессе формирования контура микрорайонов ГМЦР расширяется под влиянием растущего микрососудисто-тканевого комплекса микрорайона.

Морфогенез макроскопической части экстраорганного сосудистого русла происходит путем сочетания двух диаметрально противоположных процессов - его магистрализации и редукции, которые являются результатом неравномерного роста сосудистого русла. Редукция сосудистой сети вокруг магистрального сосуда прогрессирует по мере утолщения и уплотнения его стенок. Уже вокруг магистральных артериолы и (мышечной) венулы заметно уплотняется перивазальная соединительная ткань. В ее составе встречается околососудистая густая сеть микрососудов - магистральные капилляры, посткапиллярные и первичные собирательные венулы, прекапилляры и мелкие терминальные терминальные артериолы.


Работа представлена на Международную научную конференцию «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», Савонна-Барселона-Тенерифе-Савонна, 19-30 июня 2009 г. Поступила в редакцию 01.06.2009.


РОЛЬ ВИРУСОВ В КАНЦЕРОГЕНЕЗЕ

РОЛЬ ВИРУСОВ В КАНЦЕРОГЕНЕЗЕ Статья в формате PDF 245 KB...

24 04 2024 12:36:56

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический пpaксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

21 04 2024 9:31:42

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ – СЕЛЕКЦИЯ ИЛИ ТУПИК ЭВОЛЮЦИИ?

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ – СЕЛЕКЦИЯ ИЛИ ТУПИК ЭВОЛЮЦИИ? Статья в формате PDF 99 KB...

14 04 2024 0:45:24

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ Статья в формате PDF 111 KB...

13 04 2024 7:36:53

ВЛИЯНИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАННИХ ГИБРИДОВ ОГУРЦА В ПЛЕНОЧНОЙ ТЕПЛИЦЕ

ВЛИЯНИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАННИХ ГИБРИДОВ ОГУРЦА В ПЛЕНОЧНОЙ ТЕПЛИЦЕ Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...

01 04 2024 12:38:55

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

31 03 2024 18:28:18

ТВЁРДОТЕЛЬНАЯ ХЕМОТРОНИКА (монография)

ТВЁРДОТЕЛЬНАЯ ХЕМОТРОНИКА (монография) Статья в формате PDF 134 KB...

28 03 2024 11:35:28

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...

26 03 2024 0:43:27

ДИАГНОСТИКА ПРИ ГРЫЖАХ ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ

ДИАГНОСТИКА ПРИ ГРЫЖАХ ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ Статья в формате PDF 245 KB...

22 03 2024 1:53:20

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 294 KB...

19 03 2024 17:16:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::