ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОСУДИСТОГО РУСЛА
Кровь циркулирует по замкнутой, круговой системе сосудов между двумя насосами: центральный, компрессорный насос - сердце (главная движущая сила кровотока), периферический, поршневой насос - кровоснабжаемые органы («периферическое сердце» нагнетает избыточную тканевую жидкость в лимфатическое и венозное русло).
Развитие сосудистого русла начинается с протокапилярной сети эмбриона и происходит путем ее неравномерного роста и дифференциации или, иначе, магистрализации и редукции. С момента закладки сосудистое русло устроено по одной и той же схеме: приносящий сосуд → (прото)капиллярная сеть → выносящий сосуд. Развитие сосудистого русла происходит по нарастающему градиенту давлений в связи с ростом органов и гистогенезом, путем усложнения конструкции звеньев первичного русла, их трaнcформации в отделы сосудистой системы и усложнения строения их звеньев: 1) капилляры → прекапилляры → артериолы → артерии; 2) протокапиллярная сеть → капиллярная сеть; 3) капилляры → посткапиллярные, собирательные, мышечные венулы → вены. В развитии сосудистого русла важную роль играют гемодинамические и метаболические факторы. Моделирующее действие на сосуды кровотока, окружающих органов и тканей подробно описывалось разными авторами. Роль гемотканевого метаболизма в развитии сосудистого русла освещена гораздо меньше. С моей точки зрения, интенсивные трaнcмуральные токи метаболитов оказывают «размывающее» влияние на эндотелий и субэндотелиальный слой рыхлой соединительной ткани, расклинивающее действие на межклеточные контакты и межмолекулярные связи, что тормозит морфогенез пучков коллагеновых волокон и стимулирует рост, новообразование (прото)капилляров. Диффузия быстро угасает в толще сосудистой стенки (закон Фика), сохраняется механическая составляющая гидравлического давления на стенку, которая реализуется в дифференциации коллагеновых и эластических волокон, миоцитов. Метаболические токи следует рассматривать как индукторы роста микрососудов, гемодинамические факторы - как модуляторы морфогенеза (микро)сосудов.
В развитии сосудистого русла по градиенту давлений можно выделить следующие закономерности: 1) центробежная магистрализация (от сердца к органам) по кратчайшему пути; 2) артерии в своем развитии опережают вены; 3) магистрали разделяются на ветви (кровоснабжаемые органы множественны); 4) центробежное, поуровневое образование (а точнее - магистрализация) анастомозов между ветвями одной и разных магистралей; 4а) чем ниже уровень организации сосудистого русла, тем больше магистралей и их ветвей; 4б) чем дистальнее располагаются сосуды, тем многочисленнее и разнообразнее их анастомозы в связи с неравномерным распределением множественных потребителей крови (клетки и их комплексы), гетерохронностью их функциональной активности (вазомоция - одно из следствий); 5) центробежная дифференциация звеньев сосудистого русла. Даже аорта вначале имеет строение капилляра. В результате возникают впечатление и мнение о центробежном росте и ветвлении магистральных сосудов, в действительности происходит магистрализация части первичного сосудистого русла в этом направлении.
В микроциркуляторном отделе дефинитивной сосудистой системы персистирует первичная схема организации эмбрионального сосудистого русла: капиллярная сеть в тесной связи с окружающими тканями (гемотканевой метаболизм) располагается между приносящими и выносящими микрососудами разной конструкции (терминальные артериолы и прекапилляры → посткапиллярные венулы). Чем больше источников индукции роста (дольки, ацинусы, ворсинки, складки и другие комплексы клеток и межклеточных структур), тем «хаотичнее», неравномернее рост гемомикроциркуляторного русла (ГМЦР), многочисленнее и разнообразнее анастомозы в его составе. Максимальное количество микрососудистых анастомозов (n → ∞) при минимальном их разнообразии (n → 1) определяется в составе капиллярной сети. Магистрализация части капилляров и их анастомозов происходит путем уплотнения и присоединения к эндотелиальной трубке соединительной ткани, а затем - и ее дифференциации на разные слои, лежит в основе морфогенеза микрорайонов и модулей ГМЦР, центральных каналов трaнcкапиллярного кровотока. Острый угол между ветвями кровеносных микрососудов в процессе формирования контура микрорайонов ГМЦР расширяется под влиянием растущего микрососудисто-тканевого комплекса микрорайона.
Морфогенез макроскопической части экстраорганного сосудистого русла происходит путем сочетания двух диаметрально противоположных процессов - его магистрализации и редукции, которые являются результатом неравномерного роста сосудистого русла. Редукция сосудистой сети вокруг магистрального сосуда прогрессирует по мере утолщения и уплотнения его стенок. Уже вокруг магистральных артериолы и (мышечной) венулы заметно уплотняется перивазальная соединительная ткань. В ее составе встречается околососудистая густая сеть микрососудов - магистральные капилляры, посткапиллярные и первичные собирательные венулы, прекапилляры и мелкие терминальные терминальные артериолы.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», Савонна-Барселона-Тенерифе-Савонна, 19-30 июня 2009 г. Поступила в редакцию 01.06.2009.
Статья в формате PDF 112 KB...
26 04 2024 5:16:13
Статья в формате PDF 322 KB...
25 04 2024 8:32:30
Статья в формате PDF 109 KB...
23 04 2024 14:25:20
Статья в формате PDF 118 KB...
22 04 2024 18:39:16
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический пpaксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...
21 04 2024 9:31:42
Статья в формате PDF 121 KB...
20 04 2024 20:29:52
Статья в формате PDF 167 KB...
19 04 2024 1:11:29
Статья в формате PDF 257 KB...
18 04 2024 6:45:47
Статья в формате PDF 136 KB...
17 04 2024 9:36:20
Статья в формате PDF 275 KB...
16 04 2024 10:22:18
15 04 2024 14:21:10
Статья в формате PDF 111 KB...
13 04 2024 7:36:53
12 04 2024 15:25:24
Статья в формате PDF 156 KB...
11 04 2024 18:47:54
Статья в формате PDF 275 KB...
10 04 2024 16:42:33
Статья в формате PDF 101 KB...
09 04 2024 16:41:43
Статья в формате PDF 120 KB...
08 04 2024 15:27:41
07 04 2024 15:26:52
Статья в формате PDF 113 KB...
06 04 2024 2:14:38
Статья в формате PDF 305 KB...
05 04 2024 6:37:49
Статья в формате PDF 263 KB...
04 04 2024 11:37:49
Статья в формате PDF 124 KB...
03 04 2024 21:32:48
Статья в формате PDF 115 KB...
02 04 2024 6:29:30
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
01 04 2024 12:38:55
Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...
31 03 2024 18:28:18
Статья в формате PDF 264 KB...
30 03 2024 9:31:11
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 12:22:43
Статья в формате PDF 263 KB...
27 03 2024 17:10:49
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
26 03 2024 0:43:27
Статья в формате PDF 253 KB...
25 03 2024 10:54:46
Статья в формате PDF 164 KB...
24 03 2024 19:43:54
Статья в формате PDF 138 KB...
23 03 2024 1:50:36
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 5:43:51
Статья в формате PDF 115 KB...
20 03 2024 20:45:38
Статья в формате PDF 295 KB...
18 03 2024 13:55:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::