Управление рисками в системе бизнес –планирования
В экономическом понимании управление рисками представляет собой экономические меры по предупреждению наступления нeблагоприятных событий, влекущих за собой нанесение ущерба, выражающегося в недополучении прибыли или получении экономических убытков[11]. Неверная тpaктовка понятия управления риском сужает понимание сложности и неоднозначности природы риска не только многих руководителей предприятий, но также касается и части исследователей в данной области.
Процесс активного управления риском - предупреждение риска на этапе принятия решений, начинается с планирования деятельности, когда при проведении маркетинговых исследований учитывают возможность оказаться в убытках при падении спроса и изменении цен на продукты и ресурсы. В планировании и организации производственных процессов учитывают риск снижения рентабельности, задавая определенный уровень эффективности использования ресурсов и соответственно, уровня текущих затрат и прибыли. Факторы внешней среды также способствуют формированию различных видов риска. Принимая решения об инвестициях и финансировании, учитывают риск потери финансовой устойчивости и ликвидности. Минимизация перечисленных видов риска на предприятии составляет предмет леверидж (рычаг), т.е. процесс управления активами и пассивами для увеличения прибыли[11]. Для оптимизации результатов управления используют производственный и финансовый леверидж.
Сила воздействия производственного рычага рассчитывается по формуле[4]:
DOL = дEBIT / дQ, (1)
где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов
Q - объем производства.
DOL - сила воздействия производственного рычага
Сила воздействия финансового рычага рассчитывается по формуле[4]:
DFL = δE / EBIT, (2)
где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов
Е - чистая прибыль
DFL - сила воздействия финансового рычага.
Следовательно, сила воздействия производственно-финансового рычага рассчитывается по формуле[4]:
DCL = DOL*DFL, (3)
где DCL - уровень сопряженного риска
DOL - сила воздействия производственного рычага
DFL - сила воздействия финансового рычага.
П.Г. Грабовый и С.Н. Петрова в деятельности любой фирмы в условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска: безрисковая область, область минимального риска, область повышенного риска, область критического риска, область недопустимого риска[2]. Другие авторы выделяют три зоны риска относительно общих условий предприятия: минимальный риск, риск средней степени, максимально допустимый риск[8].
При управлении рисками в системе бизнеспланирования необходимо пользоваться следующими методами: диверсификация, уклонение от рисков, компенсация, локализация[2].
При управлении рисками, как правило, соблюдают следующие принципы: оперативности, объективности, комплексности, общей вовлеченности, ситуативности принятия решений[11].
Данная проблема рассматривается в трудах многих авторов. Ими предлагаются разные тpaктовки понятия "управления риском". Например, В.А. Чернов под термином "управление риском " понимает процесс, связанный с хозяйственной деятельностью, ориентированной на получение максимальной прибыли на основе удовлетворения потребностей и запросов покупателей в соответствии с требованиями рынка[17]. Как отмечает австрийский бизнесмен В.Хойер, управление рисками - это создание условий, необходимых для дальнейшего успешного функционирования предприятия[15].По свидетельствам А.Орлова, управление рисками - это непрерывность циклов обновления, самосовершенствования и стремления к более высокой ступени выживаемости и развития на основе выбора наиболее рационального образа действий в условиях неопределенности и риска[9]. И.М. Степнова дает следующее определение: управления рисками - это снижение получения отрицательного результата[12].
В системе бизнес-планирования к элементам раздела бизнес-плана «Оценка риска и страхования» И.М. Степнова включает: анализ рисков, планирование рисков, страхование рисков, хеджирование рисков, распределение рисков, резервирование, установление лимита на расходы[12]. Е.Н. Станиславчик виды и меры риска, анализ риска, способы финансирования риска, управление прибылью и минимизация риска[11]. П.Г. Грабовый, С.Н. Петрова определение степени риска, определение просчетов в области маркетинга, анализ риска, планирование риска, определение проблем в бизнесе[2]. В.М. Попов, С.И. Ляпунов страхование рисков, анализ рисков, распределение рисков, планирование рисков[10]. А. Чернов анализ рисков, влияние факторов рыночного равновесия на изменение рисков, планирование рисков, определение степени рисков[17]. Э.А.Уткин определение зоны риска, анализ риска, оценка риска, методы измерения риска[13].
Таким образом, наиболее хаpaктерными элементами макета данного раздела являются: анализ и планирование рисков, страхование (хеджирование) риска.
Обобщив вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод о том, что управление рисками - это снижение вероятности потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Список литературы
- Гoлyбков Е.Г. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: «Экономика», 1993,-128 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С.Н. Риск в современном бизнесе - М.: «Аланс», 1994, -200с.
- Грачева М.В. Риск - анализ инвестиционного проекта - М.: «ЮНИТИ», 2001, 351с.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/ Пер. с англ. М. Кательниковой. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998, 198с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: «Прогресс», 1991, 733с.
- Любанова Т.П., Грамотенко Т.А. Бизнес-план- М.: «ЮНИТИ», 2000, 158с.
- Маниловский Р.Г., Юлкина Л.С., Ягодин Д.В. Бизнес-план: методический материал - М.: «Финансы и статистика», 1996,77с.
- Молочников Н.Р. Основы менеджмента. Глоссарий и пpaктикум: Учебное пособие - М.:«МОДЭК», 2001, 96с.
- Орлова А. «Кухня» малого бизнеса - М.: «АНТАРЕКСВЕК ИНТЕРСТРАТЕГИЯ», 1998, 45с.
- Попов В.Н., Ляпунова С.И. Бизнеспланирование - М.: «ЮНИТИ», 2001, 163с.
- Станиславчик Е.Н. Бизнес-план - М.: «Ось89», 2001, -128с.
- Степнова И.М. Бизнес-план - М.: «Лаборатория Базовых Знаний», 2001, 240с.
- Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности - М.: «ЭКМОС», 1997, 96с.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение - М.: «Финансы и статистика», 1992, -27с.
- Хойер В.Как делать бизнес в Европе/ Пер. с англ.- М.: «Фонд за экономическую грамотность»,1991, 211с.
- Циферблатов Л. Ф. Бизнес-план: работа над ошибками - М.: «Финансы и статистика», 2000, 69с.
- Чернов В.А. Анализ коммерческого риска - М.: «Финансы и статистика», 1998, -128с.
- Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы - М.: «Наука», 1999, 156с.
22 04 2024 0:57:43
Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трaнcформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 МДж/кв. м. ...
21 04 2024 11:50:34
Статья в формате PDF 112 KB...
20 04 2024 16:47:18
Статья в формате PDF 103 KB...
19 04 2024 8:45:40
Статья в формате PDF 127 KB...
18 04 2024 14:31:17
Статья в формате PDF 117 KB...
14 04 2024 16:40:42
Статья в формате PDF 122 KB...
13 04 2024 6:56:13
Статья в формате PDF 245 KB...
12 04 2024 8:45:31
Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га). ...
10 04 2024 3:46:31
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 19:53:30
Статья в формате PDF 122 KB...
08 04 2024 20:12:27
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 5:41:32
Статья в формате PDF 120 KB...
06 04 2024 2:16:16
Статья в формате PDF 275 KB...
05 04 2024 19:56:32
Статья в формате PDF 258 KB...
03 04 2024 20:52:41
Статья в формате PDF 129 KB...
02 04 2024 4:30:26
Статья в формате PDF 243 KB...
01 04 2024 1:14:22
Статья в формате PDF 150 KB...
31 03 2024 19:51:51
Статья в формате PDF 792 KB...
29 03 2024 18:42:25
Статья в формате PDF 131 KB...
28 03 2024 6:28:37
Статья в формате PDF 114 KB...
27 03 2024 5:26:56
Статья в формате PDF 131 KB...
26 03 2024 14:55:15
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 15:18:14
Статья в формате PDF 117 KB...
24 03 2024 3:18:18
Статья в формате PDF 279 KB...
23 03 2024 20:16:57
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 23:10:23
Статья в формате PDF 123 KB...
21 03 2024 2:23:20
Статья в формате PDF 115 KB...
20 03 2024 23:31:46
Статья в формате PDF 299 KB...
19 03 2024 19:30:39
Статья в формате PDF 116 KB...
17 03 2024 10:37:35
Статья в формате PDF 293 KB...
16 03 2024 23:31:25
Приведены закономерности рангового распределения по рейтингу 110 стран, среди них Россия занимала 49-е место. Для анализа были приняты показатели: 1) инновационные затраты/суммарный балл; 2) инновационная эффективность/суммарный балл); 3) инновационная эффективность/инновационные затраты. Сравнение показывает весьма скромную инновационную активность России, но при этом значения всех трех относительных показателей инновационной активности у России положительные или позитивные. Только изобретения имеют мировую новизну и достаточно высокую конкурентоспособность, а полезные модели нужны в основном для внутреннего употрeбления. В итоге в стране образуется так называемый инновационный крест. Динамика изобретений куда значимее, если при этом снизить справедливое в неспокойной экономике колебательное возмущение изобретателей. ...
15 03 2024 18:23:10
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::