ПРЕДСТОЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Необходимость пересмотра высшего и среднего образования во многом определяется изменяющимися условиями не только общественного, но и социоприродного развития мира. Особую заботу вызывает непонимание ведущими социологами мира хаpaктера общественного развития и его воздействия на биосферную природу. Общество и земной мир развиваются сейчас не столько по пути постиндустриализма, определенного Д.Беллом и его соратниками, столько по техногенной траектории. Техногенность мира определяется, с одной стороны, разрастанием техносферы с параллельным уничтожением значительных прострaнcтв биосферы, а с другой стороны, нарастающими трaнcформационными изменениями во всех биогеохимических обменных процессах в биосфере, переводом биосферной эволюции жизни на путь социотехнобиологической, в которой «техно» рассматривается автором как синоним искусственного. По сути, мы вступаем не только в постиндустриальное общественное развитие, но и в постиндустриально-техногенное, а применительно ко всему миру - постбиосферное. Ф. Фукуяма своей книге «Наше постчеловеческое будущее» отразил некоторые последствия биотехнологического воздействия общества на человека, приводящего к его трaнcформации, хотя мир стоит на грани потери биосферы как саморазвивающегося целого. По данным эколога Ф. Реймерса, примерно на 40 % сократилось биосферное биологическое вещество [5, c. 129]. Плодородие же, по его расчетам, потеряно у половины всех пахотных земель мира [6, c. 76], а по подсчетам автора статьи - за два последних столетия активных составляющих биосферы, включая и гумус в почвах, сократилось примерно на треть [1, c. 37]. А ведь на почвах и в них существует и за счет почв питается 92 % видов живых организмов на планете [4, c. 9]. В сельском хозяйстве почв осталось на 1,5-2,0 столетия [3, c. 190], но пока биотехнологическое производство не дает нам надежды на получение биосферно-биологической чистоты продукта, более того - продукты питания в своей массе в условиях либерального рынка ухудшаются, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья населения. Выстраивая перспективную систему образования, о чем писал уже автор [2, c. 80-87], желательно предусмотреть следующее.
- Усиление прогностического хаpaктера системы образования с учетом техногенно-усложняющейся реальности - постиндустриализации, техносферизации, ноосферизации и т.п.
- Коренное повышение уровня и качества образования на всем его протяжении с учетом интеллектуализации основных факторов производства ХХI века. Уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в технике и технологиях, особенно связанных с информатизацией всех сфер производственной и общественной жизни, приходится 70-85 % прироста ВВП.
- Создание большей доступности современной системы образования для населения всей планеты и каждой страны в отдельности за счет перераспределения бюджетных расходов и использования многочисленных других путей, включая и вклады в образование населения.
- Увеличение роли высшего образования во всех областях сферы деятельности человека и жизни требует существенного расширения улучшения качества подготовки специалистов. Рост сферы высшего образования в ХХ веке показал: оно не только стало определять уровень дохода семьи, но и социальный статус челове- ка - вхождение его в высшие эшелоны экономической, политической, профессиональной, особенно научной и культурной, элиты общества. Если в начале ХХ века более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас - единицы. Если сто лет назад две трети владельцев компаний имели не выше среднего образования, то сегодня свыше 95 % менеджеров имеют высшее образование, а около 2/3 - ученые степени. Идет активный процесс перераспределения богатств в руки интеллектуалов. Так, например, около 80 % современных американских миллионеров не приумножили доставшиеся им по наследству активы, а сами заработали свое состояние.
- Продолжившаяся фундаментализация и дифференциация образования призваны и далее не только существенно повысить его и соответствовать потребностям и возможностям уже сейчас формирующегося информационно-техногенного общества, но и выработать довольно сложные программы, способствующие развитию полноценного общественного организма и остановке сползания мира с биосферного пути эволюции на социотехноприродный.
- Крайне необходимой становится в условиях перехода человечества в техногенную (техносферную, искусственную) среду обитания жизнедеятельности организация не только экологического, но и валеологического образования, где эковалерлогия понимается как становящаяся комплексная наука о формировании физического, психического и социального здоровья человека в органической взаимосвязи с формированием здоровой окружающей среды, экопоселениями и экожилищами. Ведь становление городского, «техносферного человека» сопровождается трaнcформацией образа жизни и катастрофической деградацией его тела, в целом природных и психических его качеств. Как показывают исследования, большинство «болезней техногенной цивилизации» - сердечно-сосудистых, oнкoлoгических, психических, аллергических, генетических, а также наплыв инфекционных заболеваний «нового поколения» связаны с ослаблением иммунной системы человека в условиях техногенного развития мира.
- Одной из главных целей перспективной системы образования является формирование творческого потенциала личности, человека-созидателя в самом широком смысле этого слова. Пока что либерально-экономическая цивилизация идет по пути развития капиталистических отношений, направленных на удовлетворение, прежде всего, индивидуальных, эгоистических потребностей людей, результатом чего является уничтожение биоты, биосферной органики и ресурсов, а в итоге - уничтожение биосферы, естественной среды обитания человека.
- Органическое сочетание образования с воспитанием коллективистского, гуманного и высоконравственного гражданина, что позволит развить такие социальные качества, которые в настоящее время недооцениваются и являются дефицитом в здоровом общественном развитии.
- Развитие доместикации образования как части создания общего процесса создания рабочих мест на дому, особенно для профессий с умственной творческой деятельностью.
- С доместикацией образования органически связан и процесс его информатизации, открывающий широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования.
- Одним из важнейших направлений в области образования станет изучение теории и пpaктики проектирования природных и социальных качеств развивающегося человека в связи с потребностями семьи, самого человека, перспективным видением своей будущей профессии.
- Новый облик образования во многом определяется также современными процессами глобализации, формирования общемирового глобального общества, которое, вполне возможно, будет создано в ХХI в., наряду с существованием множества государств. Tрaнcнациональные корпорации и международные общественные организации уже сейчас охватывают огромные регионы нашей планеты.
В глобализирующемся и техносферизирующемся сегодня мире приходит понимание того, что в сфере образования закладываются основы стратегии развития человечества и природы.
Список литературы
- Демиденко Э.С. Конец биосферы и биосферной жизни на Земле? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2002. - № 6.
- Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социс. - 2005. - № 2.
- Демиденко Э.С., Дергачева Е.А. Техногенное развитие общества и трaнcформация биосферы. - М., 2010.
- Добровольский Г.В. Педосфера - оболочка жизни планеты Земля // Биосфера. Междисциплинарный научный и прикладной журнал. - 2009. - Т.1, № 1.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. - М., 1992.
- Реймерс Н.Ф.Охрана природы и окружающей человека среды. - М., 1992.
Статья в формате PDF 143 KB...
28 03 2024 21:40:40
Статья в формате PDF 286 KB...
26 03 2024 10:31:47
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 3:20:54
Статья в формате PDF 135 KB...
24 03 2024 12:52:17
Статья в формате PDF 104 KB...
23 03 2024 8:42:12
Статья в формате PDF 134 KB...
22 03 2024 0:27:48
Статья в формате PDF 162 KB...
21 03 2024 22:43:23
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в пpaктической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...
20 03 2024 12:53:47
Статья в формате PDF 110 KB...
19 03 2024 11:37:29
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 4:40:56
Статья в формате PDF 111 KB...
16 03 2024 8:29:40
Статья в формате PDF 124 KB...
13 03 2024 14:26:52
12 03 2024 9:49:41
Статья в формате PDF 133 KB...
11 03 2024 9:42:28
Статья в формате PDF 114 KB...
10 03 2024 21:51:32
Статья в формате PDF 285 KB...
09 03 2024 1:59:27
Статья в формате PDF 266 KB...
08 03 2024 8:43:30
Статья в формате PDF 237 KB...
07 03 2024 5:35:43
06 03 2024 19:23:57
В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках переpaбатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...
05 03 2024 3:46:17
Статья в формате PDF 281 KB...
04 03 2024 19:30:41
Статья в формате PDF 119 KB...
03 03 2024 9:15:53
Статья в формате PDF 264 KB...
02 03 2024 1:12:50
Статья в формате PDF 125 KB...
28 02 2024 12:20:38
Статья в формате PDF 114 KB...
27 02 2024 21:33:28
Статья в формате PDF 253 KB...
26 02 2024 11:47:43
Статья в формате PDF 123 KB...
25 02 2024 3:13:15
Статья в формате PDF 143 KB...
24 02 2024 5:53:39
Статья в формате PDF 112 KB...
23 02 2024 17:20:14
Статья в формате PDF 103 KB...
22 02 2024 3:24:57
Статья в формате PDF 298 KB...
21 02 2024 8:45:25
Статья в формате PDF 120 KB...
19 02 2024 9:24:15
Статья в формате PDF 112 KB...
18 02 2024 17:20:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::