ОСВЕЩЕНИЕ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ (учебное пособие)
Дальнейшее развитие и совершенствование автотрaнcпортного комплекса неразрывно связано со строительством и реконструкцией дорожно-трaнcпортной сети. Расширение сети автомобильных дорог в условиях нарастающего дефицита земель и роста их стоимости вызывают необходимость сооружения горных и подводных тоннелей для преодоления высотных и контурных препятствий.
Непрерывное углубление процесса урбанизации (табл. 1), быстрый рост городов, стремительное повышение уровня автомобилизации (табл. 2) привели к тому, что в условиях дефицита площадей территории для развития улично-дорожной сети крупных городов и мегаполисов активно используется подземное прострaнcтво, в частности, возводятся сложные инженерные сооружения - автодорожные тоннели, обеспечивающие пересечение автотрaнcпортных потоков в разных уровнях, что способствует повышению скорости движения и увеличению пропускной способности магистрали.
Строительство автодорожных тоннелей во многих случаях оказывается предпочтительнее сооружения эстакад, особенно при выпуклом рельефе местности. Тоннельные развязки занимают сравнительно небольшую территорию; их конструкции почти не выступают над поверхностью земли, не вносят нарушений в сложившиеся архитектурные ансамбли. В дополнение к этому, тоннельные сооружения способствуют снижению трaнcпортного шума, вибрации и загрязнения атмосферного воздуха.
Таблица 1
Темпы урбанизации мира (1900 - 2025 гг.)
Годы |
Численность городского населения, млн чел. |
Доля городского населения, % |
1900 |
220 |
13 |
1950 |
740 |
29 |
1970 |
1350 |
36 |
1990 |
2280 |
43 |
2025 |
около 5000 |
около 61 |
Таблица 2
Уровень автомобилизации и cмepтности в ДТП
Страны и регионы
|
Показатели 2004 г. |
||
Уровень |
Социальные риски (число погибших |
Tрaнcпортные риски (число погибших |
|
Весь мир |
124 |
19 |
157,9 |
Страны с высоким уровнем дохода, в т.ч. |
627 |
12,6 |
20,1 |
США |
810 |
14,6 |
18 |
Италия |
745 |
9,7 |
13,0 |
Германия |
655 |
7,1 |
10,8 |
Франция |
615 |
9,2 |
15,0 |
Канада |
591 |
8,7 |
14,7 |
Япония |
588 |
5,38 |
9,1 |
Великобритания |
551 |
5,6 |
10,5 |
Страны со средним и низким уровнями дохода, в т.ч. |
35,5 |
20,2 |
568,5 |
Россия |
201 |
23,93 |
119 |
Иран |
62 |
38,7 |
624 |
Индия |
33 |
20,0 |
607 |
Китай |
19,7 |
13,33 |
677 |
Сегодня из всех видов трaнcпорта наиболее опасным является автомобильный (табл.2), в связи с чем вопросам обеспечения безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей придается первостепенное значение. Безопасность движения в автодорожных тоннелях во многом определяется:
- геометрическими хаpaктеристиками трассы и сооружения (радиусы кривых в плане и профиле, уклоны, размеры поперечного сечения);
- наличием систем освещения, вентиляции и специального оборудования, обеспечивающих надежную и безаварийную эксплуатацию, а также быструю ликвидацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций.
Важную роль в вопросах увеличения пропускной способности и безопасности дорожного движения в тоннелях играет искусственное освещение, основная цель которого - создание комфортных и безопасных условий для водителей. Системы освещения должны проектироваться с гарантией качества и эффективности, что возможно только при учете зарубежного и отечественного опыта, нашедшего отражение в положениях международных и российских нормативных правовых документов.
Центральное место в проектировании освещения занимает светотехнический расчет, конечной целью которого является определение типа, мощности, количества и размещения осветительных приборов. Сегодня проектировщики отказались от упрощенных расчетных алгоритмов, базировавшихся на технологии ручного труда, и применяют светотехническое программное обеспечение с использованием специальных математических методов, позволяющих выполнить расчет с заданной степенью точности. Важным критерием качества проектирования освещения в тоннеле является светотехническое моделирование на основе компьютерной трехмерной визуализации, предназначенное для проверки и уточнения расчета.
В настоящем учебном пособии обобщены сведения о системах искусственного освещения автодорожных тоннелей, рассмотрены требования и рекомендации российских и международных нормативных документов. Приведены основные положения методологии расчета освещения, лежащие в основе современного светотехнического программного обеспечения. Дана краткая хаpaктеристика последних версий светотехнических программ проектирования освещения дорог и улиц DIALux, Calculux Road, Light-in-Night Road.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом кафедр «Мосты и трaнcпортные тоннели», «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) и предназначено для студентов специальностей:
- 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» (направление подготовки 270200.65 «Tрaнcпортное строительство»);
- 270201.65 «Мосты и трaнcпортные тоннели» (направление подготовки 270200.65 «Tрaнcпортное строительство»);
- 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды» (направление подготовки 280200.65 «Защита окружающей среды»).
Может быть полезно студентам других трaнcпортных специальностей, а также специалистам, занятым проектированием и эксплуатацией автодорожных тоннелей.
Рецензенты:
- директор НИЦ «Тоннели и метрополитены» ОАО ЦНИИС, д-р техн. наук, проф., академик Российской Академии трaнcпорта В.Е. Меркин;
- профессор кафедры «Управление эксплуатацией paкетно-космических систем» МАИ(ГТУ), д-р техн. наук, проф., академик Российской Академии космонавтики
им. К.Э.Циолковского, лауреат Государственной премии Ю.В. Чудецкий.
Статья в формате PDF 296 KB...
25 04 2024 0:23:13
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса. ...
24 04 2024 22:54:54
Статья в формате PDF 115 KB...
23 04 2024 20:13:27
Статья в формате PDF 125 KB...
22 04 2024 21:48:12
Статья в формате PDF 109 KB...
20 04 2024 13:51:30
Статья в формате PDF 109 KB...
19 04 2024 2:19:39
Статья в формате PDF 131 KB...
18 04 2024 19:40:26
Статья в формате PDF 102 KB...
17 04 2024 22:43:33
Статья в формате PDF 121 KB...
16 04 2024 1:31:40
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 7:53:40
В статье авторами рассмотрены региональные особенности демографической и семейной политики. ...
14 04 2024 8:59:11
Статья в формате PDF 314 KB...
13 04 2024 1:24:14
Статья в формате PDF 115 KB...
12 04 2024 14:39:11
11 04 2024 6:23:17
Статья в формате PDF 254 KB...
10 04 2024 23:57:36
09 04 2024 3:18:27
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 8:46:26
Статья в формате PDF 132 KB...
06 04 2024 7:35:52
05 04 2024 16:33:56
Статья в формате PDF 110 KB...
04 04 2024 23:56:36
Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...
03 04 2024 0:23:57
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 10:29:21
Статья в формате PDF 263 KB...
31 03 2024 12:47:15
Статья в формате PDF 106 KB...
30 03 2024 7:12:17
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
29 03 2024 5:13:50
28 03 2024 20:11:36
27 03 2024 18:23:47
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 14:20:41
24 03 2024 11:13:54
Статья в формате PDF 256 KB...
23 03 2024 21:59:50
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 15:37:35
Статья в формате PDF 118 KB...
20 03 2024 1:23:29
Статья в формате PDF 131 KB...
19 03 2024 20:38:11
Статья в формате PDF 143 KB...
18 03 2024 11:15:16
Статья в формате PDF 115 KB...
17 03 2024 13:46:49
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::