ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Иванов И.В. Стативко Р.У. Статья в формате PDF 121 KB Многие проблемы принятия решений являются многоцелевыми. Для правильной оценки принятых решений требуется, чтобы для каждого альтернативного решения проводилась оценка его принятия. Правильное решение, как правило, основано на надежной входной информации. Однако, эта информация редко бывает абсолютно достоверной.

Основной причиной неопределенности данных являются ошибки измерения. Каким образом можно оценить, что в одном вузе можно получить «хорошее»» образование, а в другом «плохое». Какая из специальностей будет востребована через пять лет?

Одна из основных проблем, сопутствующих любой форме образования, - это оценка качества образования любого образовательного учреждения.

Развившаяся за последние десятилетия теория нечетких множеств представляет аппарат, позволяющий формально оперировать с нечеткими категориями, словесными формулировками, так называемыми лингвистическими переменными.

В настоящей работе предлагается способ формализации нечетких категорий для анализа качества образования вуза на образовательном рынке.

Для описания вуза выделим 3 формализованных хаpaктеристики и сформируем нечеткий критерий, хаpaктеризующий успех высшего образовательного учреждения: У=F(КС, КО, РОУ), где

КС - конкурентность среды;

КО - качество образования;

РОУ - рейтинг(престиж) образовательного учреждения.

КО (качество образования) определим следующими нечеткими критериями

Качество образования (КО), по нашему мнению, определяется следующими нечеткими критериями: лицензионной надежностью специальности (ЛН), обеспечиваемой вузом (фактор надежности продолжения обучения на специальности), качество преподавательского состава (КПС) (фактор качества ), наличие обучения студентов за рубежом по обмену (НОСР), наличие аспирантуры по специальностям (НА), наличие базы для пpaктики (НБ), наличие связей с предприятиями (СВ), научно-творческий потенциал (НТП), наличие распределения студентов (РС).

Например, для определения ЛН (лицензионная надежность) используем сформированное четкое множество H специальностей, по которым вуз ведет подготовку: H={hi}. Каждая специальность hi оценивается нечетким критерием  «фактор надежности действия лицензии на ведение образовательной деятельности».

По нашему мнению значение  определяется двумя факторами:

фактор Т - срок, оставшийся до завершения действия лицензии, изменяется от 5 лет до 0;

фактор bi - величина возможности получения лицензии вновь на специальность, изменяется от 0 до 0,5.

Оба фактора величины равнозначные. Их вес в определении  равен 0.5. Определим значение  (фактор надежности действия лицензии на специальность) по линейной закономерности .

Срок действия лицензии - 5 лет. Понятно, что Т - величина, изменяющаяся дискретно. Если лицензия получена недавно, то Т - велико, что определяет более высокое значение .

Интуитивно ясно, что возможность следующего лицензирования для вузов, с состоявшимися выпусками по специальности, выше, чем для вуза не имеющего ни одного выпуска.

Тогда вторая компонента - bi, определяется в зависимости от количества выпусков по данной специальности. Безусловно, при отсутствии выпуска величина bi мала. При состоявшемся выпуске величина bi увеличивается. При количествах выпусков равных 10, 20 и более величина bi асимптотически стремится к 0.5.

Отобразим качественную зависимость bi от количества выпусков по специальности в общем виде следующей формулой

,

где значения коэффициентов k1, k2, k3 подбираются исходя из их назначения:

k1 - определяет значение величины bi (0£bi£0,5);

k2 - определяет хаpaктер изменения значения величины bi;

k3 - определяет начальное значение bi, если не состоялся выпуск и истек срок лицензии;

x - количество выпусков по данной специальности.

Исходя из требуемых величин, подберем значения коэффициентов k1, k2, k3 и получим следующую зависимость.

Вычислим степень лицензионной надежности специальности вуза следующим образом: , где  - вес i-той специальности в вузе, т.е. отношение выпускников по этой специальности к общему количеству выпускников вуза.

Таким же образом можно оценить и описать и другие нечеткие критерии, определяющие качество образования. Совокупность критериев позволит получить нечеткое значение качества образования (КО), принадлежащее интервалу [0;1], что позволит, в какой-то мере, оценить качество образования вуза.

Безусловно, можно выявить другие варианты для описания качества образования вуза. Для этого необходимо иметь в распоряжении информацию о важности критериев и типах возможных отношений между ними. Теория нечетких множеств предоставляет достаточно широкие возможности представления знаний и простототу вычислительных процедур.



ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА Статья в формате PDF 279 KB...

05 04 2024 2:31:19

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА Проведено поэтапное исследование, которое включало в себя оценку индивидуальных резервов соматического здоровья (СЗ) и оценку функционального состояния вегетативной нервной системы на основе исследования вариабельности ритма сердца (ВРС). Уровень СЗ оценивался в баллах. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что риск манифестации хронической сосудистой патологии достаточно высок в группе с низкими энергетическими резервами организма (уровнем здоровья «низким» и «ниже среднего»), а таковых у нас оказалось 54,5 % из всех обследованных студентов БелГУ. Следующим этапом исследования была проверка этой версии. При анализе вариабельности сердечного ритма учитывались: показатель общей мощности спектра нейрогумopaльной регуляции сердечного ритма (TP); показатель, отражающий реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при проведении АОП; визуальная оценка степени кардио-респираторной синхронизации на основании данных спектрального анализа ВРС и пневмограммы. У обследуемых с низким уровнем соматического здоровья признаки вегетативной дисфункции различной степени выраженности наблюдались в 92,5 % случаев. В группе с низким уровнем СЗ реактивность парасимпатического отдела ВНС, отражающая адаптационные резервы организма, оказалась так же низкой. Таким образом, наша версия о взаимосвязи уровня соматического здоровья и частотой встречаемости вегетативной дисфункции полностью подтвердилась. Чем ниже уровень соматического здоровья, тем более вероятна манифестации хронической сосудистой патологии. При высоком уровне здоровья риск возникновения хронической соматической патологии минимален. ...

23 03 2024 3:24:31

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБЛАСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЕКАРСТВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБЛАСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЕКАРСТВ В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили пpaктическое подтверждение для четырех препаратов. ...

17 03 2024 20:16:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::