ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Основной причиной неопределенности данных являются ошибки измерения. Каким образом можно оценить, что в одном вузе можно получить «хорошее»» образование, а в другом «плохое». Какая из специальностей будет востребована через пять лет?
Одна из основных проблем, сопутствующих любой форме образования, - это оценка качества образования любого образовательного учреждения.
Развившаяся за последние десятилетия теория нечетких множеств представляет аппарат, позволяющий формально оперировать с нечеткими категориями, словесными формулировками, так называемыми лингвистическими переменными.
В настоящей работе предлагается способ формализации нечетких категорий для анализа качества образования вуза на образовательном рынке.
Для описания вуза выделим 3 формализованных хаpaктеристики и сформируем нечеткий критерий, хаpaктеризующий успех высшего образовательного учреждения: У=F(КС, КО, РОУ), где
КС - конкурентность среды;
КО - качество образования;
РОУ - рейтинг(престиж) образовательного учреждения.
КО (качество образования) определим следующими нечеткими критериями
Качество образования (КО), по нашему мнению, определяется следующими нечеткими критериями: лицензионной надежностью специальности (ЛН), обеспечиваемой вузом (фактор надежности продолжения обучения на специальности), качество преподавательского состава (КПС) (фактор качества ), наличие обучения студентов за рубежом по обмену (НОСР), наличие аспирантуры по специальностям (НА), наличие базы для пpaктики (НБ), наличие связей с предприятиями (СВ), научно-творческий потенциал (НТП), наличие распределения студентов (РС).
Например, для определения ЛН (лицензионная надежность) используем сформированное четкое множество H специальностей, по которым вуз ведет подготовку: H={hi}. Каждая специальность hi оценивается нечетким критерием «фактор надежности действия лицензии на ведение образовательной деятельности».
По нашему мнению значение определяется двумя факторами:
фактор Т - срок, оставшийся до завершения действия лицензии, изменяется от 5 лет до 0;
фактор bi - величина возможности получения лицензии вновь на специальность, изменяется от 0 до 0,5.
Оба фактора величины равнозначные. Их вес в определении равен 0.5. Определим значение (фактор надежности действия лицензии на специальность) по линейной закономерности .
Срок действия лицензии - 5 лет. Понятно, что Т - величина, изменяющаяся дискретно. Если лицензия получена недавно, то Т - велико, что определяет более высокое значение .
Интуитивно ясно, что возможность следующего лицензирования для вузов, с состоявшимися выпусками по специальности, выше, чем для вуза не имеющего ни одного выпуска.
Тогда вторая компонента - bi, определяется в зависимости от количества выпусков по данной специальности. Безусловно, при отсутствии выпуска величина bi мала. При состоявшемся выпуске величина bi увеличивается. При количествах выпусков равных 10, 20 и более величина bi асимптотически стремится к 0.5.
Отобразим качественную зависимость bi от количества выпусков по специальности в общем виде следующей формулой
,
где значения коэффициентов k1, k2, k3 подбираются исходя из их назначения:
k1 - определяет значение величины bi (0£bi£0,5);
k2 - определяет хаpaктер изменения значения величины bi;
k3 - определяет начальное значение bi, если не состоялся выпуск и истек срок лицензии;
x - количество выпусков по данной специальности.
Исходя из требуемых величин, подберем значения коэффициентов k1, k2, k3 и получим следующую зависимость.
Вычислим степень лицензионной надежности специальности вуза следующим образом: , где - вес i-той специальности в вузе, т.е. отношение выпускников по этой специальности к общему количеству выпускников вуза.
Таким же образом можно оценить и описать и другие нечеткие критерии, определяющие качество образования. Совокупность критериев позволит получить нечеткое значение качества образования (КО), принадлежащее интервалу [0;1], что позволит, в какой-то мере, оценить качество образования вуза.
Безусловно, можно выявить другие варианты для описания качества образования вуза. Для этого необходимо иметь в распоряжении информацию о важности критериев и типах возможных отношений между ними. Теория нечетких множеств предоставляет достаточно широкие возможности представления знаний и простототу вычислительных процедур.
Статья в формате PDF 277 KB...
18 04 2024 8:43:16
17 04 2024 23:56:55
Статья в формате PDF 312 KB...
16 04 2024 14:35:24
Статья в формате PDF 365 KB...
15 04 2024 12:14:12
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2024 21:18:41
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 6:12:36
Статья в формате PDF 118 KB...
12 04 2024 23:31:54
Статья в формате PDF 384 KB...
11 04 2024 21:25:36
Статья в формате PDF 504 KB...
10 04 2024 12:47:59
Статья в формате PDF 121 KB...
09 04 2024 2:43:47
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 15:32:13
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 16:15:57
Статья в формате PDF 256 KB...
06 04 2024 15:54:12
Статья в формате PDF 152 KB...
04 04 2024 18:23:29
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 22:29:48
Статья в формате PDF 117 KB...
02 04 2024 0:28:23
Статья в формате PDF 112 KB...
01 04 2024 19:39:21
Статья в формате PDF 164 KB...
30 03 2024 1:41:54
Статья в формате PDF 132 KB...
29 03 2024 8:51:33
28 03 2024 6:37:49
Статья в формате PDF 103 KB...
27 03 2024 1:29:48
Статья в формате PDF 329 KB...
26 03 2024 3:10:32
25 03 2024 1:25:59
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 13:29:22
Проведено поэтапное исследование, которое включало в себя оценку индивидуальных резервов соматического здоровья (СЗ) и оценку функционального состояния вегетативной нервной системы на основе исследования вариабельности ритма сердца (ВРС). Уровень СЗ оценивался в баллах. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что риск манифестации хронической сосудистой патологии достаточно высок в группе с низкими энергетическими резервами организма (уровнем здоровья «низким» и «ниже среднего»), а таковых у нас оказалось 54,5 % из всех обследованных студентов БелГУ. Следующим этапом исследования была проверка этой версии. При анализе вариабельности сердечного ритма учитывались: показатель общей мощности спектра нейрогумopaльной регуляции сердечного ритма (TP); показатель, отражающий реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при проведении АОП; визуальная оценка степени кардио-респираторной синхронизации на основании данных спектрального анализа ВРС и пневмограммы. У обследуемых с низким уровнем соматического здоровья признаки вегетативной дисфункции различной степени выраженности наблюдались в 92,5 % случаев. В группе с низким уровнем СЗ реактивность парасимпатического отдела ВНС, отражающая адаптационные резервы организма, оказалась так же низкой. Таким образом, наша версия о взаимосвязи уровня соматического здоровья и частотой встречаемости вегетативной дисфункции полностью подтвердилась. Чем ниже уровень соматического здоровья, тем более вероятна манифестации хронической сосудистой патологии. При высоком уровне здоровья риск возникновения хронической соматической патологии минимален. ...
23 03 2024 3:24:31
Статья в формате PDF 163 KB...
22 03 2024 20:50:12
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 20:33:10
Статья в формате PDF 125 KB...
20 03 2024 0:46:16
Статья в формате PDF 306 KB...
19 03 2024 13:44:22
Статья в формате PDF 150 KB...
18 03 2024 5:49:39
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили пpaктическое подтверждение для четырех препаратов. ...
17 03 2024 20:16:25
Статья в формате PDF 102 KB...
16 03 2024 8:30:15
Статья в формате PDF 132 KB...
15 03 2024 10:29:22
Статья в формате PDF 323 KB...
14 03 2024 14:30:45
Статья в формате PDF 101 KB...
13 03 2024 13:10:28
Статья в формате PDF 115 KB...
12 03 2024 20:53:36
Статья в формате PDF 245 KB...
11 03 2024 13:56:41
Статья в формате PDF 240 KB...
10 03 2024 4:25:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::