ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В качестве одного из основных компонентов образовательная система в медицинском вузе включает развернутую модель специалиста-врача с отражением необходимого для него уровня деловых и личностных качеств, знаний и умений. Однако современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы в сфере медицинского обслуживания населения повысили требования на рынке труда к выпускникам вузов. Более того, рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг. Сегодня для каждого выпускника вуза главным становится не овладение профессией, а достижение определенного образовательного уровня, овладение определенными компетенциями, чтобы быть конкурентноспособным. Поэтому, в настоящее время, в вузах страны осуществляется интенсификация учебного процесса по проблеме компетентностно-ориентированного подхода с целью подготовки выпускника, способного сразу же после окончания вуза эффективно исполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим молодые специалисты должны обладать не только стандартным объемом теоретической и пpaктической подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но и обладать потребностью к саморазвитию, повышению своего профессионального интеллектуального уровня, к анализу достижений медицинской науки и пpaктики, к внедрению новых технологий в пpaктическое здравоохранение. К сожалению, следует отметить, что в процессе обучения в общеобразовательной школе формированию у учащихся умений самостоятельно приобретать знания не уделяется должного внимания, поэтому свыше 80% студентов на первых курсах обучения в вузе не в состоянии самостоятельно отыскать нужную информацию в рекомендуемых учебных и научных изданиях [1]. В связи с этим основная нагрузка по формированию, развитию и реализации самостоятельности выпускников школ в изучении учебных программ ложится на профессорско-преподавательский состав вузов. Как следствие, одной из главных задач учебного процесса вуза является развитие интеллектуальных способностей у студентов, определяющих индивидуальный способ мышления и способствующих саморазвитию личности. Поэтому важная роль в процессе обучения принадлежит самостоятельной работе студентов над учебным материалом, которая не только способствует усвоению студентами содержания учебного материала, приобретению навыков и умений будущей профессиональной деятельности, но и формирует потребность в постоянном самосовершенствовании, самообразовании, оказывает положительное влияние на расширение кругозора. При этом, конечно же, самостоятельная работа должна выполняться под контролем преподавателей. В частности, педагоги высшей школы несут ответственность за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, за воспитание их творческой активности и инициативы, о чем указано в Письме Министерства Образования РФ №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 г.
Общеизвестно, что самостоятельная работа качественно реализуется лишь при осознании студентами содержания учебного материала и конкретных действий по его обработке. При этом процесс осознания содержания учебного материала осуществляется посредством таких действий, как чтение и декодирование начального содержания, обработка и осознание содержания, конспектирование обработанного и осознанного содержания. Повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает совершенствование методов и форм обучения, модернизацию и реорганизацию учебно-методической документации и всего учебного процесса. Современные педагогические технологии должны предполагать формирование креативного поля для студентов, то есть прострaнcтва возможных вариантов творческого решения учебно-познавательных задач, поэтому в основу их содержания обязательно должны быть положены такие компетенции, как:
1) учебно-исследовательская (умение самостоятельно учиться); 2) социальная (умение адаптироваться и сосуществовать в социуме); 3) саморазвития (умение совершенствовать свои знания); 4) проблемно-прикладная (умение применить знания в зависимости от возникающих проблемных ситуаций); 5) информационная (умение добывать, анализировать и переpaбатывать полученную информацию) [2].
В настоящее время при организации учебного процесса в вузах широко внедряются различные педагогические технологии и методы, содержание которых в той или иной степени направлено на развитие самостоятельности у студентов в изучении программных дисциплин. К ним относятся модульная технология обучения, междисциплинарная интеграция, информационные технологии, производственная пpaктика, метод портфолио, контролирующие балльно-рейтинговая система и система тестов, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов и другие. В рамках настоящей работы, остановлюсь на приоритетах реализации самостоятельной работы студентов при использовании модульной технологии обучения, междисциплинарной интеграции, методе портфолио, блоке информационных технологий и производственной пpaктике. Так, модульная технология, основанная на личностно-деятельностном подходе, предполагает разделение содержания каждой темы курса на компоненты, являющиеся структурными элементами модульной программы дисциплины, и обеспечивает студентам не только самостоятельность в изучении учебного материала, но и свободу их самореализации, создает благоприятные условия для формирования у студентов наблюдательности, повышения их заинтересованности в смысловом содержании тем модуля. Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов является метод портфолио. Он может быть широко использован при реализации модульной технологии обучения и представляет собой, во-первых, как набор работ, публикаций и различных материалов студента, связывающий все аспекты его деятельности при изучении дисциплины в целостную картину и, во-вторых, как файловая папка, в которую студенты подбирают учебный материал в соответствии с перечнем вопросов для самоподготовки к пpaктическим занятиям по конкретным темам изучаемых дисциплин (так называемые тематические портфолио). В любом портфолио обязательно должны быть отражены такие разделы, как варианты выполненных домашних работ, результаты контрольных работ, описание решения ситуационных задач, оценка студентом собственного портфолио, размышления о неоднозначных решениях изучаемых вопросов, аргументированные личные выводы, аналитические заметки о выполненной работе и, конечно же, «письмо студенту» от преподавателя с комментариями, рекомендациями, оценкой и пожеланиями по изучаемой теме [3]. Использование метода портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации студентами при подготовке к текущему занятию, но и позволяет развивать исследовательские умения в процессе работы с информацией. Об этом говорят результаты внедрения метода в учебном процессе на кафедрах Медицинского института СурГУ. В частности, результаты портфолио позволяют оценивать уровень развития у студентов таких ценностей, как умение самостоятельно определять направление в изучении темы, анализировать информационные потоки, выделять ключевую информацию, делать самостоятельные выводы. Это дает возможность констатировать, что метод портфолио позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, развивать способности к самостоятельному поиску теоретической и пpaктической информации относительно изучаемой дисциплины, определять проблемы и пути рационального их решения, развивать способности критического анализа полученных знаний при осмыслении использования их на пpaктике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. Отбор материала для портфолио представляет собой кропотливую индивидуальную самостоятельную работу, позволяющую каждому студенту продумывать и осуществлять поиск оптимального решения конкретных задач, дающую возможность проанализировать и оценить уровень собственной деятельности в целях своего профессионально-творческого саморазвития. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но, в конечном итоге, закладывает основу глубоких знаний.
Что касается междисциплинарной интеграции, то она обеспечивает ориентацию студентов в образовательном прострaнcтве и способствует интенсификации, систематизации и оптимизации учебно-познавательной деятельности на самостоятельном этапе изучения учебных дисциплин. В свою очередь, различные информационные технологии позволяют каждому студенту в удобное для него время осваивать учебный материал и способствуют активизации личностно-ориентированной познавательной деятельности студентов, повышают уровень мотивации обучения и способствуют их гармоничному вхождению в информационное прострaнcтво. Интеpaктивные образовательные технологии способствуют также развитию критического мышления у студентов, формируют у них навыки самостоятельной работы, способствуют осознанному планированию собственного образовательного маршрута [4].
Особое место в совершенствовании самостоятельной работы студентов и, одновременно, повышении их профессионального мастерства имеет производственная пpaктика на базе лечебно-профилактических учреждений. В частности, профессиональные врачебные качества отpaбатываются при самостоятельном освоении и применении на пpaктике современных методов клинического и лабораторного обследования курируемых больных, при самостоятельном обосновании клинического диагноза, при самостоятельном выборе рационального лечения, при самостоятельном оказании неотложной медицинской помощи, при самостоятельном уходе за больными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе. - Мат-лы III межрегион. науч.-пpaкт. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006, Т. 2. - С. 124-130.
- Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - С. 245-246.
- Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности: учебные материалы на компакт-диске (УДК 378.661.126 (07), ISBN 5-7243-0006-0). - СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2007.
- Повзун В.Д., Повзун А.А. Интеpaктивная образовательная технология как средство формирования навыков самостоятельной работы и развития критического мышления студентов в университете / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе: Мат-лы IV межрегион. науч.-пpaкт. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. - С. 67-75.
Статья в формате PDF 148 KB...
26 04 2024 3:20:57
Исследована активность каталазы в митохондриях, супернатанте сердца и печени свиней пород крупной белой, кемеровской и ландрас. В эксперименте установлено, что по активности каталазы в митохондриях лучшими являются свиньи кемеровской породы. ...
25 04 2024 14:27:10
Статья в формате PDF 274 KB...
24 04 2024 1:51:11
Статья в формате PDF 795 KB...
23 04 2024 17:24:22
Статья в формате PDF 264 KB...
22 04 2024 6:17:31
21 04 2024 16:13:45
Статья в формате PDF 104 KB...
20 04 2024 10:13:51
Статья в формате PDF 118 KB...
19 04 2024 3:15:32
Статья в формате PDF 121 KB...
18 04 2024 4:53:29
Статья в формате PDF 103 KB...
17 04 2024 15:41:38
Статья в формате PDF 123 KB...
16 04 2024 22:25:23
Статья в формате PDF 116 KB...
15 04 2024 20:54:33
Статья в формате PDF 110 KB...
14 04 2024 6:38:32
Статья в формате PDF 288 KB...
13 04 2024 20:53:25
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 1:23:21
Статья в формате PDF 147 KB...
10 04 2024 10:42:50
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
09 04 2024 19:59:15
08 04 2024 7:22:58
Статья в формате PDF 131 KB...
07 04 2024 11:58:20
Статья в формате PDF 116 KB...
06 04 2024 8:46:29
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 6:58:27
Статья в формате PDF 104 KB...
03 04 2024 19:12:49
К концу ХХ века накопилось огромное количество фактов и доказательств научной несостоятельности постулатов теории относительности (ТО), положенных в основу физических представлений о структуре микро- и макромира. ТО оторвала науку от изучения природных взаимосвязей, подменив их уравнениями с некими значками без чёткого понимания их сущности: масса, заряд, магнетизм и т.д. Игнорирование законов Природы привело человечество к цивилизационному кризису – нарушено равновесие биосферы. Причина глобальных изменений состоит в том, что антропогенное производство энергии в десятки раз превышает допустимый по законам межсистемного обмена порог. Продолжение технократического развития – тупик, катастрофа. Необходимо новое естествопонимание на основе аксиомы: «Мир построен системно». Структура материального мира определяется взаимодействием непрерывной не материальной вихреобразной среды и дискретных образований материи – элементарных частиц, из которых закономерно и системно построено всё от атомов до звёзд и галактик. ...
02 04 2024 8:45:19
Статья в формате PDF 131 KB...
01 04 2024 2:15:14
Формирование липидной структуры эритроцитарных мембран в раннем онтогенезе хаpaктеризуется зависимостью от комплекса экстремальных условий Крайнего Севера, которые оказывает десинхронирующее влияние на становление эритроцитарных мембран новорожденных детей, проявляющееся молекулярной реорганизацией липидов, накоплением лизолецитина в зимний период года, что может способствовать их дестабилизации. ...
31 03 2024 3:34:45
Статья в формате PDF 141 KB...
30 03 2024 12:51:29
Статья в формате PDF 118 KB...
27 03 2024 9:35:17
Брыжеечный лимфатический ствол белой крысы проходит вдоль ствола краниальной брыжеечной артерии без перерыва в одноименных лимфоузлах. ...
26 03 2024 22:17:49
Статья в формате PDF 121 KB...
25 03 2024 4:20:27
Современные социально-экономические преобразования в стране и переход на качественно новые требования к оказанию медицинской помощи диктуют необходимость анализа и разработки новых организационные форма работы медицинских учреждений, которыми призваны быть Центры здоровья. Но в связи со множеством проблем в нашей системе здравоохранения, остается множество вопросов связанных с программой развития Центров здоровья. В статье рассматриваются проблемы связанные с созданием и развитием таких центров в Росси. Затрагиваются вопросы финансирования здравоохранения в целом и Центров здоровья в частности. Существующая система российского здравоохранения действует в условиях жесткого финансового дефицита, что отражается на качестве предоставления медицинских услуг. В цифрах же – в 2007 году бюджет здравоохранения в России составил 5,4% ВВП, при этом в других развитых странах – около 10% (Германия – 10,4%, США – 15,7%). Расходы на здравоохранение в физическом выражении на человека в год в 2007 году в России составили 493 долл. США, при этом в том же году в США – 7,285 долл., в Германии – 4,209. В связи с этим вопрос создания Центров здоровья в России остается открытым. ...
24 03 2024 16:45:51
Статья в формате PDF 104 KB...
23 03 2024 13:28:59
Статья в формате PDF 154 KB...
22 03 2024 22:14:52
Статья в формате PDF 529 KB...
21 03 2024 10:55:53
Статья в формате PDF 166 KB...
20 03 2024 7:56:52
Статья в формате PDF 104 KB...
18 03 2024 9:25:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::