ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Янкевич К.А. Наумова Т.Ф. Статья в формате PDF 118 KB

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы основной стратегической целью определено «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и пpaктической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования». В рамках стратегической задачи указанной программы выделяется развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

На 2008-2010 годы в рамках реализации программы планируется разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, моделей интегрированной подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность, формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих ВУЗов.

Рассматривая систему профессионального образования Магаданской области, можно говорить о том, что область всегда относилась к регионам с ограниченными научными и педагогическими ресурсами. За прошедшие два десятка лет структурные изменения в экономике и политической жизни страны, безусловно, сказались и на системе образования региона. Современное состояние и перспективы развития образовательной системы России, в частности высшей школы, обусловлены объективными причинами: демографическими, экономическими, социальными, политическими. В целом можно выделить два основных блока проблем системы профессионального образования региона: общесистемные - связанные со структурой подготовки кадров и демографические.

Общесистемные проблемы связаны с отсутствием взаимосвязи между учреждениями профессионального образования различного уровня, а также несоответствием спектра направлений подготовки кадров структуре экономики и социальной сферы региона.

Если сравнить численность занятых по отраслям экономики и промышленности Магаданской области со структурой подготовки кадров, то становится очевидным отсутствие какой либо взаимосвязи между потребностями экономики региона, рынком труда и набором направлений подготовки кадров. Каждый год на рынок труда региона приходят более половины выпускников профессиональных образовательных учреждений с экономическим образованием, почти четверть выпускников социально-гуманитарного профиля и около 13 процентов учителей. Вместе с тем, четверть занятого в экономике населения Магаданской области обеспечивает промышленный сектор, приблизительно по 10-12% приходится на трaнcпорт, торговлю, образование и управление. В самом емком секторе экономики - промышленности более половины трудовых ресурсов заняты в цветной металлургии, на втором месте (24%) находится электроэнергетика, и 14% составляет пищевая промышленность.

Структура и объем подготовки кадров для цветной и горнодобывающей промышленности, трaнcпорта, строительства с каждым годом сокращается. Снижается уровень подготовки кадров в связи с мopaльным и физическим устареванием техники и технологий для обеспечения учебного процесса, а также снижением качественной структуры профессорско-преподавательского состава технических специальностей. Остро необходимые инженерные кадры для энергетики, пищевой и рыбодобывающей промышленности, специалисты в области вычислительной техники, электроники и программирования, связи в регионе вообще не готовятся.

Таким образом, в Магаданской области налицо явный перекос в сторону подготовки кадров по экономическим направлениям при пpaктически полном игнорировании нужд промышленности. Структура подготовки кадров региона не отвечает реальным потребностям, что говорит о недостаточном регулировании процессов происходящих в секторе профессионального образования. Выпускники ВУЗов в большинстве не работают по специальности, особенно это касается педагогических и социально-гуманитарных направлений.

Демографические проблемы региона связаны с постоянно ухудшающейся возрастной структурой населения, увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста. Следствием миграционного оттока и старения населения является снижение численности трудовых ресурсов. Особенно сказывается на системе образования демографический кризис, связанный со снижением рождаемости в начале 90-х годов и постоянно растущий миграционный отток молодежи для обучения в центральных районах страны.

В настоящее время система профессионального образования региона находится на той грани, когда контингент абитуриентов, желающих получать профессиональное образование, пpaктически сравнялся с плановыми цифрами набора студентов (бюджетным и внебюджетным), а количество отчисленных и выпуск специалистов из учреждений профессионального образования уже превышает количество поступивших на первый курс.

В таблице 1 приведены данные с 2005 по 2007 годы и прогнозные данные на 2008-2012 годы по контингенту обучающихся в системе профессионального образования по очной форме обучения. В качестве данных использованы материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Магаданской области и Департамента образования Магаданской области.

Таблица 1. Общий контингент учащихся в системе профессионального образования области по очной форме обучения

Год

Выпуск из полной средней школы

%

к 2005г.

Начальное профессио-нальное на базе полного среднего

Среднее профессио-нальное на базе полного среднего

Высшее профес-сиональное на базе полного среднего

Всего поступивших

Всего обучаются

%

к 2005г.

2005/06

2476

100

903

1007

3925

2179

5835

100

2006/07

2206

89

854

963

3677

1997

5494

94

2007/08

1228

49

680

945

3352

1833

4977

85

2008/09

Прогноз

2100

84

 

 

 

1700

4900

83

2009/10

Прогноз

1980

79

 

 

 

1400

4200

71

2010/11

Прогноз

1478

59

 

 

 

1100

3400

58

2011/12

1344

54

 

 

 

900

2800

47

Прогнозные оценки составлены из расчета выпуска и отчисления из образовательных учреждений профессионального образования с учетом поступающих в образовательные учреждения Магаданской области. При этом учитывался баланс выпуска из школ и поступления в образовательные учреждения профессионального образования Магаданской области, а также миграция населения. Следует отметить, что в центральных и других районах страны демографическая ситуация приблизительно одинакова. Количество выпускников школ снижается по всей стране. Вместе с тем вузы крупных городов, особенно в центральных районах страны будут вынуждены привлекать потенциальных студентов из более «слабых» регионов. Магаданская область относится к числу дотационных регионов с пониженным демографическим потенциалом. Миграционные потери составляют от 5% в год в 2002г. до 2% в 2006г. В связи с учебой в 2006 году из области выехало 511 человек возраста 14 лет и более (из них более 20% возраста от 14 до 16 лет).

Количество выпускников школ сократится к 2011 году почти на половину. При этом если на текущий год резкое сокращение выпускников школ компенсировалось большими выпусками предыдущих лет и значительного сокращения контингента не наблюдалось, то в ближайшие годы система профессионального образования области может потерять более половины контингента обучающихся.

Количество выпускников школ области, ориентированных на продолжение образования в учреждениях профессионального образования к 2011 году пpaктически сравняется с возможностями приема в единственный в регионе базовый ВУЗ - Северо-Восточный государственный университет, который сегодня обучает около 2500 студентов очной формы. Абитуриент в таких условиях будет более заинтересован в получении высшего профессионального образования, нежели среднего профессионального. Таким образом, учреждения среднего и начального профессионального образования пpaктически лишатся большей части контингента. Такая ситуация приведет к необходимости резкого сокращения персонала образовательных учреждений и нeблагоприятным социальным последствиям.

Способом решения указанных проблем может стать создание интегрированного образовательного учреждения в форме регионального университетского комплекса, реализующего различные уровни профессионального образования.

Идея создания такого комплекса базируется на объединении интеллектуальных, финансовых, кадровых, производственных и материальных ресурсов родственных образовательных учреждений с целью дальнейшего развития системы образования, создания реальных условий для преемственности образовательных профессиональных программ различного уровня, выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами, экономии государственных средств, повышения качества образования и сокращения сроков обучения.

В связи с введением многоуровневой подготовки кадров необходима целенаправленная работа по реализации концепции непрерывного профессионального образования, предусматривающей преемственность образовательных программ разного уровня от начального профессионального до высшего.

Создание регионального университетского комплекса позволит сконцентрировать столь ограниченные для Магаданского области материальные и интеллектуальные ресурсы, решить задачи сдерживания оттока молодежи. В рамках единого комплекса достаточно легко решаются задачи построения непрерывного профессионального образования и выстраивание структуры подготовки кадров различного уровня под существующие и планируемые запросы региона.

Таким образом, при объединении учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования достигается несколько целей: сохранение и стабильное развитие образовательной системы региона; повышение качества образования начального и среднего профессионального образования; реализация концепции непрерывности профессионального образования; концентрация финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, что в конечном итоге благотворно повлияет на социальную ситуацию в регионе, в том числе на снижение миграционных потоков молодежи из области.



ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

24 04 2024 10:29:53

СИСТЕМА МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОЧИСТКИ МУСОРОПРОВОДОВ

СИСТЕМА МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОЧИСТКИ МУСОРОПРОВОДОВ Статья в формате PDF 110 KB...

20 04 2024 22:30:26

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

18 04 2024 1:54:15

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...

16 04 2024 4:34:22

СОБСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

СОБСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА Статья в формате PDF 112 KB...

15 04 2024 23:55:44

Целиакия – современные представления о патогенезе и классификация (обзор)

Целиакия – современные представления о патогенезе и классификация (обзор) Целиакия – энтеропатия, обусловленная развитием неадекватной иммунной реакции в ответ на поступление глютена – белка, содержащегося в злаковых, – в просвет тонкой кишки. Распространенность заболевания составляет 0,5-1,0 % в популяции. Большинство больных являются носителями мутировавшего лейкоцитарного гена DQ2/DQ8. В обзоре обсуждаются современные представления о патогенезе целиакии и классификация Marsh, дополненная Oberhuber. «Золотым стандартом» диагностики целиакии является биопсийное исследование. Диагностически значимыми морфологическими критериями целиакии являются атрофия ворсинок слизистой оболочки тонкой кишки, гиперплазия крипт увеличение числа межэпителиальных лимфоцитов, лимфо-плазмоцитарная инфильтрация собственной пластинки. В плане лечения наиболее эффективна строгая аглютеновая диета, обсуждается возможность применения заместительной ферментной терапии. ...

13 04 2024 9:58:17

ПРИМЕНЕНИЕ УЛЬТРАЗВУКА В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЗОНАНСНЫХ СВОЙСТВ ДРЕВЕСИНЫ ПОЛЕНЬЕВ

ПРИМЕНЕНИЕ УЛЬТРАЗВУКА В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЗОНАНСНЫХ СВОЙСТВ ДРЕВЕСИНЫ ПОЛЕНЬЕВ Представлены результаты поисковых экспериментов по применению неразрушающего способа сертификации резонансной древесины ели на поленьях, основанного на измерении скорости звука поперек полена. ...

08 04 2024 1:53:27

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СЕМЯН МАСЛИЧНОГО ЛЬНА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СЕМЯН МАСЛИЧНОГО ЛЬНА Статья в формате PDF 138 KB...

05 04 2024 5:26:19

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАЛА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАЛА Статья в формате PDF 194 KB...

02 04 2024 16:29:58

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (учебное пособие)

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (учебное пособие) Статья в формате PDF 120 KB...

29 03 2024 12:56:29

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный трaнcпорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового трaнcпорта в городе Сочи и тот ущерб, который трaнcпорт наносит экологии сочинского региона. ...

26 03 2024 17:50:13

32-РАЗРЯДНЫЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ СЕМЕЙСТВА AVR32

Статья в формате PDF 263 KB...

22 03 2024 8:20:17

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

21 03 2024 18:29:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::