ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сегодня все большее количество передовых высших учебных заведений России переосмысливает себя как поставщика образовательных услуг, аккумулятора и проводника передовых наукоемких идей и технологий, определяет для себя новые сверхзадачи по превращению в вуз новой формации - интегратор интересов науки и образования, промышленности и предпринимательства. Современный технический университет превращается в вуз инновационного типа, способный к решению задач по подготовке выпускников нового поколения - элитных специалистов в своей отрасли знаний.
Критерии и принципы организации такого вуза подробно описаны и включают следующие направления[1]: развитие системы инновационного образования, результатом которой является подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России; опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства; развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и государственными структурами власти.
Решению вышеуказанных задач отвечает организация языкового образования в техническом вузе на новом уровне, когда иностранный язык (ИЯ) становится не самоцелью, а средством академической и профессиональной деятельности, средством профессионального самовыражения и самосовершенствования. ИЯ, используемый в научно-образовательной среде отдельного вуза среди российских и зарубежных преподавателей, ученых и студентов является ключевым фактором формирования уникальной системы - поликультурной языковой среды, способствующей решению многих задач - превращению университета в центр международного образования и академических обменов, подготовки элитных специалистов на принципах гуманитаризации высшего профессионального образования.
Актуальной задачей в области языкового образования в контексте такого направления развития современного технического университета становится эффективная организация процесса обучения иностранному языку, в том числе в целях академического и профессионального межкультурного общения, что отражено во втором принципе формирования вуза инновационного типа - «Опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства». Реализация данного принципа подразумевает, в том числе профессионально ориентированную языковую подготовку специалистов с использованием мировых информационных ресурсов; совместные программы с зарубежными университетами; академическую мобильность студентов и преподавателей; обучение иностранных студентов и аспирантов; востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях[1;2].
Новые требования к выпускнику технического вуза предполагают активное владение иностранным языком[1;2]. В область интенсивных разработок попадает процесс целеполагания и построения учебного процесса по обучению ИЯ, нацеленного на конкретный результат - свободное владение ИЯ в целях профессионального общения. Стратегическое планирование процесса обучения в данном направлении позволяет решать конкретные задачи обучения коммуникации на ИЯ в академической и профессиональной сферах общения, а также предоставляет студентам технического вуза возможность планировать свою учебную деятельность на ИЯ во взаимозависимости и взаимосвязи с необходимостью реализации профессиональных целей, формирует систему профессиональных потребностей личности студента технического вуза. Именно при таких условиях решается одна из главных задач обучения ИЯ в техническом вузе - иностранный язык становится важным фактором в профессиональном самоопределении и развитии студентов - будущих выпускников технического вуза.
Компетентностный подход к профессиональному образованию в техническом вузе позволяет говорить о принципиально новом подходе к целеполаганию образовательных программ и учебных дисциплин. Современные образовательные программы, таким образом, представляют собой симбиоз иноязычных социокультурных знаний и умений и группу профессиональных знаний и умений, связанных со спецификой специальности, которую осваивают будущие специалисты в области техники и технологий. В этой связи особую актуальность приобретает переосмысление содержательного наполнения языковых программ, реализуемых в техническом вузе, где приоритетом становится не столько языковая подготовка, а обучение профессиональной межкультурной коммуникации. Переход к новой концепции организации и содержания процесса обучения иностранному языку, расширение задач обучения, а именно, реализация принципа интеграции иностранного языка в учебную и профессиональную деятельность - все это диктует необходимость в создании дополнительных условий и ресурсов, способствующих достижению поставленных целей, описанных выше. Таким условием, ресурсом и средством достижения заявленных целей является создание поликультурной среды в техническом университете.
Формирование в университете поликультурной среды нацелено на обучение нормам межкультурного общения; формирование представлений о соотношении общепланетарной, межкультурной и национальной этики вербального и невербального общения в условиях межкультурного взаимодействия; подготовку специалистов в области техники и технологии и преподавателей технических дисциплин к выполнению роли субъекта диалога культур[3], расширение сфер применения иностранного языка в академической и профессиональной деятельности преподавателей и студентов.льно расширились и возможности межкультурного общенияажно изечения и обученябование времени
Развитие поликультурной языковой университетской среды предполагает создание центров культурного наследия; образование структуры внутри университета, отвечающей за социализацию иностранных граждан в конкретном университете, городе, регионе; центра профессиональной ориентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Опора на семь принципов // Поиск - 13 января 2006. - № 1-2. - С. 867-868.
- Похолков Ю.П. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня [Электронный документ] http://www.eed.ru/opinions/o_48.html/ Доступ свободный.
- Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Сб. науч. тр. Культуроведческие аспекты языкового образования. - М. «Еврошкола», 1998. - С. 27 - 36.
Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 09.09.2008.
Статья в формате PDF 111 KB...
25 04 2024 19:56:35
Статья в формате PDF 111 KB...
24 04 2024 20:33:51
23 04 2024 13:34:22
Статья в формате PDF 120 KB...
22 04 2024 3:31:54
Статья в формате PDF 249 KB...
21 04 2024 14:10:50
Статья в формате PDF 127 KB...
20 04 2024 19:38:22
Статья в формате PDF 125 KB...
17 04 2024 7:58:34
Статья в формате PDF 231 KB...
15 04 2024 19:18:26
Статья в формате PDF 269 KB...
14 04 2024 15:40:15
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 13:11:49
Статья в формате PDF 172 KB...
11 04 2024 5:48:26
Статья в формате PDF 276 KB...
10 04 2024 6:33:59
Статья в формате PDF 118 KB...
09 04 2024 1:57:17
Статья в формате PDF 111 KB...
08 04 2024 19:33:47
Статья в формате PDF 108 KB...
07 04 2024 22:46:40
Статья в формате PDF 305 KB...
05 04 2024 1:42:11
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 17:27:49
Статья посвящена экспериментальному исследованию по разработке технологии приготовления хлеба повышенной биологической ценности на основе биоактивированных семян нута. В ходе исследований были определены рациональные режимы проращивания семян нута, исследованы их химический состав и ферментативная активность; разработана технология хлебобулочных изделий на основе измельченных биоактивированных семян нута; составлен аппаратурно-технологический участок приготовления теста. ...
03 04 2024 16:45:48
Статья в формате PDF 287 KB...
02 04 2024 1:16:27
Статья в формате PDF 101 KB...
01 04 2024 22:50:38
Статья в формате PDF 128 KB...
29 03 2024 0:32:46
Изучено изменение количества эритроцитов и состояние их мембран при переезде студентов в новую местность и при адаптации к условиям обучения в вузе. Полученные результаты свидетельствуют о более выраженных качественных изменениях эритроцитов по сравнению с их количественным составом. Это выражается в изменении соотношении эритроцитов по стойкости: преобладание числа низкостойких эритроцитов у городских студентов и средне- и высокостойких – у приезжих, что является свидетельством большей выраженности компенсаторных реакций в группе приезжих студентов. ...
27 03 2024 2:14:18
Статья в формате PDF 125 KB...
26 03 2024 5:55:45
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 20:43:10
Статья в формате PDF 125 KB...
24 03 2024 18:46:54
Статья в формате PDF 161 KB...
23 03 2024 9:57:20
Статья в формате PDF 153 KB...
22 03 2024 13:40:17
Статья в формате PDF 274 KB...
21 03 2024 19:17:12
Статья в формате PDF 121 KB...
20 03 2024 12:28:51
Представлен обзор литературы о значении компонентов системы активации плазминогена при злокачественных новообразованиях различной локализации, а также у больных paком желудка. Рассмотрены клиническое значение и роль активаторов плазминогена урокиназного (uPA) и тканевого (tPA) типов, а также их ингибиторов 1 и 2 типа (PAI-1 и PAI-2) в метастазировании и инвазии опухолей. Показано, что увеличение концентрации в опухоли uPA и PAI-1 может быть связано с повышенным риском возникновения метастазов и рецидивов заболевания, и наоборот высокое содержание в опухолевой ткани PAI-2 и tPA коррелирует с благоприятным прогнозом. ...
18 03 2024 23:17:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::