НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ДИОКСИНАМИ
Сложившаяся в России негативная тенденция повышения экологических рисков нарушения здоровья работающих и населения в целом во многом обусловлена за счет реальной опасности загрязнения среды обитания вредными веществами, в том числе диоксинами и диоксиноподобными соединениями. Так, в г.Уфе, уже многие годы существуют крупнотоннажные диоксинообразующие производства с хлорорганическим синтезом. Для решения ряда проблем экологической ситуации сложившейся в Республике Башкортостан в 1990 году правительством РБ была утверждена Государственная программа "Диоксин". В течение последующих лет в соответствии с этой программой проводились крупномасштабные комплексные исследования по выявлению источников выделения диоксинов, объектов окружающей среды, наиболее загрязненных диоксинами, предельного содержания его в продуктах питания и питьевой воде, влиянию диоксинов на формирование здоровья населения, разработке мероприятий по снижению диоксинобразования и охране здоровья (1, 2).
Нами, в рамках этой программы, в течение всех 90-ых годов были выполнены комплексные исследования состояния здоровья рабочих, которые болели хлоpaкне в период работы на производстве гербицида 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4,5-Т) в 1965-67г.г. и контактировали с высокими концентрациями диоксинов, а также изучены их медико-биологические последствия. Данная группа рабочих является уникальной закрытой когортой, "чистой" по экспозиции диоксинами и пpaктически редкой для изучения всех биологических и медицинских аспектов воздействия диоксинов. Наиболее уязвимыми при воздействии диоксинов оказались липидный обмен, ферментная система, процессы перекисного окисления липидов, клеточное звено иммунитета, вегетативная нервная, сердечно-сосудистая системы, кожа. Происходит аутоиммунизация организма, нарушение в свертывающей системе крови. Эти изменения проявляются при действии хлоpaкногенных доз диоксинов уже через 2-6 месяцев контакта. Нарушения в вышеуказанных системах формируют клинически выраженные формы вегетативно-сосудистых дезрегуляций, артериальную гипертензию, дискинезию желчевыводящих путей, изменения кожи, нарушение антитоксической и детоксической функции печени, депрессию иммунитета. Относительный риск распространенности болезней этих органов и систем равен 1,5-3, а этиологиченская доля химического фактора - от 60 до 85% (3).
Выявлены и медико-биологические сдвиги в состоянии здоровья. Установлены статистически значимые повышения хроматидных аберраций, подтверждающие участие химического фактора в возникновении мутаций G и S фаз клеточного цикла (4). Установлено раннее старение организма, где биологический возраст данного контингента опережает фактический на 18-20 лет. Средний возраст онкобольных оказался более молодым, чем в популяции. Выявлены нарушения репродуктивной функции в виде повышенных показателей спонтанных aбopтов и пoлoвoй диспропорции новорожденных. Заметно более высокая заболеваемость приводит к более ранним и более частым проявлениям деструктивного хаpaктера в состоянии здоровья: более высоким уровням частоты инфарктов и инсультов, более ранней общей и oнкoлoгической cмepтности, более высоким уровням ЗВУТ, инвалидности. Наши данные во многом согласуются и совпадают с данными литературы зарубежных авторов, полученных в Севезо, Южном Вьетнаме.
Учитывая всемирную значимость самой диоксиновой проблемы и уникальность данной когортной группы, нами:
-организован медико- биологический мониторинг за этим контингентом лиц, создан банк данных на всех лиц, в прошлом перенесших хлоpaкне под воздействием 2,4,5-Т, на их детей и внуков, ведется накопление клинических и медицинских показателей на них по мере их обращения;
-нами разработаны клинико-функциональные критерии медико-биологического мониторинга включающие ранние признаки воздействия диоксинов. Это, прежде всего показатели липидного обмена, гемостаза, аутоиммунных процессов и вегетативно-сосудистые расстройства симпатико-адреналовой направленности;
-научно обоснован алгоритм действия врача по распознанию и диагностике диоксинообусловленных нарушений здоровья;
-разработан метод определения этиологической доли вклада экологических рисков в различные виды нарушения здоровья, что позволяет решать многие медико-социальные проблемы экологической безопасности, важнейшим из которых является компенсация за нанесенный ущерб здоровью и выбор наиболее эффективных мер профилактики для управления риском (3).
Литература
- Республиканская программа "Диоксин"//Республика Башкортостан.-Уфа.-1993.
- Башарова Г.Р. Медико-биологические аспекты диоксиновой проблемы// Медицина труда и промэкология.-1995.-№12
- Профессиональный риск ущерба здоровью и обоснование критериев его оценки (на примере хлорорганического производства) Дисс. на соискание докт. мед. наук, Москва, 1999, С.235
- Карамова Л.М., Башарова Г.Р., Хуснутдинова Э.К. и др. Цитогенетические последствия производственного контакта с диоксином//Матер. научн. конф. Эколого-гигиенические проблемы Уральского региона: II Междунар. конф. - Уфа, 28-29/V-1997.-Уфа,1997.-С.60-63
Статья в формате PDF 102 KB...
26 04 2024 19:25:51
Статья в формате PDF 119 KB...
25 04 2024 14:34:40
Статья в формате PDF 256 KB...
24 04 2024 16:53:45
Статья в формате PDF 221 KB...
23 04 2024 15:14:28
Статья в формате PDF 283 KB...
22 04 2024 18:35:52
Статья в формате PDF 253 KB...
21 04 2024 17:26:10
Статья в формате PDF 114 KB...
20 04 2024 18:36:27
Статья в формате PDF 103 KB...
19 04 2024 17:56:12
18 04 2024 6:53:13
Статья в формате PDF 273 KB...
16 04 2024 22:51:36
Статья в формате PDF 125 KB...
15 04 2024 21:35:38
Статья в формате PDF 130 KB...
14 04 2024 10:28:58
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 11:24:16
Статья в формате PDF 139 KB...
12 04 2024 13:57:47
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
11 04 2024 11:38:53
Рассматриваются особенности реализации методов развития критического мышления при изучении физики в средней школе. ...
10 04 2024 17:16:51
Статья в формате PDF 129 KB...
07 04 2024 10:38:45
06 04 2024 14:21:39
Статья в формате PDF 314 KB...
05 04 2024 2:33:35
Статья в формате PDF 130 KB...
04 04 2024 14:34:25
Статья в формате PDF 121 KB...
03 04 2024 16:22:43
Статья в формате PDF 136 KB...
02 04 2024 5:25:49
Статья в формате PDF 189 KB...
31 03 2024 16:29:24
Статья в формате PDF 266 KB...
30 03 2024 10:23:11
Статья в формате PDF 278 KB...
29 03 2024 7:59:29
Статья в формате PDF 255 KB...
28 03 2024 22:14:59
Статья в формате PDF 127 KB...
27 03 2024 22:54:23
Статья в формате PDF 115 KB...
26 03 2024 22:18:43
24 03 2024 4:26:20
Статья в формате PDF 262 KB...
23 03 2024 9:59:32
21 03 2024 18:20:17
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 8:44:23
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 22:54:22
Статья в формате PDF 362 KB...
18 03 2024 22:58:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::