ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Содержание образовательных программ профессиональной подготовки в педагогическом колледже включает в себя несколько блоков учебных дисциплин, в том числе дисциплины художественно-эстетического цикла («Мировая художественная культура», «История искусств», «Музыка»).
Их место в профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо рассматривать без отрыва от общих задач развития личности студента, развития его познавательной сферы. По мнению В.А. Сластенина, профессиональная готовность к педагогической деятельности включает в себя, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и пpaктическую подготовку. С этим, безусловно, нельзя не согласиться. Однако, какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим.
Анализируя востребованные в современном образовании личностные качества учителя: гражданская активность, стремление понять цель и смысл жизни, свое предназначение, духовный мир своих учеников, способность к творчеству, способность к самоопределению в жизни, профессиональной деятельности, мире культуры и другие, не менее значимые качества, нельзя не отметить, что всегда актуальны в профессиональной подготовке установки образовательного процесса на развитие познавательной сферы будущего педагога. Именно познавательная сфера в профессии учителя является профессиональной; а одной из качественных хаpaктеристик ее развития выступает познавательный интерес.
Для развития познавательного интереса в системе профессионального педагогического образования созданы многие условия. Представляется, что одним из них является потенциал учебных дисциплин, в содержании которых имеется резерв творческого, объединяющего образовательного начала, - явлений художественной культуры и искусства. Именно в процессе освоения их в качестве дидактических единиц содержания возможен процесс интериоризации ценностей, которые «предъявляются» студентам педагогом в образовательном процессе для восприятия, общения с ними. Освоение эстетических ценностей, заключенных в явлениях художественной культуры, всегда сопровождается эмоциональной активностью сознания личности; в этом заключается сущность воздействия искусства на человека.
Несомненно, эстетические и художественные ценности стимулируют становление целостной личности, развивают не только воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, но и интеллект, образное мышление, в целом познавательную сферу личности.
Интериоризация художественных ценностей позволяет развивать и актуализировать личностные смыслы, ценностные ориентации личности, напрямую не связанные с эстетическим и художественным смыслом явлений искусства.
В силу полифункциональности художественных образов, они влияют на актуально важные сферы жизнедеятельности человека, на весь процесс познания мира человеком.
Условия профессиональной подготовки предоставляют возможность в полной мере организовать освоение содержания произведений искусства и художественной культуры с использованием форм и способов развития познавательного интереса как ценностной ориентации, качественно отражающей уровень развития познавательной сферы. Для этого, с нашей точки зрения, имеются пока малоисполь-зуемые потенциальные возможности, представляющие собой комплекс условий, связанный с влиянием специфических факторов, влияющих на процесс освоения этих дисциплин.
Один из них - предметное содержание дисциплин -художественная культура и искусство, предполагающее осуществление духовного диалога, инициации обмена ценностями, смыслами, выход на сущностные проблемы, высокий уровень культуры диалогического общения.
Второй фактор - возможность интеграции в едином процессе искусства и образования как феноменов культуры на основе их взаимосвязи, отмеченной И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, М. Хайдеггером, ю.М. Лотманом, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др. По мнению М.К. Мамардашвили образование выступает как способ становления человека, возможность быть, становиться, образовываться- стремиться к созданию собственного образа мира.
Именно искусство как культурная система является тем полем познания, которое стимулирует процесс познания, так как представляет его предметом самое заинтересованное, эмоционально и этически не нейтральное, - самого человека. Этот предмет познания, являющийся в искусстве в разных ипостасях: в виде художественных образов, в виде субъекта художественной деятельности (автора), представляется познающему его человеку и доступным, узнаваемым, и новым, бесконечно развивающимся. Но, в любом случае, этот предмет вызывает не равнодушное, не нейтральное, а активное отношение к его познанию.
Третий фактор, позволяющий стимулировать развитие познавательной сферы студентов в процессе освоения художественно-эстетических дисциплин, - это специфика организации образовательного процесса. Основными принц ипами педагогического воздействия педагога на студентов при освоении содержания искусства становятся принципы творческого взаимодействия, при реализации которых только и возможны отношения сотворчества, соосмысления, необходимые в общении с искусством. Именно педагог моделирует процесс общения с произведениями искусства, не дистанцируясь в процессе общения. Специфика дисциплин определяет специфическую роль педагога- роль первооткрывателя, «пророка» или равного партнерапо общению, собеседника.
Личность самого педагога, который в силу специфики дисциплин художественно-эстетического цикла, вынужден позиционировать себя не только в роли педагога, но и в роли активного творца культуры - также важный фактор развития познавательного интереса. Педагог, организующий освоение явлений культуры, становится для студента еще одним культурным текстом, включающимся в процесс их познания. Текстом культуры, нуждающимся в раскрытии, «расшифровке» становится Человек, с которым студента объединяет совместная творческая деятельность, совместное общение с произведением искусства.
Таким образом, мы приходим к выводу о многофакторности развития познавательного интереса студентов - будущих педагогов в процессе изучения ими явлений художественной культуры и искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008, Черногория, Беччичи. Поступила в редакцию 16.05.2008
.
Статья в формате PDF 323 KB...
18 04 2024 10:33:20
На здоровье населения особое влияние оказывают экологические, гигиенические, социально-медицинские причины. В работе была реализована специально созданные социологические карты. Результаты социологического исследования показали, что к причинам, сильно влияющим на здоровье мигрантов-репатриантов относятся экологически нeблагоприятные условия окружающей среды. Заболеваемость мигрантов-репатриантов, проживающих в высокой степени опасности экологически наблагоприятных районах достигает от 2227,9 до 3010,9 ‰. Этот показатель указывает на значительное повышение показателей мигрантов, проживающих районах, где экологическая обстановка средняя, низкая и неопасная .Между загрязнением атмосферного воздуха и почвы и патологиями иммунной системы, минерализацией воды и заболеваниями мочепoлoвoй системы, загрязнением атмосферного воздуха и патологиями дыхательных путей есть прямая и в высокой степени связь. ...
17 04 2024 17:46:22
Статья в формате PDF 118 KB...
16 04 2024 17:57:27
Статья в формате PDF 131 KB...
15 04 2024 11:32:17
Статья в формате PDF 181 KB...
14 04 2024 13:52:21
Предложено устранять внутриутробную гипоксию и асфиксию плода путем искусственной вентиляции его легких дыхательным газом. Для искусственного дыхания внутриутробного плода разработано специальное устройство, названное внутриматочным аквалангом. Внутриматочный акваланг включает аппарат искусственной вентиляции легких и дыхательный контур со специальной раскладной (раздувной) дыхательной маской, надеваемой внутри матки на голову плода наподобие сетчатого шлема. Разработана контролируемая с помощью УЗИ технология введения маски внутрь матки через естественное отверстие в шейке матки, технология одевания дыхательной маски на голову внутриутробного плода при головном его предлежании и технология вентилирования легких внутриутробного плода дыхательным газом. ...
12 04 2024 5:58:42
Статья в формате PDF 108 KB...
11 04 2024 15:30:23
Статья в формате PDF 261 KB...
10 04 2024 10:35:41
Статья в формате PDF 104 KB...
09 04 2024 22:57:58
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 9:38:18
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 10:30:25
Статья в формате PDF 114 KB...
06 04 2024 22:39:48
05 04 2024 20:40:18
Статья в формате PDF 121 KB...
04 04 2024 2:11:25
Статья в формате PDF 125 KB...
03 04 2024 6:57:34
Статья в формате PDF 308 KB...
02 04 2024 5:59:15
Статья в формате PDF 123 KB...
01 04 2024 23:11:49
30 03 2024 4:18:49
Статья в формате PDF 134 KB...
29 03 2024 23:48:10
Статья в формате PDF 129 KB...
28 03 2024 1:24:40
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
27 03 2024 16:56:56
Статья в формате PDF 276 KB...
26 03 2024 11:51:12
Статья в формате PDF 126 KB...
25 03 2024 14:18:58
Статья в формате PDF 101 KB...
24 03 2024 9:57:45
Статья в формате PDF 307 KB...
23 03 2024 13:39:15
Статья в формате PDF 138 KB...
22 03 2024 8:59:27
Статья в формате PDF 124 KB...
20 03 2024 17:17:25
19 03 2024 18:20:43
Статья в формате PDF 807 KB...
15 03 2024 19:25:44
14 03 2024 6:10:57
13 03 2024 21:27:52
Статья в формате PDF 121 KB...
12 03 2024 18:52:39
Статья в формате PDF 107 KB...
11 03 2024 11:50:18
Статья в формате PDF 111 KB...
10 03 2024 16:32:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::