СОН И ПАМЯТЬ
Сон - это обратимое прерывание состояния бодрствования, со значительной редукцией произвольной двигательной активности, сопровождающееся нарушением адекватной реакции на окружающую среду. Во сне повышается уровень анаболических процессов и снижается катаболизм. Сон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа, хотя внутренние часы человека обычно идут с циклом в 24,5-25,5 часа. Этот цикл переопределяется каждые сутки, наиболее важным фактором которых является уровень освещения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина. Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон - сиеста.
Как сон не является простым и однородным процессом, так и понятие «память» - совокупность целого ряда явлений. В первую очередь память подразделяется на декларативную и недекларативную. Так же как развитие сна хаpaктеризуется цикличностью, так и процесс запоминания проходит во времени целую серию определённых последовательных стадий - кодирования, интеграции, трaнcлокации и консолидации.
В исследованиях приняли участие две группы здоровых испытуемых - экспериментальная и контрольная. Обеим группам испытуемых предлагали выучить различные слова, среди которых были эмоционально-позитивные, эмоционально-негативные и нейтральные. Затем экспериментальную группу подвергали депривации сна в течение полутора суток, а контрольные испытуемые спали нормально. Затем обе группы тестировали на запоминание заученных слов. Лишённые сна испытуемые воспроизвели на 40 % меньше слов, чем испытуемые контрольной группы. Это показывает нарушение формирования декларативной памяти под воздействием депривации сна. Когда данные были разделены на три группы в соответствии с эмоциональностью предъявленного запоминанию материала (слов), было обнаружено, что, хотя ухудшения запоминания происходят во всех трёх группах слов, но степень этого нарушения была различной. В контрольной группе запоминание эмоциональных слов происходило успешнее, чем нейтральных, в полном соответствии с хорошо установленным положением - переживание эмоций облегчает кодировку следов памяти. Однако в экспериментальной группе, подвергшейся лишению сна, наблюдалось сильное нарушение кодировки с последующим ослаблением фиксации следа памяти по отношению к нейтральным и в особенности эмоционально - позитивным словам. В последнем случае отмечалось 60 % ухудшение воспроизведения по сравнению с контрольной группой. Ещё более удивительна выявленная в этом исследовании устойчивость к депривации сна памяти на эмоционально - негативные слова, которая снижалась очень незначительно.
Интересные данные были получены в исследованиях, связанных с процедурной памятью. Испытуемые обучались игре на пианино в 10 утра. При проверке в 10 вечера никакого улучшения игры не было обнаружено. Однако на следующее утро в 10 часов отмечалось значительное улучшение, касающееся заученного упражнения. Если же обучение проводилось в 10 вечера, то значительное улучшение отмечалось на следующее утро в 10 часов, но при проверке в тот же день в 10 вечера никакого дальнейшего улучшения уже не было. При этом оказалось, что степень улучшения выполнения этой двигательной задачи за ночь связана с процентом стадии 2 медленного сна (лёгкий сон) в последней, четвертой четверти, ночи, т.е. в период непосредственно предшествующий утреннему пробуждению.
В другой серии исследовали роль дневного сна в реализации обучения, связанного с процедурной памятью. Две группы испытуемых утром обучались работе с клавиатурой. Одна группа бодрствовала весь день, а другой разрешали поспать после обеда час - полтора. При вечернем тестировании участники «спавшей» группы показали увеличение скорости печатания на 16 %, в то время как участники «бодрствовавшей» группы никакого улучшения не продемонстрировали. Однако при тестировании на следующее утро участники «бодрствовавшей» группы показали резкое улучшение теста, догнав «спавшую» группу! То есть для успешного обучения новым навыкам нужно обязательно поспать, и неважно, днём вы спали или ночью.
Что же касается проблемы гипнопедии, то исследования показали, что обучение (заучивание типа «зубрёжки») возможно и эффективно в состоянии расслабленного бодрствования и лёгкой дремоты. Однако при появлении тета - ритма в ЭЭГ восприятие заучиваемого материла нарушается, а при появлении сонных веретен полностью блокируется. Таким образом, механизмы сна играют важную роль в сохранении (фиксации) следов памяти, образовавшихся в предшествующем бодрствовании. Во время самого сна обучение, при вводе информации через обычные сенсорные каналы, невозможно или сильно ограничено.
Статья в формате PDF 102 KB...
24 04 2024 5:23:59
Статья в формате PDF 629 KB...
23 04 2024 7:21:15
Статья в формате PDF 309 KB...
22 04 2024 1:24:45
21 04 2024 13:38:26
Статья в формате PDF 144 KB...
20 04 2024 5:35:45
Статья в формате PDF 211 KB...
19 04 2024 2:10:19
17 04 2024 21:50:24
Статья в формате PDF 104 KB...
16 04 2024 12:19:42
Статья в формате PDF 347 KB...
15 04 2024 22:22:49
Надежность кристаллизационных установок можно обеспечивать, учитывая, что при ведении основного процесса протекают побочные процессы (агломерация кристаллов, их дробление, инкрустация, вторичное образование зародышей и др.). ...
14 04 2024 17:12:29
Статья в формате PDF 136 KB...
13 04 2024 5:35:38
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 18:17:18
Статья в формате PDF 232 KB...
11 04 2024 12:58:32
Статья в формате PDF 115 KB...
10 04 2024 17:48:40
Статья в формате PDF 105 KB...
09 04 2024 17:37:38
08 04 2024 13:28:45
Статья в формате PDF 102 KB...
07 04 2024 14:50:26
Статья в формате PDF 107 KB...
06 04 2024 7:50:57
Статья в формате PDF 221 KB...
04 04 2024 8:17:26
Статья в формате PDF 111 KB...
03 04 2024 1:56:36
Статья в формате PDF 242 KB...
02 04 2024 11:59:49
Статья в формате PDF 117 KB...
01 04 2024 0:42:40
Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей. ...
31 03 2024 16:30:53
Статья в формате PDF 325 KB...
28 03 2024 14:54:32
Статья в формате PDF 127 KB...
27 03 2024 1:55:38
Статья в формате PDF 299 KB...
26 03 2024 6:28:52
В статье рассматриваются две разновидности оттепели изменение глубины путем восстановления этапов нарушенных ландшафтов вечной мерзлоты, которые функционируют на суглинистых и песчаных отложениях высоких террас на правом и левом берегах реки Лены. Качественные изменения в динамике глубины сезонного оттаивания был обнаружен в определенные промежутки времени сукцессии этапов: трава, кустарники, березы, лиственницы (сосна) – березы и лиственницы (сосна). ...
25 03 2024 23:42:15
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 16:38:18
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 20:49:45
Статья в формате PDF 260 KB...
22 03 2024 16:40:18
Статья в формате PDF 113 KB...
21 03 2024 17:36:31
Статья в формате PDF 266 KB...
19 03 2024 17:40:32
Статья в формате PDF 454 KB...
18 03 2024 3:17:58
Статья в формате PDF 123 KB...
17 03 2024 6:11:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::