Воспоминания учащихся духовных учебных заведений как исторический источник > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Воспоминания учащихся духовных учебных заведений как исторический источник

Воспоминания учащихся духовных учебных заведений как исторический источник

Корнилова И.В. 1
1 Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
Статья в формате PDF 321 KB 1. Захарова Л.Г. Мемуары, дневники, частная переписка второй половины XIX века // Источниковедение истории СССР XIX – начала ХХ века. – М., 1970. – С. 364-400. 2. Корнилова И.В. Материалы церковного делопроизводства как источники по генеалогии православного духовенства Прикамья (на примере семьи Кудрявцевых) // Альманах современной науки и образования. – 2012. –№ 8. – С. 78-81. 3. Корнилова И.В. Священнический род Кудрявцевых в Вятском крае: опыт семейного портрета // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и пpaктики. – 2011. –№ 7-3. – С. 93-97. 4. Корнилова И.В. «Утро России»: преподаватели Вятской духовной семинарии в конце 1850-х – начале 1860-х гг. (историческая зарисовка) // Современная наука: Актуальные проблемы теории и пpaктики. – 2012. – № 4-5. – С. 45-49. 5. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Циркуляры попечителей учебных округов как исторический источник // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 11. – С. 117. 6. Красноперов И.М. Записки разночинца. – М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. –152 с. 7. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Мир божий. – 1896. – Кн. 9. – С. 23-42; Кн. 10. – С. 102-120. 8. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Вестник Европы. – 1905. – Кн. 12. – С. 585-602. 9. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Минувшие годы. – 1908. – Кн. 12. –С. 69-80. 10. Красноперов И. Отрывки из воспоминаний (1850-1860 гг.) // Вятская речь. – 1915. – № 17 (22 января). – С. 2-3; № 18 (23 января). – С. 2. 11. Луппов П. В духовном училище. – СПб.: Синодальная типография, 1913. – 70 с. 12. Луппов П.Н. Автобиография. – Киров, 1947. – 99 с. [Машинопись]. 13. Магсумов Т.А. Журналы заседаний педагогических советов как исторический источник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 1. – С. 80-81. 14. Магсумов Т.А. Личные дела преподавателей как исторический источник // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 176. 15. Помяловский Н.Г. Полн. собр. соч. – Варшава, 1913. –Т. 2. 16. Порфирьев И.Я. Краткая записка о моем роде-племени и о моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии. Васильево, 1886 // Герценка: Вятские записки. – Киров, 2006. –Вып. 10. – С. 150-198. 17. Сычугов С.И. Записки бурсака. – М.; Л.: Академия, 1933. – 353 с.

Воспоминания учащихся духовных учебных заведений имеют богатую историю, начиная с XIX в., когда произошла трaнcформация сознания духовного сословия, связанная с осознанием неповторимости своего индивидуального исторического опыта, выделением себя из окружающего социума. Мемуары представителей духовенства и выходцев из духовного сословия появляются по всей России, и особенно много в Вятке. Большая часть этих источников опубликована, меньшая – хранится в рукописном фонде Кировской областной научной библиотеки [2–4]. Среди воспоминаний выпускников духовной школы XIX в. следует выделить мемуары Я.И. Порфирьева [16], И.М. Красноперова [6–10], П.Н. Луппова [11–12], Н.Г. Помяловского [15], С.И. Сычугова [17]. Мемуары дают возможность всесторонне рассмотреть духовное образование в Вятской епархии, взглянуть на жизнь и процесс обучения не глазами сторонних наблюдателей, а самих учеников, которые непосредственно наблюдали положительное и негативное в системе духовного обучения. Многие из тех, кто оставил воспоминания о годах обучения в духовной школе, позднее покинули духовное звание. Это придает особый колорит данной группе воспоминаний.

О духовных училищах в г. Вятке и г. Елабуге подробно писали П.Н. Луппов и И.М. Красноперов. Мемуары этих двух авторов разнятся между собой. И.М. Красноперов вспоминал только издевательства учителей над учениками. П.Н. Луппов, напротив, сглаживал негативную оценку духовных училищ. Хотя скрывать самые заметные недостатки было довольно сложно. С другой стороны, оба автора с теплотой отзывались о некоторых учителях, хотя и оговаривали, что таких было очень немного.

Среди документов этой группы особенно ценными, на наш взгляд, являются мемуары И.М. Красноперова (1839–1920) [6], ученого, историка, экономиста, статистика, больше известного как члeна студенческого кружка, привлеченного к делу «Казанского заговора» 1863 г. Его воспоминания дают сравнительно мало материала для освещения истории самого заговора в виду того, что Иван Маркович многого сам не знал о готовившемся заговоре, и о многом он не решался говорить в своих воспоминаниях, впервые опубликованных в конце XIX – начале ХХ в. на страницах журналов «Мир Божий», «Вестник Европы», «Минувшие годы» [7–9], когда многие из участников заговора были еще живы. Несмотря на это, воспоминания И.М. Красноперова представляют значительный интерес, в них представлены портреты преподавателей Елабужского духовного училища 1850-х гг., где типичное глубоко сочетается с личностным, присутствуют многие детали, которые невозможно восстановить по документам. В воспоминаниях ярко и образно описана обстановка, царившая в российской провинции в конце XIX в.

Не менее ценны для воссоздания картины быта священнослужителей Вятской губернии, их отношений к своим обязанностям, к процессу воспитания детей и воссоздания картины жизни в духовных учебных заведениях середины XIX в., воспоминания профессора русской словесности Казанской духовной академии И.Я. Порфирьева (1823–1890) – «Краткая записка о моем роде-племени и о моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии». Известно, что воспоминания были составлены в последние годы жизни профессора (1886–1890 гг.) на даче в Васильево и хранились в рукописном варианте у его правнучки И.В. Порфирьевой в Казани. В 2006 г. при участии вятского историка М.С. Судовикова они были опубликованы в научно-популярном альманахе «Герценка: Вятские записки» [16]. Наибольшую ценность представляют страницы воспоминаний о годах учения И.Я. Порфирьева в Вятской духовной семинарии. В них представлена картина быта семинаристов, состояние ученической библиотеки, содержание обучения во всех трех отделениях (словесном, философском и богословском) семинарии. Важным является то, что автор не приукрашивал негативные стороны в жизни духовных учебных заведений рассматриваемого периода, а со всей откровенностью останавливался как на положительных, так и на негативных моментах. Причем, автор сам обращал внимание читателя на то, что «воспоминания первоначального детства самые дорогие и самые приятные; к сожалению, они всегда неясны, отрывочны и немногочисленны. Между тем, они чрезвычайно важны; в это время развиваются те или другие наклонности и образуется будущий хаpaктер. Все это делается под влиянием семьи и вообще окружающей среды» [16, с. 154].

В целом, откровенность мемуаров, на наш взгляд, не так уж велика. Кое-что авторы замалчивали, кое-что приукрашали с целью пощадить чувства многих современников. Этим объясняется отсутствие возможности полного и откровенного выражения мыслей И.М. Красноперовым и И.Я. Порфирьевым. Как всякий источник личного происхождения, мемуарные источники, требуют критического подхода, так как несут в себе известную долю субъективизма. Методика работы с документами личного происхождения достаточно полно отражена в специальной источниковедческой литературе [1]. Изучать период XIX столетия, не привлекая уникальные в своем роде источники, нельзя, так как они дают ценные бытовые подробности жизни духовных учебных заведений, позволяют представить атмосферу учебного процесса и досуга семинаристов, выяснить их отношение к отдельным преподавателям, лучше понять историческую обстановку того времени и наполнить исследование «живым» материалом.



ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ Статья в формате PDF 96 KB...

22 04 2024 8:27:43

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 111 KB...

19 04 2024 4:44:41

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ Статья в формате PDF 283 KB...

17 04 2024 20:14:10

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Статья в формате PDF 245 KB...

16 04 2024 17:11:57

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МАССЫ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА В ВЕСЕ ТЕЛА, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГИДРОКСИАПАТИТА КАЛЬЦИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МАССЫ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА В ВЕСЕ ТЕЛА, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГИДРОКСИАПАТИТА КАЛЬЦИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ Под минерализацией в химическом анализе понимается разложение органических веществ и материалов на их основе с целью выделения определяемых элементов в виде устойчивых неорганических соединений. Среди методов разрушения органических компонентов следует выделить сухое и мокрое озоление – нагревание с кислотами – окислителями. ...

15 04 2024 15:48:48

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ Статья в формате PDF 83 KB...

13 04 2024 7:54:40

Энергосберегающие технологии. Взгляд в будущее

Энергосберегающие технологии. Взгляд в будущее Статья в формате PDF 360 KB...

11 04 2024 0:33:42

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...

02 04 2024 1:51:43

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

29 03 2024 11:47:37

ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ

ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В статье приведены данные оценки экологического состояния атмосферной среды Промышленного района города Ставрополя, с помощью методов лихеноиндикации. Исследованиями были охвачены придорожные лесополосы проспекта Кулакова и улицы Доваторцев и лесной массив – «Русский лес». ...

23 03 2024 8:22:15

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...

17 03 2024 14:55:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::