НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Та частота, с которой организуются разного уровня конференции, посвященные вопросам образования, свидетельствует о том, что эта тема превращается в одну из острейших проблем современности. В ней выделяются несколько аспектов, первый среди которых - конфликт потребности общества во все более массовой подготовке специалистов, в частности, врачей, с одной стороны, и пpaктической невозможностью реализации этой потребности, с другой. 60 лет назад Вуз, в котором я имел счастье учиться и в котором теперь имею честь преподавать, зачислял в число студентов 250 из более чем тысячи абитуриентов, причем с учебной программой могли справиться примерно 200 человек. Сегодня мы принимаем полторы тысячи студентов, но реальное число тех, кому по плечу высшее образование, скорее сократилось, чем осталось тем же. Существенно возросло, вместе с тем, количество медицинских Вузов и факультетов, что, быть может, сделало более доступным поступление в Вуз, но не высшее образование, ибо доступность последнего определяется умственными, а зачастую и физическими возможностями студента. В свете сказанного, ничего хорошего не сулит намечаемое правительством закрытие «слабых» институтов и сокращение числа студентов и преподавателей: это не более, чем хождение по порочному кругу.
Другая сторона обозначенной проблемы состоит в том, что увеличение доступности поступления в Вуз, снижение уровня подготовленности абитуриентов с необходимостью влечет за собой упрощение подачи учебного материала, вложение сил и средств в изготовление новых и довольно дорогих наглядных пособий, анатомических моделей и прочих предметов, призванных облегчить студентам усвоение весьма сложной науки о строении человеческого тела. С этой же целью в учебники внедряются разнообразные таблицы и схемы, но, в конечном счете, все это ведет к отрицанию главного постулата, на котором базируется высшее образование: основным видом учебной деятельности студента является самостоятельная работа. Чем больше мы студентам «помогаем», тем меньше они работают сами, тем хуже результаты учебного процесса, и этот печальный факт прикрывается снижением уровня требований, уровня знаний, что еще более печально.
В кафедре анатомии человека медицинского Вуза самостоятельная работа студентов традиционно заключалась, прежде всего, в препарировании трупа. Это довольно тяжелый труд, но обнаруженные студентом в ходе препарирования факты самым надежным образом откладывались в его памяти. Однако этот вид учебной деятельности студента законодательно исключен из учебного процесса. Труп в учебном процессе кафедры анатомии человека является объектом изучения, и его нельзя заменить никакими наглядными пособиями. Еще в середине 19-го века Петр Загорский подчеркивал, что следует изучать препарат, а не учебник. Исключение из учебного процесса трупов отбрасывает нас в начало 19-го века, или еще дальше в историю.
Применительно к кафедре анатомии человека обсуждаемая проблема оборачивается еще одним аспектом. Традиционно программа изучения анатомии строится по принципу от «простого к сложному», т.е. изучение дисциплины начинается с раздела «остеология». Уже на первом 3-часовом занятии студент, еще не адаптированный к новым условиям, вчерашний школьник, привыкший к тому, что на каждую тему отводится несколько занятий, сталкивается с необходимостью выучить около 80 терминов на русском и латинском языках, научившись при этом соотнести каждый термин с конкретным анатомическим образованием. На каждом следующем занятии указанный объем возрастает и достигает 300 терминов на одно занятие! К несчастью, каждый термин будет востребован при изучении последующих тем, поэтому нет возможности уменьшить объем информации, предлагаемый в данном разделе. Еще пример: за одно 3-часовое занятие студент должен изучить около 50 мышц верхней конечности, т.е. знать о каждой из них места начала и прикрепления, положение, функцию, а также одевающие их фасции, костно-фасциальные прострaнcтва, борозды, ямки, каналы... Понятно, что абсолютное большинство студентов с заданным темпом не справляется и есть необходимость пролонгировать время, отводимое на изучение анатомии, но для этого нет никакой возможности, а ожидаемое изменение учебного плана, сокращение периода изучения анатомии до одного года, произведет обратное действие.
Но если большинство студентов группы в указанные сроки не усвоило тему первого занятия, то следующее занятие в составе этой группы теряет всякий смысл. Кому преподаватель будет объяснять новую тему, если головы пpaктически всех студентов заняты темой предыдущей? На лекцию приходит поток студентов численностью 150 человек, из которых усвоили пройденный и готовы воспринимать новый материал только 10 - 15 студентов. Для остальных лекция превращается в звук пустой! Не следует ли в этой ситуации отказаться от занятий в фиксированной группе? Не лучше ли изменить форму учебного процесса: каждому студенту предоставить возможность, работая в доступном ему темпе, сначала записаться на демонстрацию препаратов, затем - на консультацию к преподавателю и, наконец, на сдачу отчета по разделу. В качестве демонстраторов целесообразно приглашать (не исключено, что за зарплату) студентов старших курсов. План лекций, естественно, составляется с таким расчетом, что каждая тема читается несколько раз, и студенты посещают те лекции, которые они уже готовы слушать и понимать.
Такая перестройка учебного процесса потребует по-новому рассчитать штатное расписание кафедры, и этот новый расчет должен учитывать время, отводимое преподавателю на научную и методическую работу. Нет сомнения в необходимости проведения научных исследований преподавателем Вуза: это обогащает его как преподавателя, поднимает в глазах студентов, привлекает их к работе в научном студенческом кружке, в конечном счете способствует подготовке нового поколения преподавателей анатомии, которых нигде, кроме как на кафедре анатомии из обучающихся на ней студентов, не готовят: завтрашние преподаватели это сегодняшние студенты. Студенты, которые не видят трупа, не умеют его препарировать, но завтра будут преподавать анатомию человека!
В настоящее время обозначенная в предыдущем абзаце тема осложняется не слишком высокой, мягко говоря, оплатой труда преподавателя кафедры анатомии и, следовательно, необходимостью совмещать преподавание не с научной, а с любой другой работой, вплоть до торговли на рынке. Между тем, научная работа в области анатомии человека связана с большими затратами времени уже на стадии получения материала, подлежащего изучению: надо несколько раз посетить морг, уловить подходящий момент, чтобы во время вскрытия трупа изъять необходимый объект. При этом, далеко не в каждом морге разрешат это сделать!
Далее, на изготовление одного анатомического препарата придется потратить, иной раз, несколько месяцев (см. фото с препаратов в любом атласе анатомии человека).
Если анатомическое исследование выполняется с использованием гистологической техники, возникают серьезнейшие проблемы с приобретением приборов и реактивов, поскольку их закупка обставлена официальными документами, не имеющими ничего общего с реальной действительностью. Конечно, все было бы значительно проще, если бы преподаватель кафедры анатомии мог свою научную работу выполнять в ЦНИЛЕ, но, проводя пpaктические занятия на двух потоках в день, он не может доехать до ЦНИЛА, тем более в условиях Москвы. Не может и поручить выполнение технической работы лаборанту-гистологу, поскольку таковых не наблюдается.
Следует добавить, что и публикация полученных данных стоит не малых денег.
Таким образом, наиболее животрепещущими проблемами учебного процесса в Вузе представляется не внедрение все более сложных и дорогих наглядных пособий, не компьютеризация или заваливание студентов все более многочисленными и красочными атласами, а структурная перестройка процесса и его надлежащее финансирование.
Статья в формате PDF 108 KB...
07 05 2024 7:15:31
Статья в формате PDF 267 KB...
06 05 2024 12:22:15
Статья в формате PDF 292 KB...
05 05 2024 20:33:39
Статья в формате PDF 345 KB...
04 05 2024 9:50:19
03 05 2024 21:32:58
Статья в формате PDF 113 KB...
02 05 2024 2:49:21
Статья в формате PDF 117 KB...
01 05 2024 3:13:20
Статья в формате PDF 101 KB...
30 04 2024 0:42:19
Статья в формате PDF 114 KB...
29 04 2024 4:17:25
Статья в формате PDF 124 KB...
28 04 2024 2:27:23
Статья в формате PDF 105 KB...
27 04 2024 14:39:31
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 17:40:44
Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...
24 04 2024 17:11:24
Статья в формате PDF 113 KB...
23 04 2024 20:36:31
В лаборатории биохимии ФГУН «РНЦ «ВТО» им. акад. Г. А. Илизарова Росздрава» разработаны имплантационные материалы на основе кальцийфосфатных соединений, выделенных из костной ткани крупного рогатого скота. Технология получения материалов для имплантации включает в себя деминерализацию костной ткани с применением хлороводородной кислоты, осаждение из раствора кальцийфосфатных соединений, их очистку, высушивание и измельчение. Изучен качественный и количественный состав полученных материалов с применением сканирующей электронной микроскопии, инфpaкрасной спектроскопии и метода рентгеновского электронно-зондового микроанализа. Установлено, что материалы представляют собой порошкообразные смеси с включениями гранул диаметром от 100 до 2000 мкм. В состав материалов входят остеотропные элементы кальций, фосфор, магний, сера, которые однородно распределены в материале. ...
22 04 2024 15:34:40
Статья в формате PDF 115 KB...
20 04 2024 0:20:34
В течение продолжительного времени проводились триботехнические испытания различных термодиффузионных покрытий на изнашивание при трении скольжения. Они позволили сделать ряд принципиальных обобщений по взаимообусловленности структурного состояния покрытий и кинетики процессов износа. В результате моделирования фрикционных процессов широкого класса материалов было получено эмпирическое уравнение для коэффициента трения, отражающее параметрическое влияние свойств материала покрытий, реологию поверхностного трения и свойство смaзoчного материала. ...
19 04 2024 10:53:45
Статья в формате PDF 140 KB...
18 04 2024 20:33:43
17 04 2024 2:41:28
Статья в формате PDF 100 KB...
16 04 2024 20:30:38
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 22:15:47
Статья в формате PDF 282 KB...
13 04 2024 14:13:52
Статья в формате PDF 283 KB...
12 04 2024 6:40:11
Статья в формате PDF 243 KB...
10 04 2024 16:58:37
Статья в формате PDF 116 KB...
08 04 2024 7:19:53
Статья в формате PDF 195 KB...
07 04 2024 22:10:18
Статья в формате PDF 293 KB...
05 04 2024 11:42:41
Статья в формате PDF 121 KB...
04 04 2024 12:54:38
Статья в формате PDF 331 KB...
02 04 2024 18:26:52
Статья в формате PDF 113 KB...
01 04 2024 7:31:47
Статья в формате PDF 125 KB...
31 03 2024 3:14:46
Статья в формате PDF 102 KB...
30 03 2024 14:20:22
В статье Жаворонковой И.А. и Некрасова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» танец рассматривается не только как социокультурное, но и как социально-психологическое и психофизиологическое явление, как форма невер¬бальной коммуникации и самовыражения. Это приводит к возникновению нового психиатрического направления - танцевальной психотерапии, где танец используется как способ лечения. В статье анализируются основные этапы этого направления. ...
29 03 2024 12:21:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::