ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИСТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИСТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИСТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Дремова Н.Б. Токарева И.Б. Статья в формате PDF 331 KB Современное положение на рынке труда хаpaктеризуется большим потоком безработных специалистов: в то же время работодатели говорят о недостатке кадрового состава организаций. Такой дисбаланс свидетельствует о необходимости пересмотра подготовки специалистов для рыночной экономики. В настоящее время работодателя не устраивает специалист, получивший образование в доперестроечный период, им необходим работник, владеющий законами и принципами рыночной экономики, которые первые трудно воспринимают. Одной из ключевых проблем сегодняшнего рынка труда является отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров, способных руководить организацией в рыночных условиях.

С этой точки зрения целесообразным является изучение наличия и уровня развития профессионально важных качеств у специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения, а также у будущих специалистов, в частности студентов факультета экономики и управления здравоохранением.

В марте 2004 года нами было проведено исследование по установлению профессионально важных качеств для специалистов экономистов-менеджеров здравоохранения. Концепция исследования включала в себя три основных этапа: 1) экспертная оценка профессиональных хаpaктеристик экономистов - менеджеров здравоохранения в целом для специальности и по отдельно выполняемым функциям; 2) социологическое исследование наличия и самооценки профессионально важных качеств (ПВК) у студентов факультета экономики и управления здравоохранением (ЭУЗд); 3) разработка концепции мероприятий совершенствования ПВК.

На первом этапе с целью определения ПВК управленцев в лечебных учреждениях была проведена экспертная оценка их важности, с позиции необходимости для будущей деятельности специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения. Предварительно была разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов, позволяющих получить как хаpaктеристики экспертов и составить их портрет, так и обобщить их оценки по предложенному перечню из 22-х качеств, которые должен иметь экономист - менеджер здравоохранения. Перечень ПВК был подготовлен нами на основании предварительного изучения квалификационной хаpaктеристики специалиста, основной образовательной программы по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» и научных публикаций.

В экспертной оценке приняли участие 25 работников экономических служб здравоохранения, в том числе из государственной 15 человек (60%) и 10 человек (40%) из частной сферы. Среди экспертов: 40% - экономисты, 24% - менеджеры, 20% - бухгалтера, по 8% - главные бухгалтера и начальники экономического отдела. В результате экспертной оценки по пятибалльной шкале важности и с учетом компетентности экспертов произведено ранжирование средневзвешенных оценок ПВК, что позволило получить рейтинговую оценку каждой хаpaктеристики.

С целью интерпретации полученных результатов все анализируемые ПВК были сгруппированы в три классификационные группы: 1) личностные хаpaктеристики - индивидуальные особенности специалистов, включающие их свойства личности, имеющие непосредственное отношения к выполняемой профессиональной деятельности; 2) когнитивные хаpaктеристики мышления - особенности мышления и интеллектуальных способностей личности; 3) когнитивные процессы, являющиеся предпосылками мышления и содержащие в себе способности внимания и памяти.

Согласно результатов экспертной оценки, к важным личностным качествам, которыми должен обладать специалист экономист - менеджер, можно отнести: уверенность в себе (4,6 балла), ответственность (4,6 балла), коммуникабельность (4,5 балла) и требовательность (4,2 балла). Среди когнитивных хаpaктеристик мышления наиболее важными, по мнению экспертов, являются профессиональное мышление (4,4 балла), перспективное мышление (4,3 балла), аналитичность и комплексность мышления (4,0 балла). Из перечня качеств когнитивных процессов наиболее значимыми эксперты отметили, прежде всего, способность оперирования числовой информацией (3,9 балла), избирательность (3,8 балла) и наблюдательность (3,7 балла).

Сравнительный анализ профессиональных задач, которые должен уметь решать экономист-менеджер в своей деятельности согласно квалификационной хаpaктеристики: организационно-управленческая, планово-экономическая, проектно-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая и предпринимательская, полученные оценки экспертов значимости ПВК подтверждает сформированный нами перечень для профессии. Небольшие отклонения в значениях обусловлены спецификой выполнения задач для отдельных видов деятельности.

На втором этапе исследования нами были подобраны тестовые методики по установлению наличия и оценки указанных ПВК у студентов факультета ЭУЗд. Выбор методик производился на основе критериев соответствия содержания тестов изучаемому качеству и простоты проведения. В тестировании приняли участие студенты факультета ЭУЗд с 1 по 5 курсы, всего 130 человек, в т.ч.: 1 курса - 18%, 2 курса - 25%, 3 курса - 18%, 4 курса - 15% и 5 курса - 24%.

Оценки качеств, относимых к личностным хаpaктеристикам, на момент исследования оказались не достигающими уровня оценок экспертов, в частности: уверенность в себе - 3,7 баллов, целенаправленность и коммуникабельность - 2,3 баллов, требовательность и ответственность - 2,4 баллов.

Результаты тестирования студентов на наличие у них когнитивных хаpaктеристик мышления свидетельствуют о лучшем развитии способности перспективного мышления (4,5 балла), значение которой выше оценок экспертов (4,3 балла). Нижеследующие способности имеют оценки ниже, мнений экспертов: профессиональное мышление (3,4 балла), аналитичность мышления (3,5 балла) и комплексное мышление (3,5 балла).

Оценки, полученные при тестировании способностей, относимых к когнитивным процессам, свидетельствуют об исключительном развитии у них хаpaктеристик избирательности (4,5 баллов) и наблюдательности (4,5 баллов); в то же время не достигает уровня экспертов оценка способности оперирования числовой информацией (3,5 балла), которая чрезвычайно важна для деятельности экономиста.

Далее проведен сравнительный анализ оценок экспертов и студентов, полученных в результате тестирования последних в разрезе трех выделенных групп качеств. Установлено, что оценки личностных хаpaктеристик (2,6 балла) и когнитивных хаpaктеристик мышления (3,7 балла) имеют недостаточный уровень развития у студентов по сравнению с оценками экспертной группы: 4,0 балла и 4,2 балла соответственно. При этом показатели наличия качеств, относимых к когнитивным процессам, свидетельствуют об их хорошем развитии у студентов (4,2 балла) по отношению к оценкам, определенным специалистами экономических служб здравоохранения (3,6 балла). Исходя из вышесказанного, можно предположить имеющийся большой потенциал у студентов для развития ПВК, т.к. по своему определению когнитивные процессы являются предпосылками формирования когнитивных хаpaктеристик мышления.

Результаты проведенного исследования подчеркивают необходимость корректировки образовательного и воспитательного процесса на факультете экономики и управления здравоохранением. Анализ полученных результатов позволил выделить проблемные зоны и определить задачи, решение которых позволит улучшить подготовку профессиональных специалистов для современного здравоохранения.

Так, в числе первоочередных выделены следующие задачи совершенствования ПВК у студентов экономистов - менеджеров здравоохранения:

  • § повышение личной заинтересованности студентов в формировании ПВК для квалифицированной предстоящей деятельности;
  • § улучшение нравственного и идеологического воспитания выпускников факультета экономики и управления здравоохранения;
  • § создание максимально возможных условий для самовыражения и проявления инициативы;
  • § привлечение студентов к участию в деятельности СНО и проведению научных работ;
  • § дальнейшее внедрение в процесс обучения инновационных технологий обучения и привлечение к учебному процессу пpaктических работников здравоохранения;
  • § разработка индивидуальных программ развития ПВК и технологии повышения конкурентоспособности специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения.

Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов факультета ЭУЗд ПВК для управленческой деятельности в здравоохранении.

Нравственному и идеологическому воспитанию будет способствовать разработка «Кодекса чести студента факультета ЭУЗд», «Корпоративной культуры факультета». По замыслу эти документы должны содержать общую цель совместной деятельности, нормы правил поведения студентов факультета, принципы обучения на факультете (помощи, единства, взаимовыручки, уважения, справедливости и т.д.).

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 12.01.05 г.



СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ Статья в формате PDF 293 KB...

27 04 2024 15:38:22

НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА Статья в формате PDF 88 KB...

25 04 2024 13:26:58

МОРФОЛОГИЯ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОРФОЛОГИЯ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На биопсийном материале матки семнадцати первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с нормальной или аномальной родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия являются гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему, и на основании этого они были условно поделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлены межгрупповые вариации всех оцененных количественных параметров. ...

23 04 2024 14:54:22

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ Статья в формате PDF 140 KB...

15 04 2024 15:35:22

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ Статья в формате PDF 567 KB...

13 04 2024 22:22:16

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...

10 04 2024 1:54:54

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Статья в формате PDF 165 KB...

09 04 2024 19:59:43

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых является тема воздействия интеллигенции на общественно-экономическую жизнь. Интеллигенция, являясь наиболее образованной группой общества, является монополистом в области на духовного и интеллектуального производства. По мере ускорения научно-технического прогресса данная тенденция усиливается. ...

08 04 2024 5:37:38

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ СВИНЦОМ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ СВИНЦОМ Повышение уровня свинца в крови у детей дошкольного возраста на 1 мкг/дл ведет к снижению интеллектуального развития ребенка на 1/4–1/2 балла, причем негативные последствия обнаруживаются и через 10 лет после воздействия свинца в раннем возрасте. Целью данного исследования было дать гигиеническую оценку загрязнения почвы в качестве депонирующей системы свинцом в городе Шымкент. Для исследования почвы на содержание свинца был произведен забор проб согласно ГОСТу 17.4.02-84. Определение свинца проводили на атомно-абсорбционном спектрометре МГА-915 с электротермической атомизацией. В результате исследования установлено превышение содержания свинца в почве по отношению к ПДК во всех отобранных пробах. Причем, по мере удаления от завода концентрация свинца в почве хотя и уменьшалось, но превышало ПДК в 3–4 раза. При исследовании овощей произрастающих на загрязненной территории, максимальное содержание свинца установлено в картофеле (в среднем 3 ПДК в 1 зоне). Таким образом, полученные результаты показали, что наибольшее загрязнение наблюдается на расстоянии 500–1000 м от завода. Вместе с тем обнаружено загрязнение почвы по всей изучаемой территории, где складывается нeблагоприятная санитарная ситуация по свинцу. ...

27 03 2024 11:23:54

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ТРЕУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ КОХА НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ТРЕУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ КОХА НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации треугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

23 03 2024 0:45:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::