МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.
В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся.
Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника хаpaктеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).
Субъектность хаpaктеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.
Личность хаpaктеризует социальное лицо, портрет человека.
Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму хаpaктер, отличающийся от всех других.
Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.
Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся
Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника
- Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
- Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
- Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
- Субъектная позиция четвертого уровня хаpaктеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и самоопределение личности.
- Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность.
Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:
- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;
- инициатива проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, хаpaктеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;
- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;
- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и самооценку;
- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее, решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и действия.
Средний уровень, если:
- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;
- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;
- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;
- выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения в оценивании себя;
- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем и недостаточная ответственность за свои поступки.
Низкий уровень, если:
- активность не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;
- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения норм литературного языка, речь отличается бедностью лексикона;
- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;
- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;
- наблюдается неготовность прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и брать ответственность на себя.
Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни, самостоятельный выбор, основанный на самопознании и свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.
Модель позволяет:
- чётко представить, какими показателями хаpaктеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
- определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
- показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.
На экспериментальных курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:
- Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на пpaктике.
- Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
- Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:
- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни и учебной деятельности (в школе, вузе);
- ощущают продукт своей деятельности;
- чувствуют позитивные изменения в своем облике;
- им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.
Статья в формате PDF 257 KB...
23 04 2024 0:36:30
Статья в формате PDF 140 KB...
22 04 2024 7:24:26
Статья в формате PDF 102 KB...
21 04 2024 22:43:24
Статья в формате PDF 106 KB...
20 04 2024 7:55:34
Статья в формате PDF 528 KB...
19 04 2024 23:45:41
Статья в формате PDF 275 KB...
18 04 2024 8:38:37
Статья в формате PDF 110 KB...
17 04 2024 9:43:33
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
16 04 2024 3:13:33
Статья в формате PDF 447 KB...
13 04 2024 21:44:32
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 18:31:40
Статья в формате PDF 253 KB...
11 04 2024 17:49:15
Статья в формате PDF 267 KB...
10 04 2024 23:39:11
Статья в формате PDF 196 KB...
09 04 2024 4:14:37
Статья в формате PDF 110 KB...
08 04 2024 9:30:17
Статья в формате PDF 295 KB...
07 04 2024 12:52:19
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 20:53:54
Статья в формате PDF 129 KB...
04 04 2024 9:37:52
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2024 16:39:46
Статья в формате PDF 117 KB...
01 04 2024 21:59:38
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
31 03 2024 21:20:26
Статья в формате PDF 147 KB...
30 03 2024 4:25:15
29 03 2024 17:52:40
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 3:43:57
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 8:24:37
Статья в формате PDF 109 KB...
26 03 2024 3:59:11
Статья в формате PDF 101 KB...
25 03 2024 7:46:50
24 03 2024 3:12:29
Статья в формате PDF 158 KB...
23 03 2024 22:16:34
Статья в формате PDF 257 KB...
22 03 2024 12:27:44
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...
21 03 2024 23:41:40
На поверхности инометацин-индуцированной язвы тонкого кишечника через 24 часа после его однократного введения формируется бактериальный биофильм. ...
20 03 2024 23:39:36
Статья в формате PDF 153 KB...
19 03 2024 16:36:28
Настоящая работа посвящена экономико-математическому моделированию процесса кадрового обеспечения организации с учетом основных положений и методов индустриально-организационной психологии [1]. ...
18 03 2024 11:54:14
Статья в формате PDF 118 KB...
16 03 2024 12:48:55
Статья в формате PDF 206 KB...
15 03 2024 6:44:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::