ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТЮМЕНСКОГО ОПОРНОГО ПУНКТА ВНИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ИМ. Н.И. ВАВИЛОВА)
Стратегия работы с генетическими ресурсами культурных растений и их диких сородичей была определена Н.И. Вавиловым еще в 20-х - 30-х годах прошлого столетия. Работа с биоразнообразием растений включает сбор, поддержание, организацию комплексного изучения коллекций.
Известно, что в получении устойчивых урожаев, улучшении качества продукции, повышении экономической эффективности ведущих зерновых культур (пшеница, ячмень, овес) значительная роль принадлежит сорту. Однако при подборе сортов для сложных почвенно-климатических условий требуется быстрая и объективная оценка по комплексу хозяйственно-ценных признаков к нeблагоприятным факторам среды на всех этапах органогенеза. Решение этих задач возможно усилиями высококвалифицированных специалистов.
В 2005 году в Тюменском государственном университете (биологический факультет, кафедра ботаники и биотехнологии растений) был открыт Тюменский опopный пункт ВНИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова.
Целью проводимых исследований является изучение генофонда культурных растений по комплексу ценных признаков и биологических свойств, с выделением и рекомендацией исходного материала для селекции в условиях юга Тюменской области.
В изучении находятся 80 образцов яровой мягкой пшеницы, поступивших из 14 регионов Российской Федерации (45,0%) и 16 зарубежных стран (55,0%). Оцениваемый материал представлен 9 ботаническими разновидностями, из которых наиболее многочисленна разновидность lutescens (Alef.) Mansf. (36 образцов или 45,0% от всего набора). Значительную долю (25,0% и 12,5% соответственно) составляют разновидности eritrospermum Korn. и ferrugeneum (Alef.) Mansf.
Коллекция овса (51 образец) представлена материалом отечественной (51%) и зарубежной (49%) селекции. Образцы для изучения поступили из 9 областей и 2 краев России, а также из 19 зарубежных стран. Из культурных видов ди- , тетра- и гексаплоидных групп в испытание включены Avena sativa, Avena strigosa, Avena abyssinica, Avena byzantina и представлены образцами, относящимися к различным ботаническим разновидностям (mutica, aurea, aristata и др.).
Полную оценку в течение 3 лет (2004-2006 гг.) прошли 80 образцов ячменя различного эколого-географического происхождения (Россия, Беларусь, Литва, Украина, Латвия, Казахстан, Эстония, Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Чехия, Польша, Канада, США); доля образцов зарубежной селекции - 66,5%. Изучаемая коллекция представлена двумя подвидами ячменя: двурядным (Hordeum distichon J.) (68 образцов) и многорядным (Hordeum vulgare J.) (12 образцов); насчитывается семь ботанических разновидностей (pallidum, submedicum, medicum, glabrideficiens, erectum, ricotense, nutans).
Озимая мягкая пшеница получена (94 образца) из 17 областей и 2 краев Российской Федерации, а также из Татарстана, Казахстана и Украины. Основные разновидности: lutescens (Alef.) Mansf., albidum Al., graecum (Koern.) Mansf., eritrospermum Korn., milturum, ferrugeneum (Alef.) Mansf.
Кроме того, в коллекционных питомниках проводятся исследования на горохе (120 образцов), люпине (32 образца), лекарственных растениях (33 вида из 15 семейств).
Полевое испытание коллекций проводится на экспериментальных участках биостанции «Кучак» (Нижне-Тавдинский район Тюменской области) и биологического факультета (г. Тюмень); лабораторные опыты - на базе кафедры ботаники и биотехнологии растений ТюмГУ, оснащенной современным оборудованием.
В научно-исследовательской работе наряду с сотрудниками опopного пункта и преподавателями, принимают участие студенты и аспиранты, выполняющие темы курсовых, дипломных работ и диссертаций.
Гербарный фонд кафедры пополняется культурными растениями: проводится паспортизация генофонда, создается банк семян.
Преподавателям и аспирантам кафедры предоставляется возможность стажировки в отделах и лабораториях ВНИИР им. Н.И.Вавилова.
Результаты научных исследований используются при чтении лекций по дисциплинам: Биологические основы растениеводства, Болезни растений, Методы изучения популяций растений, Феногенетика, Адаптивный потенциал культурных растений и др.
Статья в формате PDF 303 KB...
25 04 2024 21:21:42
Статья в формате PDF 104 KB...
24 04 2024 7:18:30
Статья в формате PDF 147 KB...
23 04 2024 0:55:43
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 15:11:11
Статья в формате PDF 134 KB...
21 04 2024 15:53:18
Статья в формате PDF 130 KB...
20 04 2024 0:42:25
Статья в формате PDF 102 KB...
19 04 2024 16:47:19
Статья в формате PDF 119 KB...
18 04 2024 15:58:18
Статья в формате PDF 123 KB...
17 04 2024 1:39:28
Статья в формате PDF 140 KB...
15 04 2024 6:53:22
Статья в формате PDF 106 KB...
14 04 2024 19:25:17
Статья в формате PDF 278 KB...
13 04 2024 13:23:55
Статья в формате PDF 639 KB...
12 04 2024 8:54:20
Статья в формате PDF 249 KB...
11 04 2024 9:17:13
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2024 14:23:50
Статья в формате PDF 647 KB...
09 04 2024 16:42:28
Статья в формате PDF 111 KB...
08 04 2024 3:50:12
Статья в формате PDF 136 KB...
07 04 2024 12:55:54
Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...
06 04 2024 7:36:37
Статья в формате PDF 144 KB...
04 04 2024 1:23:39
Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной. ...
02 04 2024 11:59:13
Статья в формате PDF 111 KB...
01 04 2024 23:36:54
Статья в формате PDF 129 KB...
31 03 2024 4:39:32
Изучена коагулирующая способность фторида аммония при выделении каучука из латекса СКС- 30АРК. Исследовано влияние температуры и концентрации раствора фторида аммония на полноту коагуляции. Проведена оценка свойств резиновых смесей и вулканизатов на основе каучука СКС-30 АРК, выделенного из латекса фторидом аммония. ...
29 03 2024 8:33:37
Статья в формате PDF 115 KB...
28 03 2024 14:14:47
27 03 2024 0:55:18
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 14:56:50
Статья в формате PDF 291 KB...
25 03 2024 22:58:52
Статья в формате PDF 107 KB...
24 03 2024 6:18:15
Дана хаpaктеристика локализации и цитологических особенностей cart-пептидсодержащих нейронов, выявленных на территории кортико-медиальной группировки миндалевидного комплекса мозга ...
23 03 2024 2:36:21
Статья в формате PDF 221 KB...
22 03 2024 1:35:56
Статья в формате PDF 112 KB...
20 03 2024 8:33:47
Статья в формате PDF 339 KB...
19 03 2024 6:44:15
Статья в формате PDF 259 KB...
18 03 2024 5:47:27
Статья в формате PDF 251 KB...
17 03 2024 12:24:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::