КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

члeн РАЕ Члeн Доктор медицинских наук профессор Статья в формате PDF 77 KB

Карамова Лена Мирзаевна родилась 6 февраля 1939 года в селе Балтачево Балтачевского района Республики Башкортостан. Окончила Башкирский государственный медицинский институт в 1962 году и до 1970 года работала в пpaктическом здравоохранении главным врачом больницы района, совмещая акушерство и гинекологию. С 1970 по 1973 годы училась в очной аспирантуре 1-го Ленинградского медицинского института по организации здравоохранения и социальной гигиене. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Гинекологическая заболеваемость и организация медицинской помощи при ней». После окончания аспирантуры работала руководителем организационно-методического отдела Уфимского НИИ гигиены и профпатологии. Не оставляя научную деятельность в институте с декабря 1973 года по декабрь 1974 года работала заместителем заведующего Уфимским городским отделом здравоохранения, затем по 1979 год - председателем областного комитета профсоюза медработников республики. С января 1979 года по октябрь 1997 года - директор Уфимского НИИ гигиены и профзаболеваний, переименованного в 1990 году в Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека. В 1986 году защитила докторскую диссертацию «Научно-технический прогресс в нефтепереpaбатывающей промышленности, влияние его на здоровье работающих». В 1991 году избрана члeном-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан. В 1992 году присвоено звание профессора.

Основное направление научной деятельности Лены Мирзаевны Карамовой - оценка профессиональных и экологических рисков промышленных рабочих и населения в регионах с развитой нефтепереpaбатывающей и нефтехимической промышленностью. Она занималась разработкой проблем адаптации и безопасного стажа профессиональной деятельности рабочих этих отраслей, принципов организации их диспансеризации, вопросами организации специализированной медицинской помощи профессиональным больным, а также клинико-токсикологических и эколого-гигиенических исследований в экстремальных ситуациях, связанных с нефтепереработкой и нефтехимией.

Научные работы ее посвящены изучению закономерностей формирования здоровья в условиях производственной и непроизводственной среды. Проблемам профилактики, лечения и реабилитации лиц, работающих в нефтяной, нефтепереpaбатывающей, нефтехимической промышленности.

Ею разработаны:

  • интегральная модель здоровья и алгоритм его зависимости от совокупности различных факторов среды обитания;
  • основы и принципы автоматизированной системы прогнозирования и управления состоянием здоровья;
  • научные принципы профессионального отбора,профпригодности и профессионального риска работающих в различных отраслях промышленности.

Большое внимание в исследованиях, проводимых Л.М. Карамовой, уделено разработке и совершенствованию критериев ранней и специфической диагностики начальных стадий профессиональных заболеваний на организменном, клеточном и субклеточном уровнях с изучением эндокринно-нейрогумopaльной регуляции, иммунного статуса нейропсихологических и психофизиологических функций и реактивности организма, оценке факторов индивидуальной чувствительности.

Ею разработаны организационные основы и структура специализированной медицинской помощи профессиональным больным, на основе которой в стране и республике созданы профпатологические центры.

Под ее руководством институт стал Сотрудничающим центром Всемирной организации здравоохранения и включен в Европейский банк передовых научных центров Европы, на базе института открыт Профпатологический центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, среди первых в стране создан Испытательный центр, аккредитованный на различные виды деятельности.

Сформулированные на основе теоретического обобщения результатов исследований Карамовой Л.М. положения подтверждены в реальных условиях и внедрены в пpaктику. Они позволяют решать крупные научные проблемы гигиены труда нефтепереpaбатывающих производств в условиях научно-технического прогресса и имеют важное народно-хозяйственное и социально-экономическое значение.

Профессионалами высоко оценены разработанные под ее руководством Методические указания «Гигиенические требования к объединению нефтепереpaбатывающих, нефтехимических и химических предприятий в промышленные узлы и комплексы», «Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтепереpaбатывающих и нефтехимических производств», «Санитарный надзор за условиями труда и состоянием здоровья работающих на комбинированных установках переработки нефти» и другие методические и нормативные документы.

Разработки Лены Мирзаевны Карамовой включены в приказы № 555, № 90 Минздрава России, регламентирующие профессиональный отбор и критерии профпригодности в нeблагоприятных условиях труда, в «Закон об охране труда в Республике Башкортостан», в Научно-технические программы Российской Федерации «Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения», «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов».

В настоящее время под руководством Лены Мирзаевны в институте проводятся комплексные фундаментальные исследования, посвященные оценке отдаленных последствий воздействия диоксинов на организм человека в производственных условиях.

Лена Мирзаевна Карамова относится к ведущим ученым Республики Башкортостан в области гигиенической и социально-гигиенической науки. Она автор более 300 научных публикаций, опубликованных как в Российской, так и в зарубежной печати, среди которых более 50-ти нормативных методических документов, 18 монографий и книг: «Руководство по профессиональным заболеваниям» (1983 г., 1995 г. в соавторстве); «Социально-гигиенические аспекты здоровья рабочих НПЗ» (1990 г.); «Нефть и здоровье» (1993 г. в соавторстве); «Медико-биологические последствия диоксинов» (2002 г.) и другие.

Она имеет изобретения, медали, грамоты ВДНХ.

Неоднократно Лена Мирзаевна выступала с программными научными докладами на Международных, Всесоюзных и Всероссийских симпозиумах.

Карамова Лена Мирзаевна являлась руководителем и исполнителем более 40 крупных комплексных научно-исследовательских работ, редактором 21 сборника научных трудов института, члeном координационного совета журналов «Медицина труда и промышленная экология», «Здравоохранение Республики Башкортостан». Под ее руководством выполнено и защищено 10 кандидатских и 1 докторская диссертации.

Карамова Лена Мирзаевна является члeном Проблемной комиссии Российской Академии медицинских наук «Научные основы медицины труда», члeном Правления Всероссийского общества гигиенистов, возглавляет научный совет в отделении медицинских наук Академии наук Республики Башкортостан, работает в составе диссертационного совета по гигиене при Башкирском государственном медицинском университете. Она также избиралась депутатом районных и городских Советов нескольких созывов, члeном Пленумов городских и республиканских партийных органов, члeном Пленумов и Президиумов межгосударственных совещаний, республиканских и союзных профсоюзных организаций и многих других общественных организаций союзного и республиканского уровней.

Труд Лены Мирзаевны высоко оценен Правительством - в 1981 году она награждена орденом «Знак Почета», в 1987 г. - медалью «Ветеран труда», она удостоена многих почетных грамот и дипломов. В 1985 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный врач БАССР», в 1992 г. -«Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан», «Заслуженный работник Госсанэпиднадзора Российской Федерации».



ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ Статья в формате PDF 114 KB...

25 04 2024 20:36:21

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА Статья в формате PDF 251 KB...

21 04 2024 5:32:37

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески. ...

16 04 2024 7:41:27

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЛАНС

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЛАНС Статья в формате PDF 273 KB...

31 03 2024 19:46:18

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ Статья в формате PDF 114 KB...

29 03 2024 23:13:18

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА Статья в формате PDF 84 KB...

28 03 2024 21:12:15

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ Статья в формате PDF 101 KB...

24 03 2024 16:19:57

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ Статья в формате PDF 125 KB...

19 03 2024 0:11:14

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ НА РАСТЕНИЯ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ  НА РАСТЕНИЯ Статья в формате PDF 115 KB...

17 03 2024 4:46:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::