ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

Чиндяйкин Ю. Г. Статья в формате PDF 102 KB

Подготовку специалиста в высших учебных заведениях нельзя считать полной без формирования знаний по истории своего народа, своей страны. В национальных регионах помимо обязательного курса «Истории России», немалую важность приобретает изучение истории родного края.

В современных политических реалиях России возникла необходимость выработки единой государственной национальной идеи. В основе ее, на наш взгляд, немалое место должно принадлежать патриотизму. Воспитание патриотизма в многонациональной стране невозможно без формирования чувства «малой Родины». Изучение истории родного края позволяет глубже осознать сложность межнациональных, межрелигиозных и других отношений в современных условиях, выработать к современной ситуации адекватное толерантное отношение.

В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева на большинстве специальностей, в том числе и негуманитарных, читается курс «Истории Мордовии». Территориально курс охватывает не только Республику Мордовию, но и весь ареал расселения мордовского народа, где происходил этногенез и главные события его истории - примерно между городами Рязань, Нижний Новгород и Саратов. Хронологически - с начала заселения этих земель и до сегодняшнего дня.

Мордовский народ, крупнейший среди финно-угорских народов России - один из древнейших в стране. Долгое проживание на одной территории, уважение к национальным традициям позволили сохранить свой язык, богатейшую мифологию и культуру. Вся эта сокровищница должна быть использована в подготовке специалистов в высшей школе.

Одной из проблем, встающих передпреподавателем в ходе раскрытия материала курса, является объективное использование имеющихся источников. По истории мордовского края и мордовского народа накоплена обширная литература. Однако значительная ее часть написана в советское время и имеет методологические и методические особенности, которые невозможно игнорировать. Например, в советской исторической литературе пpaктически ставился знак равенства между историей мордовского народа и историей Мордовской АССР, население которой было преимущественно русским. Поэтому совершенно не затрагивалась история значительной части мордвы, оказавшейся за пределами границ Мордовской АССР, которые сложились в 1920-30-е гг. и диктовались социально-экономической и демографической ситуацией этого периода.

Также современное представление об истории Мордовского края нуждается в общем расширении источниковой базы: переводе на мордовский и русский языки материалов, введенных в научный оборот за рубежом, использование ранее неизвестных архивных документов.

Преподавание курса на негуманитарных специальностях также имеет ряд особенностей. На этих факультетах гораздо больший интерес вызывает не общая социально-политическая история народа, а деятельность виднейших представителей мордовского и других народов, связанных с ее культурным, политическим, социально-экономическим развитием. В ней с наибольшей силой и ясностью проявляются лучшие качества любого народа, его способности и возможности. В изучении истории мордовского края целесообразно давать развернутую хаpaктеристику жизни и деятельности таких крупных личностей, как патриарх Никон, видный государственный деятель Н.С. Мордвинов, поэт-демократ Н.П. Огарев, этнограф М.Е. Евсевьев, всемирно известный скульптор С.Д. Эрьзя и др. Также большое внимание необходимо уделять краеведческому материалу. Следует учитывать и профессиональную направленность студентов: если для будущих экономистов больший упор можно делать на историческое развитие социально-экономических отношений в крае, то на технических специальностях крен на развитие хозяйства, материальной культуры.

Еще одна сложность преподавания курса определяется, учитывая большие хронологические рамки, недостатком выделяемых аудиторных часов (от 20 до 50 ч. на разных специальностях). В этих условиях лучшие результаты дает не хронологически последовательное изложение основных событий истории народа, а использование проблемного метода. Например, в своей пpaктике мы даем в комплексе материал о вхождении Мордовского края в состав Российского государства, охватывающий XIII - начало XVII вв.; христианизации мордвы (XIV -начало XX вв.), участие населения края в восстаниях XVII - XVIII вв. и т.п.

Использование подобных приемов в изучении курса истории родного края позволяет развивать у студентов историческое мышление, повышать эрудицию, прививать гражданское и патриотическое мировоззрение.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МАССЫ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА В ВЕСЕ ТЕЛА, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГИДРОКСИАПАТИТА КАЛЬЦИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МАССЫ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА В ВЕСЕ ТЕЛА, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГИДРОКСИАПАТИТА КАЛЬЦИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ Под минерализацией в химическом анализе понимается разложение органических веществ и материалов на их основе с целью выделения определяемых элементов в виде устойчивых неорганических соединений. Среди методов разрушения органических компонентов следует выделить сухое и мокрое озоление – нагревание с кислотами – окислителями. ...

22 04 2024 12:36:44

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

18 04 2024 7:58:36

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА Статья в формате PDF 300 KB...

17 04 2024 1:27:42

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

04 04 2024 22:46:15

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХАИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА ГДР

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХАИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА ГДР Статья в формате PDF 106 KB...

03 04 2024 14:12:13

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (учебное пособие)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 131 KB...

21 03 2024 3:47:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::