СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Павлович Е.Р. Статья в формате PDF 106 KB Одним из направлений современной морфологии является изучение органов, тканей и клеток человека и экспериментальных животных с использованием количественного анализа всех структурных компонентов этих организмов. Такой подход превращает морфологию из традиционно описательной науки в науку точную с возможностью использования ее данных как базовых с одной стороны для целей корректной диагностики в повседневной пpaктике патологоанатомических служб в интересах клинической медицины, а с другой для разработки новых экспериментальных моделей и оптимизации количественных подходов, а также автоматизации методов анализа в медико-биологических исследованиях. Вместе с тем преподавание морфологии человека осуществляется традиционными методами с использованием учебников, основанных на данных двадцати-тридцатилетней давности. То есть имеет место явное отставание пpaктических учебных руководств от достижений современной, в том числе, основанной на количественном анализе макрои микроструктур, морфологической науки. Подобная ситуация связана с тем, что мало кто из действующих исследователей согласится тратить время на написание учебника. В тоже время никто из преподавателей, не являясь специалистом во всех разделах преподаваемых дисциплин, не может написать авторский учебник, поэтому любой учебник - это по большей части компиляция не всегда последовательная и компетентная. В качестве примера приведу современное состояние морфологических знаний по структуре проводящей системы сердца (ПСС) человека. Известно, что ПСС отвечает в органе за генерацию волны деполяризации в сердце и ее последовательное распространение по камерам органа, что ведет к ритмичному последовательному сокращению камер сердца и обеспечивает приток и отток от него крови.

Основными анатомическими образованиями ПСС являются: его ведущий пейсмекер - синусный узел, атриовентрикулярный узел, межузловые специализированные проводящие пути, атриовентрикулярный пучок Гиса - дополнительный пейсмекер сердца, ножки пучка Гиса в составе межжелудочковой перегородки, а также проводящие волокна папиллярных мышц и свободных стенок желудочков сердца. Изучение морфологии каждого из этих образований предполагает их идентификацию, то есть выделение из окружающего рабочего миокарда с учетом их топографии в органе с использованием корректных методов анализа. На глаз это не всегда возможно, особенно при исследовании аутопсийного материала. Нами было показано, что из-за неодинаковых поcмepтных изменений проводящих и рабочих миоцитов ПСС, а также неодинаковых патологических (прижизненных) изменений проводящего и рабочего миокарда, видимые различия могут стираться, что является причиной частых заблуждений исследователей, принимающих изменившийся по разным причинам рабочий миокард за проводящий. В целях корректной диагностики прижизненных и поcмepтных изменений ПСС, а также для бесспopного различения проводящего и рабочего миокарда были разработаны количественные критерии идентификации проводящих и рабочих тканей сердца, их клеточных составляющих, их соединительной ткани со всеми ее компонентами и их регуляторных систем (нервный аппарат и микрососудистое русло). Такой подход позволит корректно определять, по крайней мере, клеточный состав узлов и пучков ПСС человека и животных. Вместе с тем из учебника в учебник по гистологии переходит миф о том, что клетки Пуркинье составляют основу периферической ПСС у человека. Еще в 1965 году (Truex and Smythe) показали, что типичные крупные клетки Пуркинье имеются в периферической ПСС только у копытных, китообразных и слонов, а у грызунов волокна Пуркинье формируют проводящие миоциты, имеющие более мелкие размеры по сравнению с приузловыми рабочими клетками. У приматов и хищных миоциты волокон Пуркинье имеют промежуточные между копытными и грызунами хаpaктеристики и существенно хуже отличаются от рабочих миоцитов. Вместе с тем, студентам показывают только клетки Пуркинье копытных, которые у человека не встречаются, даже не упоминая о межвидовых особенностях клеточного состава волокон Пуркинье. Поэтому, столкнувшись с системой преподавания морфологии человека в медицинских институтах, могу констатировать, что по некоторым разделам гистологии имеет место преподавание мифов.



ТЕЛЕМАТИКА

ТЕЛЕМАТИКА Статья в формате PDF 121 KB...

26 04 2024 10:15:27

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ Статья в формате PDF 182 KB...

25 04 2024 5:42:52

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O Статья в формате PDF 321 KB...

18 04 2024 5:22:21

АБСОЛЮТНЫЙ ПРОГНОЗ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

АБСОЛЮТНЫЙ ПРОГНОЗ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ Статья в формате PDF 378 KB...

09 04 2024 8:19:31

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

03 04 2024 21:39:26

ОСОБЕННОСТИ РЕГЕНЕРАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОЖИ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ

ОСОБЕННОСТИ РЕГЕНЕРАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОЖИ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ Регенеративная медицина использует различный клеточный материал для замещения клеток поврежденных тканей при различных поражениях, в том числе ожогах. В статье приведены разные технологии лечения, с использованием пуповинной крови и синтомициновой эмульсии. Термический ожог - чаще встречающееся и серьезное воздействие на покровную систему. Исходя из актуальности проблемы, разработали экспериментальную модель нанесения ожогов и накожной аппликации биологически активных веществ. ...

19 03 2024 23:13:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::