МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ. РАЗДЕЛ 2 > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ. РАЗДЕЛ 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ. РАЗДЕЛ 2

Нефёдов П.В. Колычева С.С. Школьная Л.Р. Кунделеков А.Г. Захарченко И.С. Корнеенков А.Д. Статья в формате PDF 250 KB

Под редакцией профессора П.В. Нефёдова.

Рекомендовано УМО №17-29/366 от 12.07.2010.

Методические указания к пpaктическим занятиям по разделу «Гигиена питания» составлены коллективом кафедры гигиены с экологией ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, под редакцией заведующего кафедрой профессора П.В.Нефёдова, рекомендованы УМО № 17-29/366 от 12.07.2010, изложены на 136 страницах формата А5. Авторы - составители: профессор П.В. Нефёдов, доценты С.С. Колычева, Л.Р. Школьная, А.Г. Кунделеков, старшие преподаватели И.С. Захарченко, А.Д. Корнеенков.

Жизнь и здоровье современного человека во многом определяется качеством окружающей среды, одним из основных компонентов которой является питание. Питание есть первейшая потребность каждого живого существа. В настоящее время доказано, что питание оказывает выраженное влияние на здоровье, в частности, на такие его показатели, как рождаемость, физическое развитие, работоспособность, заболеваемость, продолжительность жизни, cмepтность.

Проблема питания населения выросла из общественного явления в фундаментальную, динамично развивающуюся, базирующуюся на особенностях физиологии человека науку - гигиену питания, знание которой особо актуально в профессии врача любой специальности.

Представленные методические указания являются справочным руководством для подготовки студентов 3 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов к пpaктическим занятиям по разделу «Гигиена питания» и предназначены оказать помощь студентам в освоении основных теоретических вопросов гигиены питания и выполнении предусмотренных учебной программой пpaктических и лабораторных работ. Методические указания одновременно служит тетрадью протоколов пpaктических занятий по данному разделу.

Основная задача пpaктического курса по гигиене питания заключается в том, чтобы научить будущего врача умению оценивать воздействие на организм структуры питания, определять индивидуальную количественную и качественную потребность в пище, пищевую и биологическую ценности пищевых продуктов и их доброкачественность, организацию питания в организованных коллективах, санитарный режим при эксплуатации предприятий общественного питания; а также проведению санитарно-просветительной работы. В связи с этим сделан акцент на гигиеническую оценку основных продуктов питания, их роль в развитии различных патологий.

В пособии приведены принципы и методики проведения гигиенических исследований по темам данного раздела гигиены, справочные таблицы, санитарные нормативы качества изучаемых и оцениваемых пищевых продуктов. Каждое занятие сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля и вариантом тестового задания для оценки усвоения студентами пройденного материала (выживаемости знаний). Предусмотрено место для расчетов и необходимых зарисовок.

При изложении методов исследований пищевых продуктов, которые выполняют студенты на пpaктических занятиях, учтены их знания и умения в области физики, химии, биологической химии, биохимии, биологии, микробиологии, физиологии, патофизиологии, социологии, математики и др.

Методические указания включают 12 тем, из которых 3 темы посвящены изучению принципов рационального питания.

Тема №1 «Методы расчета и гигиеническая оценка суточных энергозатрат и индивидуальной потребности человека в пищевых веществах (белках, жирах, углеводах)» содержит необходимый теоретический, справочный материал и формулы позволяющий студентам самостоятельно под контролем преподавателя рассчитать и дать гигиеническую оценку своих собственных суточных энергозатрат и потребности в пищевых веществах;

Тема №2 «Методы расчета химического состава и калорийности суточного рациона человека по меню-раскладке». Содержит все необходимые пояснения и соответствующую таблицу химического состава и калорийности пищевых продуктов, которые помогают студентам рассчитать для каждого компонента суточного рациона содержание в нем белков, жиров, углеводов, ряда витаминов и минеральных веществ, рассчитать общее количество различный пищевых веществ в суточном рационе, а также его брутто и нетто-калорийность.

Тема №3 «Гигиеническая оценка адекватности питания». Здесь подробно раскрываются принципы рационального питания. Схема протокола самостоятельной работы студента помогает ему дать гигиеническую оценку количественной и качественной сторонам его индивидуального питания и адекватности суточным энергозатратам.

Темы №4-9 касаются вопросов проведения санитарной экспертизы и гигиенической оценки качества различных продуктов питания: молока и молочных продуктов, мяса, муки, хлеба, сухарей и галет, консервов и концентратов. В методических указаниях приводится пищевая ценность указанных продуктов, возможные пороки, а также заболевания, связанные с употрeблением некачественных продуктов, основные методы оценки их органолептических, физических и химических свойств.

Одной из наиболее значимых для будущих врачей тем в разделе «Гигиены питания» является «Пищевые отравления и их профилактика» (тема №10). Подробная классификация пищевых отравлений, представленная в виде удобной для понимания таблицы, описание основных продуктов, употрeбление которых может привести к пищевым отравлениям, основные симптомы, а также действия врача при обнаружении случаев пищевого отравления изложены в теоретической части темы. Протокол самостоятельной работы студента предполагает решение ситуационной задачи по расследованию случая пищевого отравления.

Широкая сеть предприятий общественного питания определяет необходимость контроля за их санитарно-гигиеническим состоянием с целью профилактики пищевых отравлений. При проведении санитарного обследования столовой студенты должны знать основные требования, предъявляемые к пищевым предприятиям. В теоретической части темы №11 «Гигиена объектов общественного питания» подробно излагаются требования, предъявляемые к различным типам предприятий общественного питания, их территории, планировке, оборудования, инвентарю и персоналу. Протокол самостоятельной работы помогает студентам провести санитарно-гигиеническое обследование предприятия общественного питания, определить факторы и группу риска, дать обоснованное заключение.

Тема №12 «Основы санитарно-эпидемического контроля за питанием личного состава в полевых условиях». В теоретической части подробно описываются нормы довольствия личного состава, роль различных служб в организации питания военнослужащих в местах постоянной дислокации и в полевых условиях, особое внимание при этом уделяется задачам медицинской службы. В качестве самостоятельной работы студентами предлагается провести санитарно-гигиеническое обследование продовольственного пункта батальона согласно представленной легенде.

Методические указания составлены в соответствии с примерными программами по гигиене с основами экологии человека для специальностей «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология» и в полной мере охватывают основной учебный материал для пpaктических занятий, а также все необходимые методы исследования, расчетные формулы и табличные данные.



ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Статья в формате PDF 103 KB...

22 04 2024 19:45:49

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ Статья в формате PDF 292 KB...

21 04 2024 8:41:35

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

03 04 2024 14:28:33

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА Статья в формате PDF 124 KB...

29 03 2024 21:14:47

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ В данной работе автор отвергает идею принятия cмepтной казни. Применение cмepтной казни приведет к нарушению природы государства, вырождению его духовной сущности. Если государство допускает возможность cмepтной казни, то ценность человеческой жизни падает, а для самих исполнителей cмepтной казни убийство станет обычным явлением. ...

27 03 2024 4:29:14

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ Статья в формате PDF 129 KB...

25 03 2024 19:55:25

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ Статья в формате PDF 305 KB...

22 03 2024 23:21:11

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ Распространённость мастопатии в популяции может достигать более 70 % и не зависит от этнического фенотипа. 92,5 % пациенток, самостоятельно обратившихся по поводу мастопатии, – это городские жители из социальной категории «служащие» со средним специальным и высшим гуманитарным образованием. Сопутствующие заболевания органов пищеварения и урогeнитaльной системы, а также девиантные психологические черты личности достоверно чаще регистрируются у женщин с мастопатией, чем в контроле. Более 70 % женщин отмечают усиление симптомов мастопатии после обострения соматических заболеваний и нервных стрессов, а более 80 % испытывают психологический дискомфорт от направления в онкодиспансер. Необходимы специализированные маммологические кабинеты при женских консультациях и поликлиниках для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с доброкачественными заболеваниями молочных желез. ...

16 03 2024 10:40:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::