Реклама как инструмент высоких гуманитарных технологий: философское осмысление
Сегодня все прогрессивное человечество стоит на пороге нового технологического скачка, связанного с развитием высоких технологий. Особый интерес среди всей индустрии высоких технологий вызывают высокие гуманитарные технологии. Они разpaбатываются на стыке естественных и общественных наук, с использованием знаний из области формальной теории управления, психологии и физиологии человека, социологии, экономики, политологии. Высокие гуманитарные технологии, создаваемые на основе такого междисциплинарного подхода, будут все шире использоваться в передовых методах и технологиях научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения государственного управления, инновационного и технологического развития. По сути, высокие гуманитарные технологии - это высокие технологии управления в социально-экономических системах. [1]. Одним из инструментов такого управления выступает реклама. Реклама оказывает значительное воздействие на людей и общество в целом, влияя на мышление, поведение, стиль жизни. Главная и определяющая цель рекламы - содействовать реализации товара, идеи, начинания. Реклама оказывает психологическое воздействие на общество. Потому сегодня так важно определить, насколько мощна реклама как инструмент высоких гуманитарных технологий, провести философский анализ этого явления, описать потенциальные положительные и негативные последствия такого воздействия на человека и общество в целом.
Для достижения поставленных целей необходимо рассмотреть отдельно феномены рекламы и высоких гуманитарных технологий, провести параллели и обрисовать их связи.
Сегодня ни для кого не секрет, что в индустрии рекламы широко используются различные психологические приемы, действующие на массовое сознание людей в целом. Это подтверждается рядом исследований, проводимым в этой области. В настоящее время существует огромное количество приемов и методов «отключения» психологической защиты у человека, воспринимающего рекламное сообщение. Начиная с 1960-х годов, реклама стала базироваться на массированных социально-психологических исследованиях, на основе которых и выpaбатывались специальные «поведенческие технологии» [2].
Ту же тенденцию - использование психологических приемов, мы обнаруживаем и в области высоких гуманитарных технологий. К этому выводу привели попытки найти дефиницию термина высокие гуманитарные технологии. Один из разработчиков новой научной дисциплины соционики Букалов А.В. определяет гуманитарные технологии как методы обучения, организацию системного образования, психоинформационную совместимость, психотерапию, глубинный психоанализ [3]. Гуманитарный технолог Ефим Островский дает следующее определение гуманитарных технологий: «Гуманитарные технологии - набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество через управление социальным поведением» [4]. Таким образом, высокие гуманитарные технологии - это, прежде всего, построение манипулятивных стратегий, отработка комплекса технологий, направленных на управление социумом.
Находясь на одной грани - манипулирование массами человеческого сознания, две эти индустрии - реклама и высокие гуманитарные технологии вступают в междисциплинарное взаимодействие. Развивая и расширяя комплекс приемов в области гуманитарных технологий, индустрия рекламы пополняет свой базис приемов управления и убеждения.
Таким образом, индустрия рекламы охватывает многие сферы социума - бизнес, финансы, экономику, политику, культуру и др. Обладая такими сверхтехнологичными приемами, реклама имеет двоякую сущность. С одной стороны, она несет в себе потенциальную угрозу для всего общества. Находясь в ведении нечистых на руку людей, реклама может стать инструментом построения общества марионеток, водимого незримым кукловодом, действующим в угоду своим потребностям. С другой же стороны, управление массовым сознанием может иметь и позитивные черты. В качестве примера можно привести охрану окружающей среды, военные действия (избежание паники, подъем боевого духа), сохранение культурного наследия и т.п. Поэтому сегодня очень важно очертить грани дозволенного использования рекламы в качестве инструмента высоких гуманитарных технологий. Любое действие, направленное на управление сознанием человека должно быть, в первую очередь, пронизано гуманными целями. Только гуманное оправдание таких действий, грамотное и ответственное использование рекламы позволит построить нормальное здоровое общество.
Список литературы
1. Шульц В.Л., Цыганов В.В. Модернизация системы национальной безопасности. Модели и механизмы федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной безопасности. - М.: Наука, 2010. - 216 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - URL: http://psyfactor.org.
3. Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI век // Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - №1. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725.
4. Островский Е. Менеджер смотрит под ноги, а лидер - на горизонт // Top manager, 2000. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725.
Статья в формате PDF 129 KB...
25 04 2024 0:12:56
Статья в формате PDF 115 KB...
24 04 2024 4:43:46
23 04 2024 18:56:16
Статья в формате PDF 204 KB...
22 04 2024 11:22:31
Статья в формате PDF 113 KB...
21 04 2024 1:35:21
Статья в формате PDF 137 KB...
20 04 2024 1:14:51
Статья в формате PDF 119 KB...
19 04 2024 11:31:32
Статья в формате PDF 126 KB...
18 04 2024 21:47:16
Статья в формате PDF 329 KB...
15 04 2024 15:29:53
13 04 2024 12:32:48
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 16:24:32
Статья в формате PDF 131 KB...
11 04 2024 11:56:15
Статья в формате PDF 104 KB...
10 04 2024 0:24:26
Статья в формате PDF 139 KB...
09 04 2024 17:38:24
Статья в формате PDF 111 KB...
07 04 2024 6:19:48
Статья в формате PDF 103 KB...
06 04 2024 6:41:21
Статья в формате PDF 273 KB...
05 04 2024 15:36:44
Статья в формате PDF 148 KB...
04 04 2024 10:43:31
Статья в формате PDF 114 KB...
03 04 2024 22:34:39
Статья в формате PDF 115 KB...
02 04 2024 10:53:30
Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...
01 04 2024 12:10:14
Статья в формате PDF 245 KB...
31 03 2024 14:40:47
Статья в формате PDF 121 KB...
30 03 2024 6:20:23
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 4:33:21
Статья в формате PDF 193 KB...
28 03 2024 15:26:22
Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений ЦНС и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными бpaками среди родителей пробандов. ...
27 03 2024 20:46:32
Статья в формате PDF 262 KB...
26 03 2024 12:24:11
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 5:25:26
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 10:31:52
Проведен анализ поведения 380-летних изменений солнечной активности, температуры, осадков, солнечной радиации, штормистости и СО2. Обнаружена тенденция совпадения всех процессов на ветви роста 400-летних изменений. Показано, что основным фактором климатических изменений на Земле является солнечная активность. Для дальнейших сценариев существования человечества в обозримой перспективе, уже не так важно, что лежит в основе глобального повышения температуры, CO2, осадков … Теперь важно искать пути, как снизить риски глобальных климатических изменений на природу, биосферу и экономику. Важно также оценить факторы положительные экономического развития мирового сообщества в целом и России, в частности, вызванные этими изменениями. Показано, что своевременное отслеживание и прогнозирование изменения активности Солнца и вызванных ею земных явлений позволяют снижать экономические риски и выpaбатывать оптимальную стратегию для предотвращения природных катастроф. ...
23 03 2024 12:11:54
Статья в формате PDF 264 KB...
21 03 2024 7:16:10
Статья в формате PDF 137 KB...
20 03 2024 14:22:10
Статья в формате PDF 119 KB...
19 03 2024 18:20:49
Статья в формате PDF 114 KB...
18 03 2024 7:34:16
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 16:34:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::