Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве

Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве

Данильченко С.Л. 1
1 ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Статья в формате PDF 365 KB

Имеющиеся в городе Москве ресурсы повышения квалификации работников образования представляют собой совокупность образовательных организаций различной направленности и правового статуса:

• Московский институт открытого образования (ГАОУ ВПО МИОО) – традиционный лидер системы дополнительного профессионального образования (ДПО) столицы, выполняющий функции регионального центра ДПО;

• вузы, подведомственные Департаменту образования,

• окружные научно-методические и городские профильные центры, имеющие значительный потенциал в аспекте трaнcляции инновационного педагогического опыта;

• федеральные вузы, пытающиеся активно осваивать столичный рынок образовательных услуг в сфере ДПО.

Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации работников образования столицы может стать создание центров инновационного опыта совместно с федеральными вузами. Такие центры необходимо создавать на базе школ – победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Существующие структурные элементы городской системы ДПО значительно отличаются по направленности, формам и методам повышения квалификации, качеству услуг, не всегда ориентированы на конечный продукт, результаты повышения квалификации не нормированы и т.д., рыночные механизмы работают пока слабо.

С 1 сентября 2013 года Правительство Москвы планирует выделять целевые денежные средства из городского бюджета на повышение квалификации в виде субсидий организациям общего образования.

По инициативе Департамента образования города Москвы начата модернизация системы ДПО, сопровождающаяся частичной реструктуризацией столичной системы повышения квалификации.

Решение проблемы качества дополнительного профессионального образования неразрывно связано с проведением следующих организационно-методических мероприятий:

• формированием городского заказа на результативные комплексные программы повышения квалификации;

• проведением конкурсных процедур;

• внедрением проектно-деятельностного хаpaктера повышения квалификации;

• развитием сетевых форм повышения квалификации;

• привлечением образовательного потенциала федеральных вузов;

• дальнейшим развитием курсовой подготовки педагогов.

За последние годы содержание курсовой подготовки благодаря организационно-методической и организационно-технической деятельности МИОО было обновлено, актуализировано с учетом решения конкретных задач московского образования.

Основными направлениями повышения квалификации являются:

• современный образовательный менеджмент;

• эффективное использование новых стимулирующих систем оплаты труда работников, ориентированных на результат;

• особенности управления образовательными организациями в условиях нормативного подушевого финансирования;

• управление качеством образования на различных уровнях;

• организация профильного обучения;

• введение механизмов государственно-общественного управления образовательными организациями;

• освоение информационно-коммуникационных технологий;

• стратегическое планирование в образовании.

Четко обозначились основные проблемы содержания курсовой подготовки учителей.

Во-первых, направленность содержания по преимуществу на обновление предметных знаний, а не на осмысление и компетентностную проработку новых педагогических целей и задач, понимание учителем новой роли, которую он должен занимать в образовательном процессе.

Во-вторых, отсутствие направленности курсовой подготовки учителей различных предметов на интегральное понимание учебного плана, надпредметных педагогических целей и задач.

В-третьих, незначительный объем технологической подготовки, которая должна включать:

• технологии конструирования содержания элективных курсов;

• технологии тьюторской работы;

• организации проектной, исследовательской деятельности, исследовательских пpaктик;

• современные технологии оценки качества образования.

Также обозначились проблемы по содержанию курсовой подготовки руководителей:

• преобладание знаниевого компонента в содержании курсовой подготовки по реализации основных направлений модернизации столичного образования;

• отсутствие пpaктической направленности.

Следует отметить, что технологии формировании городского заказа на повышение квалификации, как на уровне образовательной организации, округа, так и на уровне города в целом не сформированы.

Способ формирования заказа не должен сводиться преимущественно к сбору предложений со стороны всех структур, предлагающих образовательные услуги в сфере повышения квалификации.

В связи с этим следует отметить еще одну существенную проблему – содержание городского заказа на повышение квалификации должно быть ориентировано на реальные потребности городской системы образования, а не на те возможности, которыми актуально обладают ведущие федеральные вузы столицы.

Техническое задание на повышение квалификации многих федеральных вузов сегодня представляет собой, как правило, традиционный набор тематических курсов с жестко фиксированными двумя показателями – количеством обучающихся и объемом учебной программы.

В этих условиях конкурс превратиться только в конкурс «меньших цен». Заказчик в качестве результата получит только отчет об объеме обученных педагогов и выданных удостоверениях.

В настоящее время в МИОО отработаны новые стратегии формирования заказа на повышение квалификации работников образования на основе изучения их потребностей и перспектив развития городской системы образования.

Технологии обучения в сфере повышения квалификации во многих федеральных вузах зачастую не соответствуют задачам овладения учителями и управленцами новыми методами деятельности и компетентностями из-за отсутствия «обратной связи» с образовательными организациями города. Как следствие, обучающиеся, освоившие «новые методы», не несут ответственности за внедрение их в педагогическую пpaктику. Как правило, по окончанию курсов, сдается выпускная работа в форме реферата по теме, выбранной учителем.

Существенной проблемой обновления системы повышения квалификации в городе Москве является отсутствие нормативных требований к знаниям, умениям, компетентностям обучающихся, полученным в ходе курсовой подготовки.

Опыт МИОО показал, что ключевыми проблемами сложившейся столичной системы повышения квалификации работников образования являются:

• отсутствие совместной с федеральными вузами комплексной городской системы повышения квалификации, включая механизмы управления, формирования заказа, разработки технического задания;

• ориентация курсовой подготовки на процесс, объем, а не на результат;

• слабая ответственность, как непосредственно обучающихся, так и руководителей образовательных учреждений, за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсовой подготовки, в педагогическую пpaктику.

Главной концептуальной идеей развития городской системы подготовки кадров для образовательных организаций может послужить идея построения продуктно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов и менеджеров образования.

Это означает, что повышение квалификации должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным обучающимся в ходе курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.), при этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации.

Необходимо учитывать следующие принципы, на которых внедряются в образовательную пpaктику процессы модернизации системы повышения квалификации работников образования:

• принцип разделения функций заказа на повышение квалификации и исполнения этого заказа;

• принцип ориентации содержания курсовой подготовки на обеспечение перспективных потребностей системы московского образования, с одной стороны, и решения конкретных институциональных проблем обучающихся, с другой;

• принцип сочетания двух механизмов мониторинга результатов обучения – объективированных технологий и защиты проектных разработок педагогов;

• принцип комaндного обучения – обучение комaнд из одной образовательной организации или одного округа, объединенных общей системой деятельности;

• принцип открытости городской системы повышения квалификации, предполагающий возможность осваивать различные модули повышения квалификации в разных образовательных организациях ДПО, в том числе и федеральных вузах, в зависимости от собственных потребностей, потребностей образовательной организации и оценки уровня качества реализации учебных программ в том или ином месте;

• принцип сочетания конкурсных механизмов (городского заказа) и государственного задания на повышение квалификации, направленный на формирование конкурентной среды в системе повышения квалификации и, как следствие, обеспечение высокого качества и результативности программ повышения квалификации. Государственное задание должно формироваться для реализации приоритетных задач развития столичной системы образования;

• принцип выбора заказчиком – педагогом или комaндой учителей содержания и форм повышения квалификации;

• принцип включения в городскую систему повышения квалификации инновационных общеобразовательных организаций и инновационного опыта лучших педагогов города Москвы;

• принцип тьюторского и проектного сопровождения деятельности педагогов, руководителей, проектных групп и управленческих комaнд в после – и межкурсовой период.

Исходя из данных принципов система повышения квалификации должна включать в себя следующие компоненты:

Во-первых, городской заказ на содержание, технологии и результат повышения квалификации на основе конкурсных процедур и механизма выявления потребностей системы столичного образования на повышение квалификации руководящих и педагогических кадров.

Во-вторых, организации повышения квалификации – организации, имеющие лицензию на повышение квалификации работников образования.

В-третьих, контроль за эффективностью выполнения городского заказа.

Выявление потребностей системы московского образования может проводиться по 3-м уровням:

• институциональный – выявление потребностей отдельных педагогов и отдельных руководителей;

• окружной – формулировка потребностей повышения квалификации окружными органами управления образованием на основании окружных программы развития образования;

• городской – выявление потребностей в повышении квалификации, исходя из целей и задач приоритетных городских программ, конкурсов, грантов, проектов и т.д.

Сформированный реестр востребованных образовательных услуг в сфере повышения квалификации и должен преобразовываться в формат технического задания на программы повышения квалификации.

В оказании услуг по повышению квалификации смогут принимать участие не только организации системы Департамента образования города Москвы, но и федеральные вузы.

В систему повышения квалификации должны включаться программы не только курсовой подготовки, но и программы сопровождения внедренческой деятельности педагога (руководителя) в послекурсовой период (тьюторство), а также программы сопровождения проектной деятельности различных рабочих (проектных) групп от момента разработки проекта до его полной реализации. В случае реализации масштабных образовательных проектов окружного и общегородского уровней необходимо организовывать комплексные рефлексивно-проектные формы повышения квалификации.

Необходимо продолжить работу по разработке нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию модульно-накопительного хаpaктера повышения квалификации.

Каждый педагог должен получить право обучаться по разным проблемам в различных организациях повышения квалификации, имея при этом возможность «суммировать» все модули в единый «пакет».

В некоторых субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт предоставления услуги на основе ее сертифицирования, но существует опасность, что подобное сертифицирование услуг повышения квалификации педагогических кадров в городе Москве может быть реализовано с определенными рисками.

В регионах также имеется опыт организации деятельности опopных школ и центров инновационного опыта на базе образовательных организаций. Необходимо создать сеть центров по разработке и эффективной трaнcляции московского инновационного опыта.

В настоящее время в системе столичного образования реализуется модель повышения квалификации педагогических кадров, предусматривающая внедрение различных курсов и модулей обучения с учетом уровня, квалификации, опыта и стажа работы, региональных потребностей, изменения нормативной базы, перехода на новые ФГОС и перспектив профессионального развития самих педагогов.

Всего в городе Москве около 160 тыс. педагогических работников, регулярно проходящих обучение в городской системе дополнительного профессионального образования.

Основным направлением совершенствования организации повышения квалификации в городе является создание службы «единого окна» ДПО – Портала ДПО, дающего каждому работнику системы образования представление обо всех предложениях системы ДПО, непосредственно выводящий его на всех «поставщиков услуг» ДПО, обеспечивающий регистрацию и учет ДПО.

Портал ДПО обеспечивает также возможность оперативного мониторинга состояния повышения квалификации каждого педагога со стороны методических служб. Это позволит в еще большей степени учитывать потребности педагогов и в то же время оптимизировать расходование бюджетных средств на повышение квалификации.

Городской Портал ДПО выполняет функции:

• информационного органа системы ДПО Департамента образования города Москвы, в частности, на нем размещается информация об организациях ДПО и предлагаемых ими программах ДПО;

• инструмента автоматической регистрации заявок на ДПО от работников и передачи их в организацию ДПО;

• инструмента автоматического оповещения работника и образовательной организации о поступлении заявки;

• инструмента получения информации организациями ДПО о поступивших заявках на обучение по программам организации;

• инструмента информирования работника и образовательной организации о зачислении работника на программу ДПО и результатах его аттестации по программе;

• инструментом индивидуального и статистического учета ДПО учителей.

Организация ДПО самостоятельно формирует контингент обучающихся на основе заявок, поданных на Портал. По желанию организации ДПО в ходе регистрации на программу ДПО этой организации может происходить переход на страницу Портала, интерфейсное оформление которой и размещение на ней дополнительной информации и ссылок осуществляется этой организацией.

Портал обеспечивает обмен стандартизованными данными с информационной средой образовательного процесса организации.

МИОО, как оператор портала, несет ответственность за своевременное размещение поступающей информации, и за безопасность персональных данных в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», а также за безопасность иных данных, размещенных на Портале.

Назначением автоматизированной системы регистрации и учета контингента «Портала системы ДПО» является автоматизация деятельности учебных структур и кафедр организаций дополнительного профессионального образования по учету контингента системы повышения квалификации и регистрации основных организационных этапов процесса повышения квалификации для каждого обучающегося, а также обеспечения доступа органов управления образованием и должностных лиц к информации о количественных и качественных показателях работы системы дополнительного профессионального образования.

«Портал системы ДПО» ведется специалистами МИОО с целью автоматизации процесса регистрации и учета контингента курсовой системы повышения квалификации Департамента образования города Москвы и позволяет решать следующие задачи:

• ведение списка курсов повышения квалификации предлагаемых для работников системы образования города Москвы в текущем учебном году с возможностью поиска по существенным параметрам курсов;

• ведение списка обучающихся системы повышения квалификации с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных;

• автоматизация операций комплектования групп курсов повышения квалификации;

• организационно-техническое сопровождение процесса повышения квалификации;

• учет объема повышения квалификации отдельными работниками системы образования города Москвы с целью обеспечения права на бесплатное повышение квалификации (единая электронная зачетная книжка с отражением накопительного принципа);

• доступ руководителей образовательных организаций и учебных округов к информации о повышении квалификации сотрудников.

• прогноз потребности системы образования в курсах повышения квалификации на текущий и ближайшие учебные годы.

«Портал системы ДПО» находится в постоянном и активном развитии. Разработанный в МИОО по поручению Департамента образования города Москвы, он создан и доpaбатывается для удобства и повышения эффективности труда работников системы образования города: учителей, методистов, руководителей школ и работников организаций дополнительного профессионального образования.

Программы повышения квалификации в системе Департамента образования города Москвы реализуются организациями дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования, а также государственными научными учреждениями в соответствии с их лицензиями.

Адаптационная программа – типовой объем 72 часа. Ориентирована на развитие всей системы образования в целом, обеспечивает потребность в адаптации работника к изменениям в системе образования и обществе, как правило – за 5 лет. Заказ на разработку программы формулируется Департаментом образования города Москвы. При этом Департамент образования может выносить рекомендации об адаптационных программах большего объема, или прохождение которых осуществляется с интервалом, меньшим, чем 5 лет.

Программа усовершенствования (модульная) – типовой объем 72 часа. Строится исходя из потребности работника и его образовательной организации в профессиональном развитии и совершенствовании, в том числе – фиксируемом новой квалификационной категорией, в соответствии с задачами, стоящими перед работником, типом образовательной организации, в основном – из типовых модулей. Заказ на разработку программ и отдельных модулей формулируется методическими службами. При необходимости Департамент образования может выносить рекомендации о программах усовершенствования большего объема.

Профильные (специализированные) программы – типовой объем 72 часа. Строятся, исходя из личных профессиональных интересов работника. Заказ на разработку программ формулируется Департаментом образования, методической службой, образовательными организациями и учителями или программа разpaбатывается в инициативном порядке. Среди специализированных программ выделяются программы повышенного уровня, рассчитанные на достижения учителем особой подготовки в отдельных вопросах, необходимой, например, для ведения соответствующего элективного курса в школе.

Базовые (восполняющие) программы – типовой объем 72 часа. Обеспечивают приведение квалификации работника в соответствие с обязательными требованиями к его основной деятельности и требованиям уже присвоенной ему квалификационной категории. Работник направляется на такую программу в соответствии с собственной потребностью с учетом результатов профессиональной аттестации.

Адаптационные программы и программы усовершенствования осуществляют специализированные структуры ДПО, обеспечивающие:

• методический мониторинг внутренней (анализ проблем и потребностей организаций общего, начального и среднего профессионального образования города и работников этих организаций) и внешней (федеральная нормативная база и т. д.) потребности в ДПО;

• методический мониторинг соответствия курсов ДПО потребности системы образования города Москвы.

В рамках предлагаемой модели ДПО результат рассматривается как образовательный продукт, представленный соответствующим проектом, или учебной программой, учебно-методическим пособием, нормативно-правовым актом, а также образовательный результат, выраженный в виде более высокого уровня профессиональной компетентности – знание предмета, современных образовательных технологий, психолого-педагогических знаний.

Механизмом оценки качества образовательного продукта является мониторинг, который носит непрерывный хаpaктер, начинаясь на этапе работы над образовательным продуктом, и продолжается на этапе внедрения результатов.

Предлагаемая модель повышения квалификации работников московского образования может состоять из пяти функциональных блоков:

1) формирование заказа на повышение квалификации;

2) размещение заказа на повышение квалификации;

3) реализация учебных программ;

4) оценка результативности освоения обучающимся программ повышения квалификации;

5) внедрение продукта, полученного обучающимся, в пpaктику.

Второй и третий блок нормированы законодательством РФ и не нуждаются в особых комментариях.

Образовательная организация (институциональный уровень) формирует собственный заказ на повышение квалификации, включающий задачи, формы и технологии организации, описание результата. Часть заказа размещается в организациях повышения квалификации (ОПК). Вторая часть передается на окружной уровень. Реализация данной системы формирования заказа требует разработки и легитимации единых требований к формату заказа на повышение квалификации.

Этапы деятельности по организации повышения квалификации в соответствии с уровнями формирования системы повышения квалификации:

• Уровень образовательного учреждения:

Первый этап: изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в образовательных организациях. Осуществляется методической службой, администрацией образовательной организации.

Второй этап: построение возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя.

Третий этап: выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ повышения квалификации.

Четвертый этап: заключение договоров с поставщиками услуг, в том числе на сопровождение деятельности учителя в послекурсовой период (при необходимости).

Пятый этап: организация поставщиком услуги образовательного процесса для педагогов. Возможно проведение обучения всего педагогического коллектива. Обязательное проведение входного и выходного мониторинга для оценки уровня подготовленности. Предусмотреть возможность рекомендаций по результатам повышения квалификации на аттестацию педагогов.

Шестой этап: применение полученных новых знаний и образовательных продуктов в педагогической (управленческой) деятельности. Возможно тьюторское сопровождение.

Седьмой этап: оценка результативности повышения квалификации профессиональным сообществом по разработанной методике.

• Окружной уровень:

Первый этап: формирование единой заявки и направление ее в окружное управление образования. В заявке указываются потребности образовательных организаций в комплексном повышении квалификации педагогических коллективов по отдельным направлениям. При формировании заявки учитываются потребности сферы образования данной округа.

Второй этап: формирование единого окружного реестра потребностей в повышении квалификации. Производится с учетом выделяемого на эти цели финансирования.

Третий этап: проведение конкурсных процедур для определения поставщика на закупку услуг по повышению квалификации.

Четвёртый этап: направление групп педагогов на курсы повышения квалификации или организация услуг на базе отдельных образовательных организаций столицы.

Пятый этап: мониторинг качества образовательных услуг по специально разработанным методикам.

Московский институт открытого образования по поручению Департамента образования города Москвы координирует работу по созданию городского портала ДПО с учетом сроков реализации образовательных программ, объема часов, тем, краткой аннотации, форм контрольно-измерительных процедур, форм организации и реализации образовательной услуги, контингента обучающихся, авторов программ.

Данный портал создан и функционирует на интернет-сайте МИОО.

К предоставлению услуг по повышению квалификации должны привлекаться образовательные организации двух категорий:

• базовые общеобразовательные организации и вузы – городские и федеральные, оказывающие услуги по повышению квалификации, формируют сеть базовых организаций по различным направлениям деятельности, в которых может осуществляться пpaктическая часть программы повышения квалификации, а также опытно-экспериментальная, проектная деятельность. Таким организациям может направляться государственное задание (городской заказ);

• центры инновационного опыта. Центрами инновационного опыта становятся школы – победители национального проекта «Образование», а также школы, получившие данный статус по результатам опытно-экспериментальной деятельности. В таких центрах происходит не только трaнcляция инновационного опыта, но и организована разработка инновационных продуктов. Педагоги-инноваторы, победители в конкурсе лучших учителей национального проекта «Образование», становятся центральным звеном в системе повышения квалификации педагогов. Их опыт не просто трaнcлируется (общеизвестно, что трaнcлируемый опыт перенимается с трудом), главное, они собирают вокруг себя единомышленников для работы над новыми идеями и овладения новыми компетенциями.

Таким образом, формируется насыщенная инновационная среда, обеспечивающая профессиональное развитие педагогов. Потребности развития профессиональной карьеры являются основанием для выбора соответствующих курсов повышения квалификации. Индивидуальный маршрут выстраивается в межкурсовой период, при этом возможно использование тьюторов. Индивидуальное сопровождение учителя требует больших затрат, и может использоваться только при включении в программу долгосрочного развития организации. В связи с этим оно не может носить массового хаpaктера.

Москва – огромный мегаполис, поэтому объективно затруднены прямые трaнcпортные коммуникации, что в известной мере снижает активность столичного учительства при сохранившейся и увеличивающейся потребности в повышении квалификации. При этом почти в каждой образовательной организации города есть доступ к сети Интернет, вузы (городские и федеральные) должны работать с учительской аудиторией в различных форматах. Перспективными могут быть формы обучения коллектива отдельных школ с выездом обучающей комaнды на места. Такие технологии апробированы, получены высокие результаты. Следует пересмотреть формы предоставления услуги с учетом особенностей территориального расположения округов и организаций.

Формы аттестации освоения программ повышения квалификации должны разpaбатываться поставщиком образовательных услуг, и информация о них должна заблаговременно размещаться на едином городском портале ДПО.

Процесс аттестации желательно осуществлять в форме итогового испытания, защиты проекта, презентации образовательной программы, учебно-методического пособия, нормативно-правового акта и сертифицировать необходимыми документами установленного государственного образца.

Новая система аттестации кадров должна предусматривать учет освоения программ повышения квалификации. Этот учет осуществляется аттестуемым в профессиональном портфолио. Электронный вариант портфолио давно используется в городе Москве. Повышение квалификации является одним из обязательных критериев профессиональной деятельности аттестуемого.

Степень удовлетворенности потребителя в образовательной услуге выявляется в процессе реализации соответствующего компонента мониторинга, в ходе которого осуществляется анализ и оценка качества образовательной услуги работником образования – потребителем услуги на уровне образовательной организации. Учет удовлетворенности работников оказанными услугами должен осуществляться образовательной организацией.

Таким образом, в ближайшее время необходимо приступить к разработке технологии проведения диагностики результативности повышения квалификации, в том числе удовлетворенности педагогов полученными услугами.

Организации ДПО в совокупности решают важнейшую задачу – повышение квалификации работников образования столицы. Вместе с тем, эти организации составляют и определенную конкурентную среду в системе дополнительного профессионального образования. Совместно с МИОО образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации, – городские и федеральные вузы, окружные методические центры, учебно-методические центры различной направленности, подведомственные Департаменту образования города Москвы, ежегодно осуществляют формирование городской системы повышения квалификации. МИОО закрепил за собой роль головного консультационного центра, обеспечивающего научно-методическое и организационно-методическое сопровождение реализации инновационных программ повышения квалификации работников образования города Москвы, все более активно сочетающего функции многопрофильной образовательной организации и научно-методического центра не только городского, но и федерального значения.



ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ КРОВОТОК У ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НАРАСТАЮЩЕЙ ВЕЛИЧИНЫ

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ КРОВОТОК У ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НАРАСТАЮЩЕЙ ВЕЛИЧИНЫ В исследовании изучались и оценивались адаптивные реакции периферического звена кровообращения у дeвyшек 18-22 лет при локальных изометрических нагрузках нарастающей величины. Хаpaктерно, что с ростом прессорных воздействий на сосуды работающих мышц объемная скорость кровотока оставалась более высокой, чем в покое. В целом качество приспособительных реакций кровообращения было ниже у дeвyшек 18 лет при низких объемах выполняемой работы. ...

25 04 2024 6:25:35

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ Статья в формате PDF 281 KB...

24 04 2024 0:18:11

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов Статья в формате PDF 131 KB...

22 04 2024 22:44:24

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий) Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...

18 04 2024 2:36:12

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

01 04 2024 0:49:33

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Статья в формате PDF 112 KB...

22 03 2024 13:12:46

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ Статья в формате PDF 275 KB...

21 03 2024 23:45:26

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРОМИДА ВИСМУТА С БРОМИДОМ КАДМИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРОМИДА ВИСМУТА С БРОМИДОМ КАДМИЯ Статья в формате PDF 252 KB...

17 03 2024 2:56:11

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::