РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ – ТЕХНОЛОГИЯ, ДИКТУЕМАЯ ВРЕМЕНЕМ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ – ТЕХНОЛОГИЯ, ДИКТУЕМАЯ ВРЕМЕНЕМ

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ – ТЕХНОЛОГИЯ, ДИКТУЕМАЯ ВРЕМЕНЕМ

Выходцева Г.И. Лобанов Ю.Ф. Иванов И.В. Скударнов Е.В. Статья в формате PDF 133 KB

Рейтинговая система оценки знаний студентов - система организации процесса освоения основной образовательной программы по специальности 060103 «Педиатрия», включенная в учебно-методические комплексы дисциплин. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины и проведение регулярной оценки знаний и умений студентов с помощью текущего контроля по дисциплинарному модулю и заключительного контроля по дисциплине в целом.

Формирование знаний и умений нехирургического профиля, необходимых для работы со здоровым и больным ребенком, проводится при изучении ряда дисциплин:

  • общий уход за детьми;
  • курс здорового ребенка;
  • пропедевтика детских болезней;
  • детские болезни;
  • детские инфекционные болезни;
  • поликлиническая педиатрия.

Подготовка студентов по педиатрии включает традиционные образовательные ресурсы (лекции, пpaктические занятия, контрольные занятия), самостоятельные обучающие ресурсы с участием преподавателя (контролируемая самостоятельная работа), автономные обучающие ресурсы, не требующие участия преподавателя (электронные и печатные версии учебников и учебных пособий, интернет-ресурсы). Организация и обеспеченность этими ресурсами отражена в учебно-методических комплексах дисциплин, разработанных на основе учебного плана. Но для обеспечения единого подхода к контролю учебной деятельности, повешения качества подготовки специалиста и создания мотивации систематической работы студентов в течение семестра понадобилось внедрение рейтинговой системы как единого подхода к контролю освоения знаний по образовательной дисциплине.

Под рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. Основной замысел введения рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дисциплин, наряду с универсальностью, заключается в достижении управляемости учебного процесса со стороны как преподавателя, так и студента. Это достигается за счет:

  • создания стимулов для самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя;
  • создания стимулов для студентов в учебной и учебно-исследовательской деятельности;
  • определения требований к учебной деятельности и ее результатам со стороны преподавателя в начале занятий;
  • достижения прозрачности оценок студента и измерения успеваемости по группе;
  • более четкое распределение ответственности в учебном процессе между преподавателем и студентом.

Иначе говоря, если преподаватель выполнил все требования рейтинговой системы, то студент полностью отвечает за результаты своей учебы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Рейтинговая система позволяет накапливать результаты обучения, учитывая все виды учебной деятельности в виде итогового рейтинга. Она предполагает непрерывный и объективный контроль в течение всего срока изучения дисциплины, побуждает студентов к регулярной и планомерной учебной деятельности - как в аудитории, так и во время самостоятельной подготовки, повышает интерес к изучению дисциплины. Рейтинговая оценка знаний позволяет использовать различные формы поощрений знаний.

В этой системе при изучении педиатрических дисциплин используются следующие виды рейтингов: текущий, рубежный, семестровый, рейтинговая оценка экзамена (зачета) и итоговый рейтинг. Максимальная оценка каждого вида рейтинга составляет 100 баллов.

Подготовка студента оценивается по указанным ниже блокам (табл. 1).

Таблица 1. Блоки оценки студента, используемые в рейтинговой системе оценки знаний

Блок

Вид оцениваемой работы

Объект

оценки

Цель

Теоретический

Все виды работ при изучении студентом дисциплины

Теоретические знания студента по дисциплине

Стимулировать учебную активность, определить степень усвоения

Пpaктический

Уровень освоения пpaктических навыков и умений

Пpaктические навыки и умения студента по дисциплине

Стимулировать учебную активность, определить степень освоения

Учебно-организационный

Лекции, пpaктические занятия

Посещаемость

Определить прилежность и дисциплинированность студента

Оценка знаний студентов в текущем рейтинге по теоретическому блоку основана на исходном и заключительном контроле во время занятия.

Исходный контроль предусматривает оценку подготовленности студентов по данной теме занятия. Он проводится по заданиям, составленных на основе вопросов для подготовки к занятиям, изложенных в методических рекомендациях к пpaктическим занятиям по соответствующим предметам. Данные вопросы составлены таким образом, что не требуют дополнительного обсуждения или разъяснения, а для ответов на них достаточно использования автономных обучающих ресурсов.

Заключительный контроль проводится на основании индивидуального ситуационного задания, которое получает каждый студент для письменного ответа.

В отличие от исходного контроля, заключительный контроль предусматривает оценку способности студента применить свои знания по данной теме в конкретной ситуации - диагностической, дифференциально-диагностической, лечебной или профилактической. Проведение заключительного контроля возможно только после обсуждения тематического больного, оценки диагностической значимости результатов дополнительного обследования, обсуждения объема лечения с учетом возраста и тяжести заболевания.

Оценка знаний по пpaктическому блоку основана на демонстрации студентами навыков клинического обследования, тpaктовке результатов лабораторных анализов, инструментального обследования, выполнения ряда манипуляций (полный объем отражен в «Перечне пpaктических навыков и умений», разработанный применительно к каждой учебной дисциплине и, также, включенный в учебно-методические комплексы дисциплин). Это осуществляется во время их, контролируемой со стороны преподавателя, самостоятельном наблюдении за здоровыми и больными детьми с последующим докладом о состоянии их здоровья или выявленных признаков заболевания и его течении перед всей группы (при этом, безусловно, выполняется требование о соблюдении врачебной тайны). В редких случаях допускается использование для доклада выписок из истории развития ребенка или истории болезни (перечень навыков и структура проведения пpaктического занятия также изложена в методических рекомендациях к пpaктическим занятиям по предметам).

К окончанию пpaктического занятия рейтинговая оценка складывается из средней величины оценок, полученных студентом по теоретическому и пpaктическому блокам. Текущий рейтинг всех занятий складывается из общей суммы полученных баллов, разделенной на число занятий.

По мере углубления изучения детских болезней (соответственно переходу студентов на последующий курс), текущий рейтинг дополняется оценкой за навыки оформления истории болезни, врачебной рецептуры, самостоятельного дежурства в отделении клинической базы. Это одна из форм контролируемой (в данном случае контроль проводится дежурным персоналом отделения) самостоятельной работы при изучении детских болезней. При отчете студента по дежурству оценивается его способность:

  • к выявлению изменений в состоянии ребенка, требующих неотложного вмешательства,
  • к выделению и формулировке синдромов, объясняющих тяжесть состояния и наблюдению за их динамикой,
  • к навыку общения с родителями ребенка для получения от них необходимой информации,
  • оформления врачебной документации на больного,
  • к докладу больного перед коллегами по работе.

Учебно-организационный блок текущего рейтинга основан на учете посещаемости занятий и лекций для определения прилежности и дисциплинированности студента.

Со студентами, которые нарушали учебную дисциплину, пропускали лекции и/или пpaктические занятия проводится индивидуальное собеседование с целью выяснения причин этого. При наличии уважительной причины, студенту предлагается индивидуальная помощь в освоении темы пропущенного занятия во внеучебное время по обоюдному согласованию с преподавателем. Пропущенные по уважительной причине занятия не учитываются в их общем числе при расчете текущего рейтинга. В случае выяснения неуважительной причины пропусков занятий вводятся штрафы для занятий:

1) 0 баллов за занятие при расчете текущего рейтинга занятий;

2) рейтинг отработанного пропущенного по неуважительной причине занятия оценивается с понижающим коэффициентом 0,5.

Студент отpaбатывает пропущенные пpaктические занятия во внеучебное время согласно принятому на кафедрах графику приема отработок.

Тем студентам, которые в течение цикла занятий показывали отличные знания, проявляли интерес к дисциплине, выступали с докладами, были активными на занятиях:

Бонус 1: 20 баллов к текущему рейтингу на занятиях за выступление с докладом.

Бонус 2: надбавка студенту «за отношение к учебе» до 5% набранного семестрового рейтинга.

Рубежный рейтинг также охватывает три блока контроля: теоретический, пpaктический и учебно-организационный.

Контроль теоретических знаний проводится, как правило, на основе тестового контроля, включающего достаточное количество тестов (не менее 50) для индивидуальной оценки и собеседования по ситуационным задачам. Пpaктический блок контроля предусматривает выявление степени (процента) освоения пpaктических навыков, перечень которых отражен в индивидуальной зачетной книжке пpaктических навыков по каждому предмету. Дополнительно к этому, оценивается навык доклада больного при клиническом обходе студентов группы с профессором или доцентом кафедры.

Учебно-организационный блок рубежного рейтинга основан на учете своевременности прохождения этапов контроля и ликвидации возникших задолженностей.

При наличии уважительной причины, по которой студент не смог своевременно в дни учебных занятий пройти этапы рубежного контроля, ему предлагается индивидуальная помощь во внеучебное время по обоюдному согласованию с преподавателем.

В случае выяснения неуважительной причины возникших задолженностей вводятся штрафы рубежного рейтинга:

1) повторная сдача этапов рубежного рейтинга - оценка с уменьшением на 20.

2) повторная сдача этапов рубежного рейтинга позже 1 мес. от окончания занятий оценивается с дополнительным уменьшением на 15 баллов.

Прием задолженностей по этапам контроля рубежного рейтинга проводится во внеучебное время согласно принятому на кафедре графику приема отработок.

Семестровый рейтинг складывается из суммы текущего и рубежного рейтинга. Поскольку его оценка также составляет 100 баллов, по решению кафедры устанавливаются их весовые коэффициенты. Иллюстрируем примером.

Весовой коэффициент текущего рейтинга 0,7, рубежного - 0,3.

Студент А. Семестровый рейтинг = 68 (текущий рейтинг) х 0,7 + 72 (рубежный рейтинг) х 0,3 = 48 + 22 = 70 баллов.

По тем предметам, где учебным планом предусмотрен экзамен, вводится рейтинговая оценка экзамена, которая в сумме с семестровым составляет итоговый рейтинг (при отсутствии экзамена - семестровый расценивается итоговым).

Согласно Положения «О балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Алтайского государственного медицинского университета», проведение экзамена по любому предмету предусматривает обязательность трех его этапов: итоговое тестирование, прием пpaктических навыков и теоретическое собеседование. Весовой коэффициент каждого этапа экзамена устанавливается решением кафедры.

После приема экзамена каждый студент получает итоговую рейтинговую оценку: семестровый рейтинг + рейтинг экзамена. Их весовые коэффициенты также устанавливаются решением кафедры, но на основании Положения «О балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Алтайского государственного медицинского университета» коэффициент семестрового рейтинга не может быть ниже 0,4.

Для расчета комплексного рейтинга деканат использует экзаменационно-зачетные ведомости или ведомости учета семестрового рейтинга, поступающие с кафедр, данные заносятся в компьютер, что в дальнейшем позволяет получить информацию о рейтингах любого студента.

Соответствие 100-балльной рейтинговой и традиционной пятибалльной системы оценки знаний отражено в табл. 2.

Таблица 2. Соответствие 100-балльной рейтинговой и традиционной пятибалльной системы оценки знаний

100-балльная шкала

Традиционная шкала

80-100

Отлично

65-79

Хорошо

50-64

Удовлетворительно

Менее 50

Неудовлетворительно

Внедрение 100-балльной рейтинговой системы оценки знаний студентов привело к увеличению на итоговой государственной аттестации по специальности 060103 «Педиатрия» количества отличных оценок с 30 до 37%, а хороших - с 46 до 53% в течение 2 лет. Более того, рейтинговая оценка стала одним из основных критериев при зачислении в интернатуру при университете, по окончании которой выпускник обеспечивается гарантированным местом работы.



ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья в формате PDF 275 KB...

25 04 2024 11:49:40

ЛИГАНДЫ СОМАТОСТАТИНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАНКРЕАТОЛОГИИ. СООБЩЕНИЕ 2. СОМАТОСТАТИН И ЕГО АНАЛОГИ В ЛЕЧЕНИИ ОСТРОГО И ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА

ЛИГАНДЫ СОМАТОСТАТИНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАНКРЕАТОЛОГИИ. СООБЩЕНИЕ 2. СОМАТОСТАТИН И ЕГО АНАЛОГИ В ЛЕЧЕНИИ ОСТРОГО И ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА В экспериментальных исследованиях было установлено благоприятное влияние соматостатина и его аналогов на течение острого панкреатита и выживаемость подопытных животных. Это явилось предпосылкой для применения соматостатина при лечении острого панкреатита у людей. По данным ряда исследований применение соматостатина у пациентов с острым панкреатитом способствовало уменьшению частоты осложнений и снижению cмepтности. Использование октреотида при лечении острого панкреатита - наиболее важная область его применения в панкреатологии. По данным мета-анализа рандомизированных исследований у пациентов с тяжелым острым панкреатитом, получавших октреотид, было подтверждено снижение cмepтности. Существующие данные доказательной медицины свидетельствуют о благоприятном влиянии октреотида на эффективность лечения пациентов с острым панкреатитом. Применение октреотида при хроническом панкреатите различной этиологии способствовало уменьшению болевых ощущений, снизило потребность в спазмолитиках и aнaльгетиках, а также частоту обострений. Положительный эффект октреотида при лечении хронического панкреатита зафиксирован как у взрослых, так и у детей. ...

17 04 2024 1:33:55

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ Статья в формате PDF 253 KB...

14 04 2024 7:24:12

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ жидких ФРАКЦИЙ В ЖЕЛОБЕ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ жидких ФРАКЦИЙ В ЖЕЛОБЕ Статья в формате PDF 369 KB...

09 04 2024 12:12:57

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ Статья в формате PDF 567 KB...

07 04 2024 9:27:18

ЭКОНОМИКА СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЭКОНОМИКА СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Статья в формате PDF 308 KB...

02 04 2024 14:54:41

СHEMILUMINESCENT ***YSIS OF BLOOD IN THE MONITORING OF COMMON MAGNETIC FIELD THERAPY

СHEMILUMINESCENT ***YSIS OF BLOOD IN THE MONITORING OF COMMON MAGNETIC FIELD THERAPY Статья в формате PDF 119 KB...

31 03 2024 19:38:46

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ Статья в формате PDF 657 KB...

28 03 2024 19:12:30

ЛЕГКИЕ ГОРОДА

ЛЕГКИЕ ГОРОДА Статья в формате PDF 289 KB...

27 03 2024 21:38:13

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования С помощью элементарных методов комбинаторной математики и единственности решений систем линейных алгебраических уравнений для невырожденных случаев доказана теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра. Показано, что количество особых точек для этой системы равняется 2n, а их структура в отношении сочетания нулевых и ненулевых координат совпадает с биноминальными коэффициентами. Сделано предположение, что с помощью этой динамической системы можно моделировать конкурентные взаимодействия среди n научных фронтов в рамках широкой области научных исследований. ...

24 03 2024 1:34:10

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся. ...

20 03 2024 12:31:56

ЗАПАС ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ

ЗАПАС ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ Статья в формате PDF 134 KB...

17 03 2024 1:56:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::