О МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Наше исследование направлено на разработку теоретических основ и методики экологического воспитания на уроках биологии в 6 классе.
Проведенное нами исследование показало, что в методике экологического воспитания большое значение имеют методически грамотно выбранные условия, методы и методические приемы. Условиями реализации воспитывающего обучения биологии являются внешние и внутренние обстоятельства учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие органическую связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием на их основе социально значимых взглядов, ценностно-ориентированных отношений к природе, обществу, друг другу, самому себе, усвоенному учебному предмету. Мы выделяем две группы условий: психолого-педагогические и методические, которые необходимо соблюдать в образовательном процессе для усиления эффективности экологического воспитания.
Теоретический анализ позволил выделить наиболее эффективные методы и приемы, которые необходимо использовать для решения задач экологического воспитания в биологическом образовании:
- апелляция к личному опыту общения школьников с природой;
- анализ экологически ценностных суждений деятелей науки, литературы и искусства;
- создание словесного, изобразительного или графического образа единства человека с природой;
- создание ситуаций мopaльного выбора, вербальных, реальных, игровых ситуаций оценки и самооценки, поощрения;
- оценка общественного мнения по поводу экологических проблем;
- реальная природоохранительная деятельность;
- анализ примеров экологически нецелесообразного поведения.
Мы провели анализ учебного содержания курса биологии в 6 классе и выяснили, что оно дает возможность школьникам овладеть систематизированными знаниями о растительном мире, усвоить закономерности его жизни, установить природные причинно-следственные связи, лежащие в основе этих закономерностей, а главное, применить эти знания в пpaктической деятельности, в частности в разнообразной природоохранительной деятельности.
Проведенный нами анализ программного содержания тем «Внешнее строение листа», «Клеточное строение листа», «Влияние среды на строение листьев», «Строение стeбля», «Видоизменение побегов» (6 класс) выявил возможности реализация экологического воспитания на уроках биологии. В результате анализа содержания тем оказалось, что текст учебника и его методический аппарат содержат недостаточно материала, который мог быть использован на уроке для реализации экологического воспитания учащихся. Так, в учебнике биологии возможности для реализации экологического воспитания составляют 66,6 %, а в программе - лишь 8,3 % от теоретически возможного.
Нами разработана методика уроков биологии с усилением экологического воспитания в 6 классе по вышеуказанным темам, которая прошла проверку в условиях педагогического эксперимента. Проведение уроков по разработанной методике проводилось в средней школе № 28 г. Астpaxaни.
Результаты проведенной работы показали, что в экспериментальном классе уровень экологической культуры удалось повысить, а по некоторым показателям оказался выше, чем в контроле. Проведенный анализ экологической воспитанности школьников экспериментального и контрольного классов свидетельствует об эффективности разработанной нами экспериментальной методики экологического воспитания на уроках биологии в 6 классе.
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 7:32:25
Статья в формате PDF 187 KB...
17 04 2024 7:29:48
Статья в формате PDF 100 KB...
16 04 2024 19:47:43
Статья в формате PDF 109 KB...
15 04 2024 1:42:52
Статья в формате PDF 364 KB...
14 04 2024 10:11:52
Статья в формате PDF 255 KB...
13 04 2024 1:59:19
12 04 2024 8:22:27
Статья в формате PDF 312 KB...
11 04 2024 2:22:38
Статья в формате PDF 179 KB...
10 04 2024 15:16:24
Статья в формате PDF 121 KB...
09 04 2024 19:36:56
Статья в формате PDF 264 KB...
07 04 2024 7:42:41
В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта. ...
06 04 2024 22:56:32
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 13:39:58
04 04 2024 9:11:20
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2024 20:46:37
01 04 2024 7:51:39
Статья в формате PDF 183 KB...
31 03 2024 4:33:24
Статья в формате PDF 111 KB...
30 03 2024 15:43:57
Статья в формате PDF 112 KB...
29 03 2024 15:49:19
Статья в формате PDF 115 KB...
28 03 2024 6:29:33
Статья в формате PDF 166 KB...
27 03 2024 3:27:15
Статья в формате PDF 182 KB...
26 03 2024 23:30:30
Статья в формате PDF 139 KB...
25 03 2024 23:21:28
Статья в формате PDF 281 KB...
24 03 2024 11:40:32
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 12:32:30
Статья в формате PDF 136 KB...
22 03 2024 23:10:32
Статья в формате PDF 101 KB...
21 03 2024 12:51:49
Статья в формате PDF 173 KB...
20 03 2024 0:57:17
Статья в формате PDF 266 KB...
19 03 2024 3:22:14
Статья в формате PDF 120 KB...
18 03 2024 5:55:42
Статья в формате PDF 133 KB...
17 03 2024 13:44:29
16 03 2024 10:30:49
Статья в формате PDF 137 KB...
15 03 2024 2:49:42
Статья в формате PDF 310 KB...
13 03 2024 12:57:44
Статья в формате PDF 104 KB...
12 03 2024 11:31:22
Статья в формате PDF 117 KB...
11 03 2024 3:31:37
Статья в формате PDF 108 KB...
10 03 2024 5:24:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::